Меню

Узоры русских народных тканей

Узоры русских народных тканей

Светлана Бондаренко, 19.07.2021

Ирина! Спасибо Вам и вашему магазину! Посылку получила, товар качественный, все понравилось!

Наталья. АВСТРАЛИЯ, 01.07.2021

Всё успешно получили, всё очень хорошего качества, яркие цвета!
Достаточно быстро всё дошло!
Мы очень довольны!
Спасибо большое!

Алина. Соликамск, 29.06.2021

Доброго часа! Забрала ткани) это чистый восторг!! не могу перестать их щупать, они и визуально, и тактильно прекрасны! Огромное спасибо!

Выберите товар и оформите покупку в интернет-магазине в несколько несложных шагов

Мы обрабатываем Ваш заказ, связываемся с Вами, уточняем условия оплаты и доставки

Вы оплачиваете заказ, либо оплачиваете услуги почты при наложенном платеже

Мы отправляем Ваш заказ Почтой России или любой транспортной компанией

Славянские украсы предлагает около 1000 видов тканей и готовых изделий с народным орнаментом. Орнамент на тканях по сюжету повторяет или напоминает народную вышивку. Ту самую, которую наши прародители использовали на одежде, рушниках, скатертях, постельном белье, занавесках и т.д. Одним словом в быту, повседневной жизни и на Праздниках. Ткани двухсторонние, по качеству у них нет изнанки. А вот рисунок и орнамент отличается на каждой стороне. Эти отличия можно удачно обыгрывать в своих изделиях. В изделиях отлично сочетаются с однотонными тканями (лён, шерсть, хлопок и т.д.). Ткани идеально подходят для пошива и отделки народной и повседневной одежды, панёв, сарафанов, юбок, платьев, рубах — мужских женских и детских; офисных костюмов, свадебных платьев; cоздания яркого и неповторимого образа в своем доме будь то современная квартира — например шторы, покрывала, подушки на диван. загородный коттедж, деревенская изба, баня и даже салон автомобиля.

Источник

Орнамент русского народного костюма

Изучение традиционной русской одежды — это одна из интерестнейших и сложных тем для исследования. Связано это с большим ее разнообразием и к сожалению не всегда полной сохранностью комплекса.

Даже в настоящее время одежда может нести много информации: указывает на пол, возраст, социальный статус, религиозную принадлежность, назначение и пр. В прошлом значение одежды было более регламентировано и канонично.

Народный традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, как правило состоящий из следующих элементов: основная многослойная одежда, обувь, комплекс украшений, головной убор, верхняя одежда и даже прическа и грим. В зависимости от комбинирования тех или иных элементов комплекс нес множество текстов определяющих роль носителя костюма.

Итак традиционный русский костюм классифицируют по следующим признакам:

— региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанны комплексы и др.);

— половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

— степени зажиточности владельца;

— сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д.);

— социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);

— практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).

Основными причинами использования материалов для изготовления костюма были само собой доступные природные материалы, так как население главным образом существовало за счет натурального хозяйства. Так в каждом регионе со временем сформировались свои особенности, что сказывалось на его разнообразие.

Однако не смотря на это исследователи все же выделяют общие материалы и приемы декорирования одежды. Вообще именно в традиционном народном костюме органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Орнамент.

В Древней Руси орнамент всегда имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.

В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:

— геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;

— растительный. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;

Читайте также:  Как связать подкладку для шапки бини спицами

— зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;

— антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

Мистическая составляющая русского орнамента, его глубокий символический текст, разнообразие форм и образов часто становится источником вдохновения современных художников. Я не исключения. Совсем недавно я созда декоративное панно под названием «Ритмы русского орнамента» и об этапах создания я поделилась в своем мастер-классе.

Источник

Русский орнамент — свидетель далёкой древности

О духовном и умственном развитии общества и человечества в целом свидетельствует культура. Она подразумевает длительный процесс обучения, образования, воспитания. Вместе с тем, культура — это накопленные знания, традиции, обычаи и формы поведения. Чем развитие в духовном и интеллектуальном плане народ, тем больше произведений искусств он способен создать.

Наиболее древним из всех видов искусств по праву можно считать народную вышивку. Украшая узорами полотно, мастерицы вкладывали в них не просто своё вдохновение, но и сакральный смысл, так как символы — это информация. В основе их лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём.

Если правильно применить символ, можно достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

Данная русская традиция была широко распространена и, пройдя через века, мало подверглась изменениям.

Например, в книге К. Прохорова » Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» мы находим образцы тканей с геометрическими узорами и изображениями животных и растений, относящиеся к началу 11 века.

Наиболее распространенные символы в орнаменте — цветы и звёзды с восьмью лепестками или лучами.

И это совсем не случайно. Ведь восемь или осьмица, что означает ось, является древнейшим символом. Его называют ещё Алатырь или Крест Сварога. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной.
Знак Алатырь — Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.

Русский орнамент как знаковая система

Искусство вышивки на Руси имеет очень глубокие корни. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. Уже с восьми-девяти лет девочки под руководством своих матерей начинали осваивать это мастерство, готовя себе приданое к свадьбе. Мотивы узоров передавались из поколения в поколение.

Всё имело значение в вышивке: каждый элемент, каждая линия и даже, казалось бы, «случайные» ошибки вышивальщицы. Орнаментальным знакам русской вышивки всегда приписывались магические свойства. Построенные в соответствии со строгой геометрией и законами симметрии, узоры обладали, как считалось, большой силой. Они защищали человека, будучи вышитыми на его одежде, а вырезанные на наличниках, защищали его жилище. Предметам, покрытым орнаментом, всегда придавался ритуальный характер.

Хранительницей обрядов в русской деревне были женщины. Именно они должны были обеспечить благополучие семье.

На Руси существовала даже обрядовая песня, говорящая о том, что орнамент можно читать как книгу мудрости:

» Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили: и читать, и писать, и узоры вышивать»

Не зря, многие историки, этнографы указывают на то, что русский геометрический орнамент– это своеобразное письмо, вязь, ткань.

Ткань — от ткать. Ткачихи ткали на ткацком станке, соединяя нити в последовательную структуру. Отсюда в вышивке — связная и полная последовательность знаков. Об этом пишет П. В. Макагонов в своей замечательной книге » «Русский традиционный орнамент как знаковая система»

Источник

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Русская культура зародилась много веков назад.

Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Читайте также:  Как связать спицами детский плед для новорожденного спицами

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян

  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел

  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись

  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Читайте также:  Шапки вязанные узором резинка

Хохлома популярна и в наши дни

  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки

  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник