Меню

Узоры древние символы вода

Древние символы Вода и Земля — символика неживой природы

Вода — символ женского начала, чистоты, здоровья. На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. Значение древних символов Воды — источник и гробница всего сущего во вселенной.

Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).

Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.

Вода как древний символ

Вода — жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.

Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.

Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации — вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.

Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире.

Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.

В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.

Нырнуть в воду — значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде- значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде.

Текущая вода-это «живая вода». Пересечь водную преграду — значит перейти из одного онтологического состояния в другое.

С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.

Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.

В состоянии противоборства они — необходимые для жизни тепло и влага, но «горящая вода» — это союз противоположностей.

Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.

Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.

Нижние Воды — это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды — царство всеобъемлющих вод.

Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.

Потревоженные воды — символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни — «призрачный поток ощущений и идей».

Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.

Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы.

Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).

В русском фольклоре водяной-морской царь — властвовал над водной стихией. В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей.

Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).

Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.

Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода-тело Христово.

В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.

Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.

Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.

Роса — символ Благовещения.

Что символизируют волна, дождь, лед

Волна

Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.

Кто с водяным ладит — у того и дождь вовремя в поле, и рыбы в неводах вдоволь. Народные представления о волне хорошо отразил А.С. Пушкин:

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.

Дождь

Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.

Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.

Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.

Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.

Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.

Что символизируют море, озеро, река, омут

Символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеяным полем, с которого они собирают жатву, моряки — дорогой.

Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.

Наводнение. Символизирует лунную силу вод. Конец старого цикла и начало нового. Смерть и возрождение.

Озеро

Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».

Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.

Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.

Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».

Символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река-дорога в страну мертвых. Река — символ преграды, разделяющей два мира.

Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.

Она снимает усталость — физическую и душевную (река забвения Лета). Река дает плодородие. Река — артерия земли. Она — источник жизни для людей оседлых культур. Их реки — Нил, Ганг, Хуанхэ -символы и гаранты благополучия.

Мировой поток явлений, течение жизни.

  • Река жизни — это царство божества, макрокосм.
  • Река смерти — явное существование, мир изменений, микрокосм.

«Возвращение к истоку», символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, — это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление.

Читайте также:  Узоры для шалей с пышными столбиками

Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.

В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.

Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.

Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.

Река — дорога вниз, к океану, река порождает океан. Река-стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п.

В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.

Что символизирует роса

Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.

Сладкая роса — это мир и преуспевание. Она может олицетворять изменение, иллюзию и мимолетность. Связана с Луной, приходом ночи и сном.

Древний символ Земля

Земля — древний символ плодовитости, радости. У древних славян Земля-мать была тотемом. Ее считали живой, священной.

Сохранилось это в поговорках: «Весной грех землю бить — она беременна», «Грех землю бить — она ваша мать. », «Земля-кормилица».

Позже Земля как древний символ приобрела хтоническое значение как противоположность Небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется. »

«Разлука ты, разлука, / Чужая сторона, /Никто не приголубит, /Лишь мать сыра земля. », — поется в песне.

Земля здесь понимается как дом, который всегда родной для человека. Она воспринималась также как родительница, имеющая право на родительский суд и на праведное наказание грешных.

Говорили: «Как его земля носит?»

Силы земли магичны. Ведьмы катаются по земле для того, чтобы зарядиться энергией. Целованием земли скрепляли клятвы. Есть землю — символ покорности и искренности.

В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.

С землей связаны все земледельческие обряды. Известны праздники первой борозды, которую должен был делать самый уважаемый человек в деревне, а в государстве — царь.

Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.

В морской символике берег, земля-это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.

Что означали для наших предков Небеса

Небеса как древний символ означают бесконечность, высоту, царство блаженства, высшую власть, порядок во Вселенной.

Боги Неба — это обычно Творцы. Они всемогущи и всеведущи и символизируют космические ритмы.

Это стражи Закона. При матриархате небесные божества обычно женского пола, иногда боги Неба бывают бесполыми.

В ритуальной архитектуре Небеса изображаются сводом, ступой, чортеном, либо центральным отверстием в шатре, навесе и сакральной постройке.

Повсеместно они изображаются синим цветом, но иногда черным.

Источник

Магическая энергия воды

Вода – самое распространенное вещество в мире: она занимает три четверти поверхности нашей планеты, да и сами мы – водные существа, так как примерно на 70 % состоим из воды. Вода – это сама жизнь. В ней заключена невиданная магическая энергия, благодаря которой вода отражает самые важные свойства Вселенной. И если мы хотим быть здоровыми сами и жить в здоровом, чистом мире, нам следует заботиться о воде, постоянно и выражать ей свою признательность. Эта книга приоткроет вам тайну магической природы воды, поможет извлечь практически пользу вам и вашим близким.

Оглавление

  • «Мы живем на водной планете»
  • Культ воды у народов мира. Отражение магии воды в символах

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магическая энергия воды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Культ воды у народов мира. Отражение магии воды в символах

Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь!

Антуан де Сент-Экзюпери

Люди издавна селились у воды: на берегах рек, озер, морей… Конечно, в первую очередь это диктовалось рациональными соображениями: вода требовалась для питья и хозяйственных нужд, была наиболее доступным транспортным средством. Но помимо этого человека влекли к воде какие-то таинственные силы, между человеком и водой всегда существовала некая мистическая связь. Каждый из нас скажет, что можно часами слушать журчание ручья, плеск реки, шум набегающих на берег волн, грохот прибоя… Человек всегда чувствовал, что в воде есть нечто родственное ему. И даже не умея объяснить причины завороженности водой (это теперь мы понимаем природу нашей связи с ней: ведь мы сами на 65—70 % состоим из воды), человек находил соответствия между своими ощущениями и теми или иными проявлениями воды. Так рождались символы.

Вода — один из самых универсальных символов в мире. С древнейших времен вода повсюду ассоциируется, прежде всего, с эмоциями, чувствами, интуицией, психическим восприятием, с нашим бессознательным (подсознанием) и с таинственными проявлениями женской энергии (инь).

Вода как элемент мироздания

Вода — одно из фундаментальных понятий во всех философских течениях и традициях.

Согласно древнейшей китайской концепции мироздания, в незапамятные времена мужское (ян) и женское (инь) начала, слившись, породили пять стихий, пять элементов, давших начало всему разнообразию мира. Это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Каждый из этих элементов обладает характерными только для него качествами, связан с одним из направлений, соответственно с Югом, Центром, Западом, Севером, Востоком.

Древнеиндийская традиция также основывалась на пятеричной системе символов: «космическое состояние вибрации» продолжалось пятью элементами. Это Эфир (Акаша), Вода (Апас), Воздух (Вайю), Огонь (Тегас) и Земля (Придхиви).

Западная традиция, испытавшая влияние древнегреческой философии, в качестве «кирпичиков» мироздания рассматривала четыре элемента (стихии): Огонь, Землю, Воздух (аналог Металла) и Воду. Но иногда к ним добавляли и пятый элемент — Эфир, или квинтэссенцию духа. Символические обозначения этих элементов приведены на рисунке. Элементы мироздания играли очень важную роль в мистицизме Средних веков, и там они имели другие обозначения (в форме круга — см. рисунок).

В западном искусстве Вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; Воздух — фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; Огонь — птицей Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; Земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы (Дж. Тресиддер).

Читайте также:  Свитер с теневым рисунком спицами схемы с описанием

Символические обозначения четырех стихий.

Мистическая символика элементов мироздания.

Вода — единственный элемент, который не имеет выраженной геометрической формы и символически изображается двумя волнистыми линиями. Постоянная природа Воды — быть мокрой и течь вниз. Главные качества ее — текучесть и аморфность, но в то же время и настойчивость («Вода камень точит»), ведущая к преодолению любых преград («Мягким побеждается сильное»). Направление — Север. Цвет — синий, черный. Время года — зима. Вкус — соленый. Преобладающая энергия — инь. Вода ассоциируется с понятиями «холод», «исчезновение», «страх». Высшее проявление — мудрость.

Стихия Воды проявляет себя в изогнутых (волнообразных) или горизонтальных формах, к которым относятся, например, холмы, водные потоки, а также некоторые типы зданий — круглые или необычной геометрической формы и планировки (части дома отличаются друг от друга по этажности, протяженности, форме, стилю и материалу, с галереями, переходами, ротондами и т. п.).

Согласно Фалесу Милетскому и другим древним философам, вода есть первооснова вещей, некая субстанция, содержащаяся в беспредельном пространстве. Таким образом, вода трактуется как исходное состояние всего сущего, она олицетворяет рождение и начало всех вещей, а следовательно, и их финал. Все пребывает в развитии — в движении. Античный философ Гераклит, глядя на воды реки, произнес фразу, ставшую формулировкой одного из основных принципов бытия: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Вода как источник жизни

Три четверти поверхности Земли скрыто под водой. Тело человека на три четверти состоит из воды. Первые девять месяцев своей жизни мы проводим в воде. Все известные легенды о происхождении мира сходятся в том, что жизнь произошла «из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы».

«И пришли духи воды. И заполнили они все, куда смогли добраться. И остудили они горячее тело Матери-Земли и опустились даже в самую глубину его. А после поднялись вверх и там встретились с облачным племенем и пролились на землю дождем и дали силу семенам, в которых были духи растений. И зацвела земля, и так началась жизнь!» (С. Блустоун, из индейской легенды).

Воде как источнику жизни поклонялись и кочевники, и земледельцы, и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя).

В шумеро-семитской мифологии Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук как свет создал землю, победив Тиамат как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес — повелитель глубин. «Бог с потоками» изображался держащим в руках кувшин с водой. Считалось также, что вода могла изливаться прямо из его рук.

У евреев «воды Торы» — животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, — это мудрость и Логос. Перед Творением «Божественный дух носился над гладью вод».

В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролировал силы воды. Река Лета — символ забвения, а река Стикс — рубеж, пересекаемый в момент смерти.

В Египте вода олицетворяла рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила: бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.

Китайцы считали воду источником всей жизни.

В Ведах вода ассоциируется с материнством, так как в начале времен, когда еще не было света, существовала только вода.

«Ригведа» возносит хвалу воде как носителю всего сущего. Индусы верили, что в воде содержится тайна сохранения жизни. Бог Агни был рожден от союза воды и земли, он представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна — повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, «ходящий по водам». Лакшми, «та, что из лотоса», также «рождена Океаном».

У мусульман вода символизирует жизнь, милосердие, очищение. В виде дождя или ручья она олицетворяет божественную реальность, а также творение:

«Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).

Для иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан.

Даосы связывают воду со слабостью, приспосабливаемостью и в то же время с настойчивостью, с текучестью жизни в противоположность неподвижности смерти.

У скандинавов и тевтонов Землю окружали воды, в которых жил змей Мидгарда, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них брал свое начало ручей Хвергельмир — исток всех рек.

У народов мандре вода и вино символизируют союз Космических Отца и Матери.

У маори рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство.

Символизм воды в различных ее проявлениях

Текучесть воды, ее мягкость и податливость, ее «нежелание» сохранять какую-либо форму, удивительная способность к постоянным изменениям в зависимости от условий окружающей среды — все это делает воду символом человеческих эмоций, олицетворением женской энергии, восприимчивой и подвижной. Как и вода, наши эмоции, мысли и энергии также могут быть очень разными: текучими или застоявшимися; горячими, страстными или безразлично-холодными; замерзшими, отвердевшими, как лед, или свободными и легкими, как пар.

На Востоке вода часто воспринимается как символ вечно меняющегося мира иллюзий, но также является и символом изобилия.

Китайцы относят воду к женскому (лунному) началу инь. В «Книге перемен» («И-цзин») воде соответствует один из восьми первичных символов — триграмм. Эта триграмма образована тремя прерывистыми чертами (в «И-цзине» прерывистая черта обозначает женское начало инь, сплошная черта — мужское начало ян). Смысловое содержание триграммы воды — вечная текучесть и заполнение всех углублений. Это знак, которому не страшны никакие течения и водопады, и при этом он всегда остается верен своей изначальной сущности — текучести.

С большим уважением, даже с трепетом, относились к воде индийские йоги. Глядя в воды Ганга, постигали мудрость бытия буддийские монахи. Вода послужила источником прозрений Будды и Мухаммеда. К Будде приходило озарение, когда он смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях.

В религиозных течениях вода предстает символом очищения и новой жизни.

В христианской традиции вода олицетворяет также восстановление, обновление, освящение и крещение. «Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как, например, в Евангелии от Иоанна (4: 14), где Христос говорит самаритянке: “А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек”. Райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни, — символ спасения» (Дж. Тресиддер).

Вода, смешанная с вином, в христианстве символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве вода, смешанная с вином, означает смирение.

С древнейших времен люди связывают воду с плодородием и в то же время считают ее символом души, здоровья, чистоты.

Чистая вода всегда олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»). Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»).

Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода, имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса).

Читайте также:  Радужные коты схемы для вышивки

Вода считается и одним из символов мудрости. Например, в даосизме образ воды, которая прокладывает себе путь в обход препятствий, — символ победы видимой слабости над очевидной силой.

Течение воды часто ассоциируется с течением времени: «Годы бегут как вода».

Символизм воды… объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.

В психологии вода отождествляется с энергией бессознательного, ассоциируется с его таинственными глубинами и таящимися в нем опасностями.

На бытовом уровне вода — прежде всего символ физического очищения: мы постоянно моемся, стираем, чистим и т. д. Но кроме того вода — символ избавления (очищения) от ненужных эмоций и негативных психических состояний, символ обновления и подготовки к принятию новых энергий.

Вода — элемент, дарующий житейскую мудрость, знания, способность к непринужденному общению и склонность к поездкам и путешествиям.

Вода на нашей планете встречается в разных проявлениях. Это не только водопроводная вода, это ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны, атмосферные осадки и айсберги, лед и пар и многое другое. Все это различные «виды жизни» воды. И каждый такой вид имеет свой «характер», свои особенности, обладает вполне конкретными качествами, которые позволили человечеству за многие века найти символические соответствия между человеком и «видами жизни» воды.

Айсберг может быть символом заторможенности (замороженности) эмоций. Иногда он олицетворяет дрейф «без руля и без ветрил», возможно, в опасном направлении.

Болото часто служит символом засасывания в негативное состояние, символом безрадостного, беспросветного положения дел.

Наиболее известный символизм брода — как переправы — находим у кельтов: для них брод олицетворял место встречи с судьбой или поединка. Но Карл Юнг связывает понятие «брод» с переходом из одного состояния бытия в другое.

Ванна, наполненная водой, может быть символом очищения и омовения.

Водопад — символ полного эмоционального освобождения или исцеления, эмоциональной перезарядки.

Звуки, издаваемые спокойно плещущимися волнами, принимались за разговор, поэтому волны ассоциировали с мирной беседой.

Океанская волна символизирует подъем огромной эмоциональной силы, а также любовь, личные связи и признание.

Волны прибоя, ударяющие о берег, олицетворяют эмоциональный хаос, свидетельствуют о том, что чувства и эмоции готовы захлестнуть вас.

Мотивы волны на древнерусских браслетах.

Дождь — один из основных символов плодородия. В древности его связывали с оплодотворяющим божественным семенем. Считалось, что все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. «Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил). В греческой мифологии Зевс проник к запертой в башне Данае в виде золотого дождя, после чего она родила Персея.

Обычными были представления (которые не исчезли до сих пор), что от богов зависит, будет ли засуха, прольется ли ливень разрушительной силы или пойдет приятный, подобный благословению, дающий природе жизненную силу дождь. «Нежный дождь… повсеместно считался знаком божественного одобрения, а в Китае — гармонии инь–ян в космическом масштабе. Высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя, его отличительный признак — зубчатая корона, символизирующая дождь… В иранской мифологии богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня — засухи» (Дж. Трессидер).

Как и подобный ему бог дождя майя, соседей ацтеков, бог дождя Тлалок носил при себе клинок грома. Это был отличительный знак его силы и власти. Бог легко узнаваем по глазам, похожим на круглые очки. В мирные времена он дарил людям плодородие и жизнь. Многие рисунки и настенные фрески изображают бога рассыпающим маис и разливающим воду. Другими дарами Тлалока были цветы и бабочки, которые он щедро рассыпал в разные стороны. Его почитатели совершали в его честь воскурения ладана, чтобы заручиться его расположением, которое гарантировало людям защиту от засухи и голода. На некоторых изображениях Тлалок символизировался специальным знаком, состоящим из четырех расположенных рядом острых зубцов или клинков.

Тлалок — бог дождя ацтеков.

Божественное, небесное происхождение дождя сделало его символом чистоты, поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.

Дождь не только очищает атмосферу от грязи, он может символизировать и эмоциональное очищение. Поскольку дождь несет жизнь растениям, он может быть знамением роста и предвещать плодотворный период жизни.

Я долго не мог понять, отчего один мой знакомый маг так радуется, когда в лесу ночью идет дождь и заливает костер. Мы, помнится, промокали до нитки, но именно в такие минуты, когда проявляются сразу все стихии (Огонь, Земля, Воздух, Вода), человек приобщается к их совокупной силе. Так что, если в путешествии вас застает дождь, не ругайте природу, а старайтесь использовать момент!

Весенние дожди питают новую жизнь, поэтому олицетворяют как плодородие, так и творческий потенциал.

Дождь имеет свою символику. К символам дождя относят «топор, молоток, зигзаг молнии, дождь из огня и света, змею (иногда — рогатую), в Китае — дракона, лягушек и других земноводных, лунных животных — краба и паука, собаку (которая ассоциировалась с богами ветра, приносящего дождевые тучи) и, что более неожиданно, кота, хамелеона, корову, слона, попугая и индейку» (Дж. Трессидер).

Застойная вода символизирует застой в чувствах, говорит о том, что человек попал в порочный круг эмоций, который надо срочно разорвать.

В широком смысле источник — символ жизненной силы, омоложения или даже бессмертия. Он также символизирует космический центр, очищение, вдохновение и знание.

И христианская, и исламская традиции отводят место источнику в центре рая, у корней Древа Жизни, от которого течет поток в четырех основных направлениях, — образ, впоследствии оказавший влияние на планирование садов и церковную архитектуру. «Чистая река воды» (Откровение, 22: 1) приравнивалась к Отцу и Сыну, поэтому источник стал символом не только чистоты, но и откровения и искупления. В скандинавском мифе бог Один отдал свой глаз, чтобы отпить из источника знаний, вытекающего из земной оси, дерева Иггдрасиль. В соответствии с греческой орфической традицией, обойдя источник забвения и испив из источника памяти у входа в Гадес, можно получить бессмертие. Источник молодости — популярная тема в искусстве — восходит к римскому мифу о боге Юпитере. Сходная тема — омолаживающее воздействие любви, отсюда частое появление Купидона, который присматривает за источником, и сексуальный символизм его струящейся воды. Запечатанный источник — образ девственности в христианстве.

Источник