Меню

Восточный орнамент что это такое

Восточные узоры — декоративный элемент и сакральный символ

Восточные орнаменты и узоры сегодня достаточно популярны. Их используют для украшения интерьера, причем необязательно при создании стилизованного убранства. Восточные узоры — частые гости на декоративных тканях, а также на шелках и хлопковых полотнах, из которых создают самые модные наряды. Обращение к орнаментам — результат большого интереса к национальной культуре разных стран и народов. Не меньше чем красота в таком декоре привлекает его история и символизм.

Орнамент — предельное упрощение

В основе любого орнамента лежит ритмичность и повторяемость элементов. Этими свойствами он выделяется среди других узоров. Благодаря упорядоченности и ритмичности, орнамент способен организовывать поверхность, на которую нанесен. Отдельные элементы такого узора — это либо абстрактные формы, либо стилизованные реально существующие объекты.

Вопрос о происхождении орнаментов остается открытым. Среди историков искусства можно встретить приверженцев двух концепций. Согласно первой, древние люди изначально использовали геометрические символы, и постепенно преобразуя их, дошли до конкретных изображений. Вторая версия гласит, что, наоборот, запечатление предметов и объектов окружающего мира со временем развилось во все более абстрактное представление действительности. Какая гипотеза наиболее правдоподобна, пока остается непонятным.

Узор в восточном стиле

Искусство Древнего Востока уходит своими корнями в культуру Месопотамии и Персии. Первоначально, как и в других частях света, орнамент имел сакральное значение. Символы наносились на бытовые предметы не для украшения, а в качестве оберегов и предостережений. Нередко восточные узоры на посуде того времени можно найти в обычно недоступных для глаза местах, например на дне.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Она представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей. Часто в восточном орнаменте встречаются растительные мотивы, изображения птиц и Мирового древа. Узор соединял в себе условные элементы-символы и натуралистичные детали.

Характерная особенность восточного узора — ковровое заполнение поверхности. Среди плавных линий, листочков, розеток, шишек и колосьев невозможно найти пустое место. Такой прием используется и в архитектуре, и при декорировании посуды или текстиля.

Калейдоскоп

Если в разговоре упоминаются восточные узоры, не специализирующийся на искусстве человек в первую очередь представляет себе «турецкий огурец», или пейсли. Однако каждая страна и национальность привнесла свои элементы. Варианты восточных орнаментов бесчисленны. Они претерпевали изменения во времени и при преодолении границ отдельных государств.

Особенности

Индийскому орнаменту в меньшей степени свойственны геометрические мотивы. Здесь можно встретить и тот самый «огурец», и цветочные гирлянды, и разнообразных птиц и животных. Схема восточных узоров из Индии также напоминает сплошной ковер из повторяющихся красочных элементов.

Древний и средневековый Китай — родина большого числа популярных сегодня орнаментов. В декоре Поднебесной часто встречаются изображения персиков, цикад, пиона, дракона, бабочки. Каждый символ несет сакральный смысл, которому сегодня мало придают значения, но он имел огромную важность в ушедшие эпохи.

Японские орнаменты, как и вся культура Страны восходящего солнца, пронизаны любовью к природе. Часто изображаются насекомые, цветы, фантастические и реальные птицы. Цветок с шестнадцатью лепестками, вписанный в круг, — хорошо узнаваемый многими узор, обозначающий солнце. Он является символом императорской власти в Японии.

Арабский восток подарил миру арабеску и мореску. Эти орнаменты всегда строятся на основе математических расчетов. Арабеска представляет собой растительный узор, мореска же состоит из геометрических элементов. Оба орнамента имеют большое число вариантов.

Читайте также:  Жилетка вязанная спицами для мальчика 1 год спицами

Вдохновение

Сегодня восточные узоры применяются для самых разных целей. Они используются в дизайне интерьера, при разработке тканей с принтами в этническом или эклектичном стиле. И, как это часто бывает в искусстве, вдохновение для своей работы мастера часто ищут в творениях древних. Изгибы линий, выверенный ритм, безупречное или неожиданное сочетание красок рождаются после изучения старинных барельефов, мозаик, фотографий или копий украшений и оружия.

Появление древних восточных орнаментов на повседневной одежде или в интерьере различных заведений напоминает: мы живем в эпоху, когда у каждого есть возможность прикоснуться к наследию не только собственной страны, но всего мира. И это хорошо. Плохо то, что часто знакомство остается лишь поверхностным и формальным, а глубокий смысл, скрывающийся за привлекательной для глаза вязью линий, остается тайной.

Источник

Этот чудный Восток. История узора «Пейсли»

Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский «огурец» и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.

А теперь обратимся к истории:

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута. каждый называет его по-своему. На востоке — бута, в Европе — Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.

Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», « слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».

Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.

Читайте также:  Лента с казахским орнаментом пнг

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).

Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.

Как много версий происхождения этого орнамента.

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.

2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.

3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.

4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.

5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.

6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.

7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».

Читайте также:  Схема рисунка зайчик спицами

8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.

9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

А теперь подборка безумно красивых фото. Давайте полюбуемся ими:

торты, пироженые, печенья.

похоже на декупаж

Источник

Исламский орнамент

Орнамент, как искусство, как символ зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. Особенно разнообразен по форме, цвету и содержанию орнамент в исламе. Ислам — религия, в которой запрещается изображение живых существ, поэтому орнамент компенсировал эти запреты. В его основе лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два типа: геометрический — гирих и растительный — ислими. И тут уже заложен глубинный смысл ислама. Гирих выражает совершенство геометрической красоты и является символом божественного начала. Ислими же, отсылает к живому и символизирует человеческое начало.

Гирих, свод могилы Хафеза в г. Шираз, Иран.

Гирих — это пять геометрических фигур, на основе которых создавались сложнейшие геометрические орнаменты. В этом орнаменте можно рассмотреть квадраты и ромбы, пяти- и шестиугольники, звездочки и наложенные друг на друга треугольники. Гирих выглядит как сверхсложная математическая сетка.

Ислими, свод мечети г. Исфахан, Иран.

Рисунок ислими подчинен ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны и завитка. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии. Завитки и сплетения ветвей с веточками и соцветиями могут пересекать друг друга, но при этом изображения плоскостные и не развиваются в глубину.

Чаще всего гирих и ислими используются вместе, тем самым еще сильнее подчеркивается единения божественного и живого начала.

Своды в стене в мечете в г. Исфахане, Иран.

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Мечеть Шейха Лотфоллы, г.Исфахан, Иран.

Еще один важный художественный прием в исламской культуре — это выстраивание узора вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка хорошо прорисовывается, иногда вместо нее имеется пустое пространство. Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается отдельным от всей композиции. Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает из него. При этом центр организует всю композицию, но пребывает вне ее составляющих. Через подобные приемы исламская культура выражает ключевую идею — отличности божественного начала. Подобным приемом подчеркивается то, что божественное не является продолжением материального мира.

Особенно хорошо это видно на фотографии внизу.

Еще одной важной особенностью является выбор цвета. Основные цвета узоров: золотой(желтый), синий, фиолетовый и зеленый. Золотой символизирует славу, богатство, торжество. Синий — это цвет мистического созерцания,приобщения к божественной сути. Фиолетовый имеет значение обманчивости земной жизни. А что касается зеленого, то не сложно догадаться, что в сухом жарком климате зеленый — цвет жизни.

Источник