Меню

Зооморфного орнамента древнего египта

Египетский орнамент: описание и особенности

Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.

Виды орнаментов

Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.

Орнамент — это рисунок, состоящий из одинаковых элементов, которые повторяются или чередуются.

Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:

  • способу расположения частей орнамента;
  • характеру их составляющих.

По способу размещения элементов в композиции они делятся на:

  • лучевой рисунок — детали располагаются по направлению к центру или от него;
  • концентрический — элементы расположены по кругу или спирали;
  • линейный — составляющие изображения образуют прямые линии.

Характер составляющих узор деталей может быть следующим:

  • геометрический — образован простейшими художественными элементами, например, точками, линиями, волнами, кругами, квадратами, зигзагами, спиралями;
  • растительный, где составляющие рисунка — это растения или их части;
  • анималистический — основными элементами в этом случае являются животные, насекомые, птицы.

Разновидности египетского орнамента

В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.

Египетский орнамент в полосе

Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.

Растительные элементы в узорах

Египетские орнаменты с цветами, деревьями и другими растениями были почти так же популярны, как изображения фараонов. Особо актуальным цветком в рисунках считался лотос и его лепестки, отождествляющиеся с небесным светилом и его лучами. Лотос символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту помыслов. Рисунок алоэ, распространенного растения, стойкого к длительной засухе, обозначал жизнь в загробном мире. В египетском орнаменте часто изображались водная лилия, являющаяся символом возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; папирус, название которого означает «дар реки». Почитаемые деревья в египетской символике — это финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора. Все они обозначали начало жизненного цикла.

Анималистические мотивы

Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.

Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:

  • Осириса, его рисовали также в виде глаза;
  • Исиды, чьим знаком является трон;
  • Анубиса, имеющего на орнаментах обличье шакала.
Читайте также:  Схема вышивки по исламу

Рисуем узоры Египта

Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.

Мотив — это одна из составляющих единиц узора.

Раппорт — совокупность повторяющихся мотивов.

К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).

Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:

  1. Среди вышеперечисленных популярных растений и цветов египетского орнамента выберите понравившиеся вам по внешнему виду или символике. Не стоит пытаться включить в рисунок все сразу, это может перегрузить его. 2-3 мотивов, например растительных, будет достаточно. На изображенных ниже рисунках раппорт составляют папирус и лотос.
  2. Обозначьте ширину полосы, которая будет в конечном виде составлять полноценный орнамент. Она может быть образована как двумя прямыми линиями, так и двумя тонкими лентами с простейшими геометрическими объектами: волнами, прямоугольниками, точками. На примерах орнаментов ниже это полосы, на верхних частях которых есть лента с узором из разноцветных прямоугольников.
  3. Дальше создайте раппорт. Попробуйте скомпоновать элементы в оптимальной последовательности, переверните их, разверните в разные стороны. Нужно добиться гармонии внешнего вида орнамента. После того как раппорт будет выбран, нарисуйте его элементы, вписав в основную полосу, и повторяйте необходимое количество раз.

Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!

Источник

Презентация по изобразительному искусству «Зооморфный орнамент искусстве Древнего Египта»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зооморфный орнамент в искусстве Древнего Египта Подготовила презентацию учитель изобразительного искусства и технологии Худжамкулова З. Х , МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш» РТ

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды. Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Боги представлены в своем животно – человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений таким образом донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.

На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов.

Охота на Ниле. Роспись гробницы в Фивах.

Гуси. Роспись из Медума

Птицы на акации

Творческое задание Выполни зарисовку – повтор отдельных зооморфных мотивов (жука скарабея, сокола,шакала) для композиции – вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

/https://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fcoshci.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F08%2Fkpshki-drevnego-egipta-2.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fcoshci.ru%2Fkoshki-inoplanetyane-druzya-bogov-otkuda-koshki-v-egipte%2F&docid=1kCDIu1_sgELHM&tbnid=O2Tn_ZZcOmRxoM%3A&w=519&h=502&bih=530&biw=1093&ved=0ahUKEwjrmKbCs-HPAhWoHpoKHX13CqsQMwgvKBEwEQ&iact=mrc&uact=8http://neqysyz.0hna.com/2014-12-3/izobrazhenie-rastenij-rospisi-grobn https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwighbmuueHPAhXiYpoKHeuTD6EQjB0IBg&url=https%3A%2F%2Fcont.ws%2Fpost%2F318536&bvm=bv.135974163,d.bGs&psig=AFQjCNHqmcKK4Iiztf09vTwyKDlKB2Y8XA&ust=1476780124691250 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi-v4K9ueHPAhUiQpoKHY7_AawQjB0IBg&url=http%3A%2F%2Fweaponhistory.com%2Fall%2Fyuvelirnoe-delo-drevnego-egipta%2F&bvm=bv.135974163,d.bGs&psig=AFQjCNHqmcKK4Iiztf09vTwyKDlKB2Y8XA&ust=1476780124691250 http://xn—-ctbbffiob4boldx8mmba.xn--p1ai/?p=11

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-374925

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Счетная палата предложила ежегодно выплачивать к школе 20 тысяч рублей

Время чтения: 1 минута

Больше половины самых конкурентоспособных школ в России находятся в регионах

Время чтения: 4 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Стартовал всероссийский конкурс «Педагог-психолог России – 2021»

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка урока изобразительного искусства по теме «Зооморфный орнамент Древнего Египта»

Разработка урока изобразительного искусства по Теме «Зооморфный орнамент Древнего Египта»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока изобразительного искусства по теме «Зооморфный орнамент Древнего Египта»»

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме

«Зооморфный орнамент Древнего Египта»

Научить выполнять мотив орнамента в определённой художественной стилистике

Воспитывать любознательность, интерес к истории

Развивать эмоционально-образное отношение к жизни и природе

Выполнить творческую работу – зарисовку повтор зооморфных мотивов для ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

Применить в работе аллегорическую форму выражения отвлеченных понятий

Применить приемы декорирования и стилизации с целью создания определенного образа

Обратить внимание на ритм и симметрию, колористический строй композиции.

Для учителя: Учебник, методическое пособие, Компьютер, плазменная панель, Презентация Иллюстративный материал

Для ученика: Альбом, карандаш, ластик.

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация

Задачи этапа: 1. Включить учащихся в учебную деятельность

Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Формируемые универсальные учебные действия

Прием рассказ-предположение по изображению

Презентация слайд 1

Рассмотрите изображения (Звучит музыка)

Что это за картины?

Зооморфный орнамент Древнего Египта

Это Египет; Древний Египет; росписи в гробнице; изображение богов и священных животных.

Дети узнают знакомых персонажей, отвечают на вопросы.

Умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. Умение слушать и вступать в диалог

-нацеливание на успешную деятельность.

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое

Предметные: знать и называть особенности изображений Древнего Египта

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Работа по теме урока:

Прием рассказ-предположение по ключевым словам

Можем ли мы сказать, что древние египтяне очеловечивали природу?

Что вы об этом знаете?

Каждая область имела своего животного покровителя.

Знаете ли вы, кто такой Анубис?

Прием «верные и неверные утверждения»

А теперь скажите, есть ли прямая связь между шакалом и справедливостью, соколом и плодородием, жуком и воскрешением из мертвых?

Акцентируем — Правильно, символ и аллегория – разновидность художественно-образного мышления. Например, так говорили о жуке-скарабее: «человек способен создать у себя в сердце крылья духовности и силы»

Вспоминают, что египетские боги имели тела как у человека, а голову, как у животных и птиц.

Описывают внешний вид богов, рассказывают об их атрибутах и символах и о том значении, которое придавал каждому из них.

Проводят параллели между образом и символическим значением божества

Приходят к выводу: связь есть, но не буквальная. Это, скорее, символ. Или образ.

-Построение логической цепи рассуждений (причина – следствие).

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Развитие мыслительных операций анализа, сравнения, умения выдвигать гипотезы, аналогии.

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

формирование целостного взгляда на мир.

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Освоение культурного наследия.

Предметные: раскрыть роль символизма и цветового решения в разработке египетского орнамента.

Этап урока: 3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Творческое задание: выполнить зарисовку повтор зооморфных мотивов для ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

Прием «Мозговой штурм»

А теперь, ребята, я попрошу вас задать вопросы, что вы хотите узнать, чтобы правильно выполнить работу.

Все вопросы коротко записываются на доске без критики, только с позитивной оценкой.

Мы не знаем, как это делать, Может, надо срисовать с доски, или с учебника?

Нам рисовать богов или животных, обязательно цветом, можно ли включать «свои» узоры, на весь лист, можно ли рисовать узор с кошками, можно ли добавлять растения, и т. д.

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор оснований и критериев для оценки успешности будущей работы

-постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

выявление, идентификация проблемы. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Этап урока: 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Перед вами примеры готовых работ школьников.

Возвращаемся к списку вопросов. Думаю, вы уже знаете ответы на них

Физкультминутка Слайд 7

Посмотрите на изображение, что вы видите?

Постарайтесь попеременно видеть то один вариант изображения, то другой. Одновременно выполняем упражнения на растягивание шейного отдела позвоночника, восстанавливаем осанку.

Установление связи между результатом учения, и тем, ради чего оно осуществляется. («какое значение, смысл имеет для меня учение»); реализация творческого потенциала в процессе индивидуального творчества

Регулятивные: Планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Умение слушать. Умение интегрироваться в группу и продуктивно действовать

Познавательной и практической деятельности

— Преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик. Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах.

Выполнить творческую работу – зарисовку повтор

выражать в творческой работе своё отношение к природе и искусству.

Поиск выразительной композиции, умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту орнамента; передавать характер и пропорции животных; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей

Этап урока: 5. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи этапа: Зафиксировать изученное учебное содержание — анализ выразительных средств

Выбери произведения скульптуры

Выбери произведения живописи

Выбери произведения ювелирного искусства

Как вы отличили?

Выбирают. Каждый обосновывает выбор, называя средства выразительности

Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

— овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

Развитие мыслительных операций анализа, сравнения, умения выдвигать гипотезы. Аналогии. Построение логической цепи рассуждений

выбор оснований и критериев для сравнения

Умение слушать и вступать в диалог, выявление, идентификация проблемы в работе.

Предметные: раскрыть роль средств выразительности, характерных особенностей и признаков различных видов искусства

Источник