Меню

Венецианский бархат с орнаментом

Его Величество Бархат: символ роскоши и благородства

Бархат — бесспорно, роскошный и благородный материал.

Бархат используют для пошива вечерних нарядов, костюмов, как мужских, так и женских. Изысканный интерьер, часто содержит элементы из бархата в виде ламбрекенов, портьер, мебельной обивки, книжных переплетов и даже драпировки потолков. Такие интерьеры, воистину, королевские.

Кроме того бархат используется для отделки шкатулок и даже, для защиты сукна бильярдных столов, для которых шьются специальные роскошные бархатные покрывала.

Бархат, во все времена, считался элементом роскоши и признаком достатка и высокого положения.

Коронация Наполеона I и Жозефины

Принято считать, что родиной бархата является Италия. Но это не совсем так.

Еще в III в. до н. э., в богатом шелками Китае, была изобретена особая техника плетения шелковых нитей. Позже, в Китае, получила распространение, техника графической росписи бархата.

А сам бархат продолжил свой путь, и в VII—VIII веках его начали изготавливать на Ближнем Востоке.

Также существует мнение, что изобретение технологии изготовления бархата принадлежит ткачам древней Индии.

Так или иначе, по Великому Шелковому Пути, в XII веке восточные караваны привезли бархат в Европу.

Перчатки Фридриха II Гогенштауфена около 1220 г.

Саморезный полупрозрачный бархат. Венеция, XV век

Оригиналы Итальянского бархата XIV-XVII вв.

Бархат. Турция, 16 век

Бархат с металлическим буклированным утком. Венеция, конец XV века

Документально подтвержден только Венецианский маршрут и первой страной, куда попал бархат, стала Италия.

Трудоемкая технология производства бархата, была достаточно дорогостоящей. К тканой основе прибавляли ворсовую нить, и нити для удержания этого ворса. Ворс вытягивался маленькими петельками, которые затем разрезались, за счет чего и образовывалась мелко-ворсистая поверхность бархата.

Мягкая шелковая ткань, с нежным коротким ворсом пользовалась невиданным спросом, а ценность бархата была сравни драгоценным камням.

Portrait de Dona Isabel de Reques-Raphael Sanzio. 1483-1520 гг.

Карл VII Победитель, Жан Фуке, около 1444 г.

1517 г. Квентин Массейс. Святая Магдалина

Bernardino Licinio. Женский портрет, 1533 г

Историки предполагают, что производство бархатных тканей в Европе, зародилось в Палермо или на Сицилии. Из-за высокой цены, бархат использовался только для одеяний флорентийской аристократии, но позже он стал популярен во Франции, Англии и других странах Европы.

В последующем, в Венеции в 1247 году была учреждена Гильдия ткачей бархата. Италия и по сей день, является одним из лидеров по производству элитного бархата.

К сожалению, техника изображения в XIV веке, не позволяет однозначно определить материалы в интерьерах и одеждах отображенных на полотнах живописцев эпохи возрождения, но имеющиеся в экспозициях музеев подлинники, подтверждают, что это именно бархат.

Венецианский бархат, темно-красных и золотистых оттенков, можно видеть на полотнах художников, начиная с эпохи поздней Готики. А портреты кисти мастеров Возрождения и Барокко, свидетельствуют о том, как полюбился блестящий эксклюзивный материал, знатью того времени.

Жан Огюст Доменик Энгр «Наполеон на императорском троне», 1806 г.

Mary Matthews (1823–1890), Madame de La Chere, 1843 by Sophie Rude

Borsos József (Hungarian, 1821-1883)

Во Франции, производство бархата организовали в середине XVI века. Лучшие сорта изысканного, расшитого золотом бархата, в XVII—XVIII вв. производились во Фландрии, Франции и Италии.

Популярность дорогостоящего и престижного бархата во Франции доводила некоторые дворянские семьи до разорения. В связи с чем Франциск I в 1543 г. запретил дворянам носить бархат. Правда этот запрет, позже был отменен. Но ограничения на ношение нарядов, пошитых полностью из бархата, остались и носить такие одежды позволялось только королевским особам.

Расшитые жемчугом и золоченой нитью, бархатные полотна, называли «бархатной парчой» и использовали для пошива облачений священников.

1870 Vincente Palmaroli y Gonzales — Portrait of Lady Layard

Источник

Венецианская легенда Luigi Bevilacqua

Ни для кого не секрет, что во всем мире осталось не так много фабрик и мануфактур, которые по праву могут называться «легендами» и гордиться своей историей. И уж тем более единицам удалось полностью сохранить традиции и мастерство ручного ремесла, каждый раз восхищая нас уникальностью изделий.

Одним из ярчайших представителей плеяды звезд ткацкой промышленности является семейный бизнес Luigi Bevilacqua, берущий начало в далеком 1700 году. Пройдя сложный, но интересный путь развития, компания завоевала признание на самом высоком уровне.

Читайте также:  Как связать шапку журавлик спицами

Венецианский бархат — привилегия аристократов

Около тысячи лет Венеция славится искусством текстильного производства, в том числе бархата, а наиболее известный его вид восходит к 14 веку. Тогда ремесленники вручную врезали густой ворс в шелковую основу, воссоздавая изысканные узоры из цветов, замысловатые восточные элементы, орнаменты геральдической короны, мотивы разных стран и даже веков. Процесс изготовления был настолько продолжительный и трудоемкий, требовал постоянного, пристального внимания, что позволить себе щеголять в бархате могли люди исключительно высокого социального или политического статуса. Трудно даже представить, но когда появились первые ткацкие станки, работая на них весь день без малейшего перерыва, всего удавалось получить не более 30 см ткани.

На грани исчезновения

Когда в 1806 году Жозеф Мари Жаккар изобрел одноименный механический ткацкий станок, он буквально перевернул всю промышленность, задав вектор механизации и сокращению ручного труда. Гильдия ткачей Италии постепенно и, к сожалению, уверенно начала исчезать в водовороте технического прогресса, унося с собой старинные технологии вместе с накопленными столетиями рисунками и узорами. Это послужило началом к движению «Искусство и ремесло», которое в конечном итоге переломило ситуацию и заброшенные станки ручного ткачества снова заработали.

Рождение легенды

Идея возрождения традиционного итальянского прикладного искусства, благодаря движению «Искусство и ремесло», организованного ремесленниками, быстро достигла пределов Англии, много значения придававшей промышленной революции. Именно это в значительной мере поспособствовало увеличению популярности венецианских тканей в Европе и даже в Америке. Тогда, в 1875 году, у Луиджи Бевилаква и его помощника Джованни Баттиста появилась замечательная мысль — открыть новую ткацкую фабрику. Они присмотрели и впоследствии купили здание бывшей школы ткачей вместе с оборудованием, которая давно вынуждена была закрыться. С их легкой руки и начался выпуск античных полотен, в том числе и знаменитого бархата Luigi Bevilacqua.

Историческое наследие

Успех и последующую громкую славу фабрике Luigi Bevilacqua принесла не только старинная технология изготовления роскошных материалов, используемых для одежды, мебели, портьер и подушек (шелк, бархат, парча, лампас и многие другие), но и скрупулезное коллекционирование рисунков прошлого — от Византии к Готике, Ренессансу, Барокко, Рококо и Неоклассике. Более 3500 образцов на сегодняшний день! Зачастую абсолютно идентичные оригинальным предметам антиквариата эти ткани позволяют реконструировать развитие текстильного дизайна. А документация, которая бережно хранится в архивах фабрики, дает нам уникальную возможность исследовать всю пышность венецианской республики и осознать значение текстильной промышленности для экономики.

Момент славы

Упорное следование день за днем, десятилетие за десятилетием, историческому наследию в декоративной и производственной областях ткачества привело фабрику Luigi Bevilacqua к вполне заслуженному успеху сначала в Италии, а затем уже и на мировой сцене. Вот всего лишь несколько примеров, которые убедительно свидетельствуют в пользу марки.

В старинной венецианской церкви Санта Мария дель Джильо, рядом с драгоценными картинами, среди которых разместилось единственное в городе полотно Рубенса, находятся два бархатных гобелена Сопрарицо с россыпью цветов, бархат позолоченных престолов 16 века с изображением птиц и бархат колонн алтаря. Они появились там в тридцатых годах двадцатого века.

Бархат Сопрарицо Корона на престолах церкви

Или, разрушенный во время второй мировой войны, трансатлантический лайнер Конте ди Савойя. Он стал символом конца страшной для Италии эпохи потому, что использовался как инструмент фашисткой пропаганды. Однако сохранившиеся фотографии свидетельствуют о величии судна и его Коронного Холла. Именно для создания образа немыслимого великолепия выбрали бархат Сопрарицо — он больше других напоминал о торжественном декоре 18-го века.

Коронный Холл трансатлантического лайнера Конте ди Савойя

Приемные залы Ватикана, Королевские дворцы в Бельгии и Швеции удостоили своим вниманием бархат выпускаемый Luigi Bevilacqua.

Можно бесконечно перечислять все самые престижные жилые дома и общественные здания современности, но вполне достаточно упомянуть некоторые из них, чтобы в полной мере оценить масштаб всеобщего признания фабрики — это Белый Дом в Вашингтоне, апартаменты Мадонны и всё оформление яхты Dolce&Gabbana.

Путешествие в историю

Когда вы окажетесь в Венеции и будете прогуливаться среди снующих повсюду туристов вдоль кондитерских и ресторанов, сувенирных лавочек и музыкальных магазинов, зайдите в фирменный магазин. Luigi Bevilacqua, который находится сразу же при фабрике, на Гранд Канале. Или, что гораздо интереснее, запишитесь на экскурсию в мастерские, это позволит глубже проникнуться историей и душой Италии, а отчасти даже почувствовать сопричастность к рождению предметов искусства. Тем более, что и сегодня мастера создают эти шедевры вручную и частично с помощью тех самых подлинных двадцати пяти старинных ручных станков, находящихся в закрывшейся когда-то ткацкой школе в момент основания фабрики.

Читайте также:  Футболка с капюшоном спицами

В заключении надо отметить, что оформление интерьеров роскошными и уникальными изделиями легендарной фабрики Luigi Bevilacqua не просто престижно. Это молчаливое и яркое свидетельство изысканного вкуса, умения ценить красоту и гармонию. Поэтому холдинг Casa Ricca по-настоящему гордится партнерством с компанией DECORHOME , многие годы плодотворно сотрудничающей с венецианским производителем.

Текст: Светлана Лилеева

Фотоматериалы: Luigi Bevilacqua, DECORHOME

Источник

Его Величество Бархат: символ роскоши и благородства

Бархат — бесспорно, роскошный и благородный материал.

Бархат используют для пошива вечерних нарядов, костюмов, как мужских, так и женских. Изысканный интерьер, часто содержит элементы из бархата в виде ламбрекенов, портьер, мебельной обивки, книжных переплетов и даже драпировки потолков. Такие интерьеры, воистину, королевские.

Кроме того бархат используется для отделки шкатулок и даже, для защиты сукна бильярдных столов, для которых шьются специальные роскошные бархатные покрывала.

Бархат, во все времена, считался элементом роскоши и признаком достатка и высокого положения.

Коронация Наполеона I и Жозефины

Принято считать, что родиной бархата является Италия. Но это не совсем так.

Еще в III в. до н. э., в богатом шелками Китае, была изобретена особая техника плетения шелковых нитей. Позже, в Китае, получила распространение, техника графической росписи бархата.

А сам бархат продолжил свой путь, и в VII—VIII веках его начали изготавливать на Ближнем Востоке.

Также существует мнение, что изобретение технологии изготовления бархата принадлежит ткачам древней Индии.

Так или иначе, по Великому Шелковому Пути, в XII веке восточные караваны привезли бархат в Европу.

Перчатки Фридриха II Гогенштауфена около 1220 г.

Саморезный полупрозрачный бархат. Венеция, XV век

Оригиналы Итальянского бархата XIV-XVII вв.

Бархат. Турция, 16 век

Бархат с металлическим буклированным утком. Венеция, конец XV века

Документально подтвержден только Венецианский маршрут и первой страной, куда попал бархат, стала Италия.

Трудоемкая технология производства бархата, была достаточно дорогостоящей. К тканой основе прибавляли ворсовую нить, и нити для удержания этого ворса. Ворс вытягивался маленькими петельками, которые затем разрезались, за счет чего и образовывалась мелко-ворсистая поверхность бархата.

Мягкая шелковая ткань, с нежным коротким ворсом пользовалась невиданным спросом, а ценность бархата была сравни драгоценным камням.

Portrait de Dona Isabel de Reques-Raphael Sanzio. 1483-1520 гг.

Карл VII Победитель, Жан Фуке, около 1444 г.

1517 г. Квентин Массейс. Святая Магдалина

Bernardino Licinio. Женский портрет, 1533 г

Историки предполагают, что производство бархатных тканей в Европе, зародилось в Палермо или на Сицилии. Из-за высокой цены, бархат использовался только для одеяний флорентийской аристократии, но позже он стал популярен во Франции, Англии и других странах Европы.

В последующем, в Венеции в 1247 году была учреждена Гильдия ткачей бархата. Италия и по сей день, является одним из лидеров по производству элитного бархата.

К сожалению, техника изображения в XIV веке, не позволяет однозначно определить материалы в интерьерах и одеждах отображенных на полотнах живописцев эпохи возрождения, но имеющиеся в экспозициях музеев подлинники, подтверждают, что это именно бархат.

Венецианский бархат, темно-красных и золотистых оттенков, можно видеть на полотнах художников, начиная с эпохи поздней Готики. А портреты кисти мастеров Возрождения и Барокко, свидетельствуют о том, как полюбился блестящий эксклюзивный материал, знатью того времени.

Жан Огюст Доменик Энгр «Наполеон на императорском троне», 1806 г.

Mary Matthews (1823–1890), Madame de La Chere, 1843 by Sophie Rude

Borsos József (Hungarian, 1821-1883)

Во Франции, производство бархата организовали в середине XVI века. Лучшие сорта изысканного, расшитого золотом бархата, в XVII—XVIII вв. производились во Фландрии, Франции и Италии.

Популярность дорогостоящего и престижного бархата во Франции доводила некоторые дворянские семьи до разорения. В связи с чем Франциск I в 1543 г. запретил дворянам носить бархат. Правда этот запрет, позже был отменен. Но ограничения на ношение нарядов, пошитых полностью из бархата, остались и носить такие одежды позволялось только королевским особам.

Читайте также:  Узоры для вязания спицами капелька

Расшитые жемчугом и золоченой нитью, бархатные полотна, называли «бархатной парчой» и использовали для пошива облачений священников.

1870 Vincente Palmaroli y Gonzales — Portrait of Lady Layard

Вечернее платье из бархата. 1870-е гг. Лондон

1861 г. Собрание музея Метрополитен

Интересно, что для бархатных тканей того времени были характерны орнаменты «гранатовый узор» состоящие из крупных элементов, напоминающих цветы и плоды граната.

Позже миланская шелковая промышленность, зародившаяся в середине пятнадцатого века, превзошла своих Венецианских конкурентов, благодаря производству знаменитого генуэзского черного бархата, столь любимого династией Медичи.

Менее дорогой и более тонкий бархат появился лишь середине XVIII века, что сделало его более доступным для простого народа. Как раз в тот период появилось, известное всем, украшение — черная бархотка.

Пелерина из красного бархата с вышивкой бисером и отделкой из чёрного кружева, тёмно-синяя бархатная юбка. Западная Европа, конец 19 века.

Emile Pingat, 1885-1890 гг.

1905. Tea Gown. Jean-Philippe Worth

Сохранились источники, свидетельствующие об использовании бархата в России, датированные 1530 г.

В Россию бархат поставлялся из Ирана, Италии, Турции и Китая и изначально использовался для создания «Бархатной книги» — летописи древних дворянских родов. Дорогостоящие бархатные шубы утеплялись ценными мехами соболя и рыси.

Позже, бархат начали использовать для украшения воинского снаряжения, для убранства храмов и богатых интерьеров.

Разнообразные виды бархатных тканей и их широкое использование, было характерно для времен правления Федора Ивановича и Бориса Годунова. Последнему очень полюбился бархат, к слову, он обладал самыми богатыми нарядами.

Предположительно, само слово «бархат» берет свое начало от арабского «Барракан», а русский язык, пришло от немецких мастеров, работавших на Бархатном дворе, которые называли ворсистую ткань с начесом «Barchent». Кроме того, в итальянском — «vello» обозначает шерсть, а «velluto» — быть шерстистым.

Елизавета Петровна Романова в бархате

Элемент вышивки на бархатном наряде Бориса Годунова

Наряд Бориса Годунова

Императрица Мария Федоровна

Платье императрицы Марии Федоровны

Charles Frederick Worth Imperial russian court dress of velvet 1888

Платье Марии Фёдоровны

История изготовления бархата в России началась в 1623 г. с основания Бархатного двора в Москве.

Завести на Руси производство бархата и шелка решил Федор Иоаннович в XVI веке, для чего, рядом с Успенским собором была открыта фабрика и привезены ручные станки и мастера ткацкого дела из Италии.

Но первая русская мануфактура начала производить шёлк и бархат только 1717 году. Для поддержки российских производств, Петр I ввел пошлины на привозные заграничные ткани.

Несмотря на удешевление и широкое распространение бархата, он оставался привилегией более богатых слоев населения.

Русские императрицы XVIII века, запечатлелись на портретах в окружении бархатных интерьеров в роскошных бархатных мантиях.

Любовь к бархату не обошла и Бонапарта, ведь именно при нем, одной из основ благосостояния Франции стала текстильная промышленность.

В XX веке бархат не утратил своей актуальности.

В 1938 году великая Мадемуазель Шанель создала бархатный костюм.

Даже четверка The Beatles, в конце 60-х некоторое время выступала в бархатных костюмах, что на время сделало бархат популярным среди молодежи.

Бархат настолько прекрасен, что не утратил своей актуальности и изысканности и по сей день.

Если во времена Венецианских мануфактур бархат ткали на ручных станках из четырех нитей, то современный способ подразумевает плетение из пяти нитей.

Долгое время бархат ткали исключительно из шелковых нитей, но современные технологии производства позволяют добавлять в ткань хлопок, вискозу и синтетические ткани, что удешевляет производство, но снижает качество.

В настоящее время существует огромное количество видов бархата, о которых я расскажу в других публикациях.

А завершить пост мне бы хотелось фотографиями ярчайшего образа, воплощенного неподражаемой Вивьен Ли, который всегда всплывает в моей памяти, при упоминании бархата.

Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, вам было интересно.

Источник