Меню

Зооморфный орнаменты древнего египта

Египетский орнамент: описание и особенности

Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.

Виды орнаментов

Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.

Орнамент — это рисунок, состоящий из одинаковых элементов, которые повторяются или чередуются.

Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:

  • способу расположения частей орнамента;
  • характеру их составляющих.

По способу размещения элементов в композиции они делятся на:

  • лучевой рисунок — детали располагаются по направлению к центру или от него;
  • концентрический — элементы расположены по кругу или спирали;
  • линейный — составляющие изображения образуют прямые линии.

Характер составляющих узор деталей может быть следующим:

  • геометрический — образован простейшими художественными элементами, например, точками, линиями, волнами, кругами, квадратами, зигзагами, спиралями;
  • растительный, где составляющие рисунка — это растения или их части;
  • анималистический — основными элементами в этом случае являются животные, насекомые, птицы.

Разновидности египетского орнамента

В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.

Египетский орнамент в полосе

Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.

Растительные элементы в узорах

Египетские орнаменты с цветами, деревьями и другими растениями были почти так же популярны, как изображения фараонов. Особо актуальным цветком в рисунках считался лотос и его лепестки, отождествляющиеся с небесным светилом и его лучами. Лотос символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту помыслов. Рисунок алоэ, распространенного растения, стойкого к длительной засухе, обозначал жизнь в загробном мире. В египетском орнаменте часто изображались водная лилия, являющаяся символом возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; папирус, название которого означает «дар реки». Почитаемые деревья в египетской символике — это финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора. Все они обозначали начало жизненного цикла.

Анималистические мотивы

Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.

Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:

  • Осириса, его рисовали также в виде глаза;
  • Исиды, чьим знаком является трон;
  • Анубиса, имеющего на орнаментах обличье шакала.

Рисуем узоры Египта

Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.

Мотив — это одна из составляющих единиц узора.

Раппорт — совокупность повторяющихся мотивов.

К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).

Читайте также:  Вязаный свитер женский косы спицами схема

Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:

  1. Среди вышеперечисленных популярных растений и цветов египетского орнамента выберите понравившиеся вам по внешнему виду или символике. Не стоит пытаться включить в рисунок все сразу, это может перегрузить его. 2-3 мотивов, например растительных, будет достаточно. На изображенных ниже рисунках раппорт составляют папирус и лотос.
  2. Обозначьте ширину полосы, которая будет в конечном виде составлять полноценный орнамент. Она может быть образована как двумя прямыми линиями, так и двумя тонкими лентами с простейшими геометрическими объектами: волнами, прямоугольниками, точками. На примерах орнаментов ниже это полосы, на верхних частях которых есть лента с узором из разноцветных прямоугольников.
  3. Дальше создайте раппорт. Попробуйте скомпоновать элементы в оптимальной последовательности, переверните их, разверните в разные стороны. Нужно добиться гармонии внешнего вида орнамента. После того как раппорт будет выбран, нарисуйте его элементы, вписав в основную полосу, и повторяйте необходимое количество раз.

Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!

Источник

Египетский орнамент: описание и особенности

От Masterweb

Среди предметов наследия культурного различных стран и эпох красота орнамента египетского занимает особое место. Эти рисунки самобытные окутаны множеством мифов и легенд. искусствоведы и Ученые пытаются трактовать их скрытый смысл, но когда ли им вряд-нибудь удастся раскрыть все этих. В секреты мотивах часто черпают вдохновение одежды дизайнеры, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и рисунков загадочностью страны фараонов. В данной статье вы разновидностях о узнаете орнаментов египетского стиля. Также вы как, узнаете научиться рисовать характерные для страны этой геометрические узоры.

Виды орнаментов

чем Прежде углубляться в разнообразие египетских узоров, узнать следует, что собой представляет данный Орнамент.

термин — это рисунок, состоящий из одинаковых которые, элементов повторяются или чередуются.

Существует способа два их классификации в целом. Они делятся по:

  • расположения способу частей орнамента;
  • характеру их составляющих.

По размещения способу элементов в композиции они делятся на:

  • рисунок лучевой — детали располагаются по направлению к центру него от или;
  • концентрический — элементы расположены по кругу спирали или;
  • линейный — составляющие изображения образуют линии прямые.

Характер составляющих узор деталей быть может следующим:

  • геометрический — образован простейшими элементами художественными, например, точками, линиями, волнами, квадратами, кругами, зигзагами, спиралями;
  • растительный, где рисунка составляющие — это растения или их части;
  • основными — анималистический элементами в этом случае являются насекомые, животные, птицы.

Разновидности египетского орнамента

В Египте Древнем раньше остальных стран появились узоры геометрические, которые отличались относительной простотой и линейному по выстраивались принципу. Их основными элементами были линии прямые, круги, точки, прямоугольники, конусы. С империи развитием они усложнялись: сначала в орнаментах растительные соединились и животные мотивы, затем добавились Все. иероглифы элементы по-прежнему выстраивались линейно. усложнения Помимо внешнего вида рисунков, появилась бо́смысловая льшая нагрузка. Теперь по ним можно читать было, потому как рисунки, наравне с приобрели, иероглифами общепринятое и понятное всем значение. объекты Изображаемые наделялись религиозным и символическим смыслом, был это основополагающий принцип выбора элементов Несмотря. рисунка на явное совершенствование египетского искусства, всех орнаментам периодов присуще смягчение и скругление придание, форм им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в узоров создании, это сине-голубые оттенки, красный-кирпично, желто-золотой, темный зеленый, черный и кремовый цвет. Созданные в этой стране искусства произведения обладали сдержанностью, утонченностью и строгой Египетский.

последовательностью орнамент в полосе

Линейно выстроенные геометрических из узоры символов формировали длинные нарисованные Несмотря. ленты на то что они являлись самой формой примитивной рисунков в Древнем Египте, в них было уже отображение окружающего растительного мира. геометрические Элементарные символы образовывали нечто похожее на деревья и цветы. По мере развития этого искусства будут орнаменты становиться более детализированными и полосы так перестанут широко использоваться, но именно эти послужили узоры прототипом усовершенствованного искусства.

Растительные узорах в элементы

Египетские орнаменты с цветами, деревьями и растениями другими были почти так же популярны, изображения как фараонов. Особо актуальным цветком в считался рисунках лотос и его лепестки, отождествляющиеся с светилом небесным и его лучами. Лотос символизировал природной величие силы, невинность, здоровье и чистоту Рисунок. помыслов алоэ, распространенного растения, стойкого к засухе длительной, обозначал жизнь в загробном мире. В орнаменте египетском часто изображались водная лилия, символом являющаяся возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; название, папирус которого означает «дар реки». деревья Почитаемые в египетской символике — это финиковая тутовое, пальма дерево, акация, кокосовая пальма, сикомора, терновник. Все они обозначали начало цикла жизненного.

Анималистические мотивы

Так как скарабей-жук считался священным, его изображение египетский в включалось орнамент чаще всех остальных был. Он животных символом бессмертия, счастья, защитником от бед и болезней. Другими популярными изображениями были священной рисунки птицы бену, которая олицетворяла змеи; воскрешение, поедающей свой хвост (восстановление также), а справедливости антилопы, рыбы, обезьяны.

Вместе с египетских на тем рисунках можно увидеть изображения или богов их символов:

  • Осириса, его рисовали виде в также глаза;
  • Исиды, чьим знаком трон является;
  • Анубиса, имеющего на орнаментах обличье Рисуем.

шакала узоры Египта

Для того понять чтобы, как поэтапно нарисовать египетский нужно, орнамент разобраться с главными понятиями, определяющими рисунок будущий, и основными изображаемыми элементами.

Мотив — одна это из составляющих единиц узора.

Раппорт — повторяющихся совокупность мотивов.

К примеру, в узоре могут три быть мотива: скарабей, лотос и символ «Будучи». анх расположенными в этой же последовательности, они законченный образуют раппорт, который повторяется неограниченное раз число (все мотивы циклично следуют другом за друг).

Узнав основные понятия, следует изображаемые выбрать мотивы. Самым простым является растительный геометрический узор. Его можно нарисовать образом следующим:

  1. Среди вышеперечисленных популярных растений и египетского цветов орнамента выберите понравившиеся вам по виду внешнему или символике. Не стоит пытаться рисунок в включить все сразу, это может его перегрузить. 2-3 мотивов, например растительных, будет изображенных. На достаточно ниже рисунках раппорт составляют лотос и папирус.
  2. Обозначьте ширину полосы, которая конечном в будет виде составлять полноценный орнамент. может Она быть образована как двумя линиями прямыми, так и двумя тонкими лентами с геометрическими простейшими объектами: волнами, прямоугольниками, точками. На орнаментов примерах ниже это полосы, на верхних которых частях есть лента с узором из разноцветных Дальше.
  3. прямоугольников создайте раппорт. Попробуйте скомпоновать оптимальной в элементы последовательности, переверните их, разверните в разные Нужно. стороны добиться гармонии внешнего вида После. орнамента того как раппорт будет нарисуйте, выбран его элементы, вписав в основную повторяйте, и полосу необходимое количество раз.
  4. Подберите цвета подходящие для того, чтобы раскрасить Помните. рисунок, что в узорах Египта преобладали припыленные слегка, но достаточно яркие цвета: песочный, разные, желтый насыщенные оттенки зелени, терракотовый, глубокий, красный синий. Также учитывайте наиболее для подходящие конкретного растения оттенки, а еще то, фон что должен контрастировать с изображениями деталей Далее.

рисунка закрасьте все области понравившимися завершив и, цветами орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!

Источник

6 класс Изо. Тема урока «Зооморфный орнамент Древнего Египта».

Урок в 6 классе по изобразительному искусству. Разработка урока по теме»Зооморфный орнамент Древнего Египта»

Содержимое разработки

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме

Зооморфный орнамент Древнего Египта

Урок №8 по программе Т.Я. Шпикаловой

Научить выполнять мотив орнамента в определённой художественной стилистике

Воспитывать любознательность, интерес к истории

Развивать эмоционально-образное отношение к жизни и природе

Выполнить творческую работу – зарисовку повтор зооморфных мотивов для ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

Применить в работе аллегорическую форму выражения отвлеченных понятий

Применить приемы декорирования и стилизации с целью создания определенного образа

Обратить внимание на ритм и симметрию, колористический строй композиции.

Учебник, методическое пособие, Компьютер, плазменная панель, Презентация

Учебник, альбом, карандаш, ластик.

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация

Включить учащихся в учебную деятельность

Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Формируемые универсальные учебные действия

Прием рассказ-предположение по изображению

Рассмотрите изображения (Звучит музыка)

Что это за картины?

Зооморфный орнамент Древнего Египта

Это Египет; Древний Египет; росписи в гробнице; изображение богов и священных животных.

Дети узнают знакомых персонажей, отвечают на вопросы.

Умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. Умение слушать и вступать в диалог

-нацеливание на успешную деятельность.

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое

Предметные: знать и называть особенности изображений Древнего Египта

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Работа по теме урока:

Прием рассказ-предположение по ключевым словам

Можем ли мы сказать, что древние египтяне очеловечивали природу?

Что вы об этом знаете?

Каждая область имела своего животного покровителя.

Знаете ли вы, кто такой Анубис?

Прием «верные и неверные утверждения»

А теперь скажите, есть ли прямая связь между шакалом и справедливостью, соколом и плодородием, жуком и воскрешением из мертвых?

Акцентируем — Правильно, символ и аллегория – разновидность художественно-образного мышления. Например, так говорили о жуке-скарабее: «человек способен создать у себя в сердце крылья духовности и силы»

Вспоминают, что египетские боги имели тела как у человека, а голову, как у животных и птиц.

Описывают внешний вид богов, рассказывают об их атрибутах и символах и о том значении, которое придавал каждому из них.

Проводят параллели между образом и символическим значением божества

Приходят к выводу: связь есть, но не буквальная. Это, скорее, символ. Или образ.

-Построение логической цепи рассуждений (причина – следствие).

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Развитие мыслительных операций анализа, сравнения, умения выдвигать гипотезы, аналогии.

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

формирование целостного взгляда на мир.

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Освоение культурного наследия.

Предметные: раскрыть роль символизма и цветового решения в разработке египетского орнамента.

Этап урока: 3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Слайд 2Творческое задание: выполнить зарисовку повтор зооморфных мотивов для ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

Прием «Мозговой штурм»

А теперь, ребята, я попрошу вас задать вопросы, что вы хотите узнать, чтобы правильно выполнить работу.

Все вопросы коротко записываются на доске без критики, только с позитивной оценкой.

Мы не знаем, как это делать, Может, надо срисовать с доски, или с учебника?

Нам рисовать богов или животных, обязательно цветом, можно ли включать «свои» узоры, на весь лист, можно ли рисовать узор с кошками, можно ли добавлять растения, и т. д.

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор оснований и критериев для оценки успешности будущей работы

-постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

выявление, идентификация проблемы. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Этап урока: 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Перед вами примеры готовых работ школьников.

Возвращаемся к списку вопросов. Думаю, вы уже знаете ответы на них

Физкультминутка Слайд 7

Посмотрите на изображение, что вы видите?

Постарайтесь попеременно видеть то один вариант изображения, то другой. Одновременно выполняем упражнения на растягивание шейного отдела позвоночника, восстанавливаем осанку.

Установление связи между результатом учения, и тем, ради чего оно осуществляется. («какое значение, смысл имеет для меня учение»); реализация творческого потенциала в процессе индивидуального творчества

Регулятивные: Планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Умение слушать. Умение интегрироваться в группу и продуктивно действовать

Познавательной и практической деятельности

— Преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик. Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах.

Выполнить творческую работу – зарисовку повтор

выражать в творческой работе своё отношение к природе и искусству.

Поиск выразительной композиции, умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту орнамента; передавать характер и пропорции животных; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей

Этап урока: 5. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи этапа: Зафиксировать изученное учебное содержание — анализ выразительных средств

Слайд 8, 9, 10Интерактивная игра

Выбери произведения скульптуры

Выбери произведения живописи

Выбери произведения ювелирного искусства

Как вы отличили?

Выбирают. Каждый обосновывает выбор, называя средства выразительности

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

— овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

Развитие мыслительных операций анализа, сравнения, умения выдвигать гипотезы. Аналогии. Построение логической цепи рассуждений

выбор оснований и критериев для сравнения

Умение слушать и вступать в диалог, выявление, идентификация проблемы в работе.

Предметные: раскрыть роль средств выразительности, характерных особенностей и признаков различных видов искусства

Источник