Меню

Татарский национальный орнамент для детей

Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»

гульчачак мингазиева
Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»

Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетически современными. Именно таким и является народное искусство.

Орнамент татар представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно- прикладного искусства, он отражает в то же время историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Детей старшего дошкольного возраста желательно ознакомить с народным искусством хотя бы нескольких национальностей нашей страны.

Орнаментальное искусство татар своими корнями уходит в глубину веков. Оно красочно, многообразно и во многом неповторимо. Яркой особенностью национального орнамента является главенство растительных узоров. Растительный орнамент татар отличается большой вариативностью цветочных и лиственных мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством. Эта особенность татарского орнамента дарит детям многообразные эстетические впечатления, дает им понятие о многообразии декора, способствует активизации собственной творческой деятельности. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов: тюльпана, хризонтемы, георгина, астры, ромашки и т. д. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника.

В национальном орнаменте значительна роль и геометрических мотивов.

В татарском народном орнаменте очень редко встречаются зооморфные мотивы, что в известной мере объясняется действием в прошлом религиозных догматов, запрещавших мусульманам изображения живых существ.

Древней чертой национального орнамента является вписывание однотипных фигур друг в друга. Такой прием характерен для техники аппликации по войлоку, мозаики по коже, тамбурной вышивке, закладного ткачества. Эту особенность орнамента рекомендуется использовать в аппликационных работах детей. Для татарского народного орнамента характерны симметричные и асимметричные построения.

Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «теплых» и «холодных» тонов. Отмечается такая особенность цветового решения народных узоров, как любовь к полному тону.

Педагоги Е. А. Флерина, А. И. Усова, Н. П Саккулина в своих трудах подчеркивали, что использование народного декоративного искусства в работе с детьми положительно влияет на развитие детского изобразительного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывают у них первые образные представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. Они отмечают большой интерес детей дошкольного возраста к произведениям народного искусства. Обобщенность и условность, яркость, красочность, непосредственность- все это привлекает детей в произведениях народного декоративно- прикладного искусства и роднит их с детским самостоятельным творчеством.

Важно учить детей замечать узоры с использованием татарского орнамента в повседневной жизни, рассматривать одежду, посуду, предметы быта татарского народа, обращать внимание на особенности содержания узора, цветовых сочетаний, композиции. При этом следует воспитывать в детях уважение и интерес к работе мастеров, вложивших свой труд в художественные вещи. Использование художественного материала по декоративному искусству обеспечивает усвоение программных требований при условии, что декоративная работа проходит в определенной системе при постепенном усложнении программного материала, сопровождаемом повторении усвоенного раннее.

Дидактические игры по реализации национального компонента Татарская дидактическая игра: «Поезд» Дидактическая задача: -В процессе игры продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами.

Знакомство с декоративно-приклодным исскуством Татарстана. Украшение татарского сапожка. Украшение татарского сапожка. Подготов. группа. Програм. содер. Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности.

Источник

Презентация «Татарский орнамент»

Ямбушева Валентина Евгеньевна
Презентация «Татарский орнамент»

Татарский орнамент

Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством татар.

Мордовия – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Воспитание любви и уважения к декоративно — прикладному искусству татар.

Донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения.

Воспитание уважения к истории и обычаям татарского народа.

Собрать и изучить национальные узоры татарского народа.

Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать т. е. воспитание в духе толерантности.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность –это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не уступка, снижение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного

Национальная одежда татарского народа сохранялась в течение веков. Искусство каждой национальности связано с её историей, традициями, религией, природными условиями, торговыми и соседскими отношениями.

Читайте также:  Купальник с узорами крючок

Откуда же появились эти нежные узоры?

Когда мужья занимались ремесленничеством, их жены вышивали скатерти, простыни, ткали паласы, полотенца. Это являлось и отдыхом и творчеством.

Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли, волнистые линии – вода, кружок, квадрат, ромб – луна.

Цветок роза – признак красоты и любви.

Шиповник, рябина считались растениями приносящими счастье.

Астры считаются символом долгой жизни.

Тюльпан означает изменение, обновление.

Букет цветов – символ жизненного источн

Орнамент – это украшение (лат. слово)

построенное на ритмичном чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.

Что такое чередование? (повтор)

Как на этом татарском женском головном уборе (калфак).

История возникновения орнамента.

Орнамент появился в глубокой древности.

Древние люди украшали свои глиняные сосуды рядами вмятин (пальцами).

Таким образом делались первые украшения на предметах.

Что являлось источником возникновения орнамента?

Узоры на крыльях бабочек, птиц, рисунки листьев, плоды деревьев, цветы.

(Итак, природа стала источником возникновения орнамента.)

Различными штрихами свои впечатления люди изображали на камне, кости, дереве. Впоследствии украшали одежду, утварь дома.

Какие виды орнамента существуют?

Зооморфный, растительный, геометрический, космогонический.

Расположение орнамента может быть разным.

Ленточный (в полосе,

Замкнутый (в круге,

орнамента относится

татарский?

Ярким представителем декоративно- прикладного искусства является народный костюм, в котором отражается разнообразие вышивки.

В старину татарский женский костюм состоял из рубахи, которая дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей.

Костюм принимал праздничный

вид за счет съемных украшений.

Популярным являлся нарядный

В женском рабочем костюме издавна присутствовал фартук. Фартуки с разноцветными браными узорами по красному или желтому холсту, позднее с яркой вышивкой по фабричной белой ткани приобрели в процессе развития оборочки, плечевые крылышки, складочки и защипыагрудник «изю».

Изделия, украшенные орнаментами играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Яркие многоцветные полотенца, развешиваемые на стенах, вышитые покрывала и скатерти, футляры для книг, настенные панно с кораническими надписями, создавали особую эмоциональную атмосферу. Вышитые золотом и шёлковыми нитями полотенца были непременным атрибутом свадебного обряда. Полотенца дарили по случаю рождения ребёнка, их передавали по наследству из поколения в поколение.

Традиции, сложившиеся в течении многих столетий в искусстве орнамента дошли и до наших дней. Многие из современных мастеров изготовления одежды используют национальные мотивы в своих моделях. Этот стиль получил названия «этно», «фольклорный», «народный». Одним из первых модельеров, применившим

в своих моделях стиль «этно» был

французский модельер Ив Сен Лоран,

который с 1947 года начал активно

использовать элементы народного костюма

при создании модных коллекций. В моделях одежды Ив Сен Лорана

используется орнаментированная ткань.

Татарские рукодельницы владели разными способами вышивки – разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером. Любимой техникой была вышивка тамбурным швом.

На вид орнамент неприметен

Но он столетия живёт

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Русская пословица гласит «Глазам радость, душе — отрада».

Источник

Приемы и способы рисования татарских узоров в старших группах

Лилия Петрова
Приемы и способы рисования татарских узоров в старших группах

— Мы с вами знаем, что все народные росписи абсолютно разные.

Давайте вспомним их названия по иллюстрациям на сладах. Гжель, Хохлома, Жостовская, Полхов-Майданская, Городецкая. У каждой свои приемы и хитрости выполнения элементов узора.

— А теперь я предлагаю вам угадать, какая из народных росписей мы с вами займемся. Подсказкой для вас будут служить материалы, которые находятся перед вами.

— Как вы это определили? (По цветам красок, по узорам)

Чем отличается узор от орнамента?

Узор — Рисунок, представляющий собой определенное переплетение линий, фигур, сочетание красок.

Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Прекрасные образцы татарского орнамента можно увидеть в ювелирных изделиях, красочные вышивки и узоры на тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища.

Читайте также:  Штанишки для малышей спицами со схемами

Виды орнамента и типы мотивов.

У татарскогонарода существует три вида орнамента:

Первый вид – “Цветочно-растительный”. Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы,цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейка, к л п ш, платки).существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами

• Второй вид орнамента – “Геометрический”, применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках.Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты, так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

• Третий вид орнамента называется – “Зооморфный”. Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются во основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.

татарский орнамент очень редко содержит образы животных

Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы.Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

Узоры бывают симметричные и ассиметричные. Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Пальметта — элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с «растопыренными пальцами руки». Представляет собой геометризованное изображение веерообразно расходящихся листьев пальмового дерева из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам.

Основные цвета : белый, красный, зеленый, синий.

В старшей группе используются узоров: Продолжать знакомство детей с элементами национального орнамента. Рассмотреть цветочно-растительные мотивы (полевые, луговые, садовые); мотивы пальметт и полупальметт, лотосообразные мотивы, мотивы листьев и др. Обратить внимание на характер композиции (симметричные, ассиметричные, на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов.

Обогащать художественный опыт детей в декоративной деятельности: показать способы рисования симметричного букета, у которого одинаковы обе стороны узора относительно вертикального стебля.

Совершенствовать технику декоративного рисования на силуэтах одежды, головных уборов, обуви (тюбетейка, фартук, ичиги и др., предметах быта (полотенце, веретено и др., поощрять разнообразие используемых элементов национального орнамента.

Познакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (темно-фиолетовый, сиреневый). Учить смешивать краски для получения новых оттенков. Поощрять самостоятельный выбор сочетания цветов. (фиолетовый и белый = сиреневый)

Привлекать детей к выполнению коллективных работ по мотивам татарского прикладного искусства. Давать возможность комбинировать освоенные способы, сочетать приемы декоративного рисования с различными техниками художественного конструирования, аппликации, детского дизайна.

Обогащать опыт изображения предметов быта, персонажей татарских народных сказок. Поощрять создание сюжетных композиций по сказкам Г. Тукая, А. Алиша («Кого встретила болтливая утка», «Кто самый сильный», «Встреча Шурале и Былтыра» «Коза и баран» и др.).

Поддерживать стремление детей передавать в рисунках яркие события из общественной жизни родного города (села, побуждать к рассказу о нарисованном. Содействовать свободному проявлению художественного творчества.

В подготовительной группе используются : Рисование. Продолжать знакомство с элементами национального орнамента. Рассмотреть с детьми образ «древа жизни». Обратить внимание на характер композиции — ассиметричный, на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов.

Читайте также:  Платье или туника спицами для девочки

Совершенствовать технику декоративного рисования: показать способы рисования асимметричного букета, представляющего собой изящно изогнутую ветку, стебли которой щедро усеяны элементами бутонов, цветов, плодов, листьев, завитков. Познакомить со способами планирования узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема). Поддерживать поиск приемов изображения (включая приемы рисования без кисти). Развивать чувство композиции.

Эски з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.В конструкторской документации: эскиз — чертёж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.

Набросок (от французского croque; немецкого — Entwurf; английского — sketch) Набросок — это быстрый рисунок в общих чертах; разновидность графики (преимущественно, но бывает и в живописи, в скульптуре. Это изображение малого формата, легко и быстро нарисованное.

Поощрять задумку, проявление творчества в замыслах узоров для декоративных тканей, головных уборов, обуви, полотенец в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.

Создавать условия для освоения новых и комбинирования знакомых техник. Предоставлять возможность использовать разные материалы, объединять разные способы изображения реальных и сказочных образов (включая героев сказок народов Поволжья, поощрять оригинальность композиционного решения.

Поддерживать создание коллективной сюжетной, декоративной композиций с элементами национального колорита. Поощрять умение поддерживать замысел сверстников, детскую инициативу, самостоятельность, ответственность.

Поощрять умение передавать в рисунках яркие события из общественной жизни республики. Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о том, что нарисовано. Содействовать расширению тематики детских работ

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать снизу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться не ровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

Правила рисования краской:

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется, впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, кисточку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.

6. Каждую линию при закрашивании и при рисовании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Фотоотчёт о празднике «Жаворонки» в старших группах Фотоотчёт о празднике «Жаворонки» в старших группах 22 марта в нашем детском саду «Золотая рыбка проходили традиционные праздники «Жаворонки».

Фотоотчёт о праздновании Дня жаворонков в старших группах Фотоотчёт о праздновании Дня жаворонков в старших группах Следом за встречей грачей 17 марта и празднованием Дня Герасима-грачевника на.

Фотоотчёт о весенних утренниках в старших группах Фотоотчёт о весенних утренниках в старших группах Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт об утренниках, посвящённых 8 марта,.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Нетрадиционные способы рисования: метод «тычка» (жесткой полусухой кистью и поролоновым тычком) Вот уже несколько дней мы с дочерью (ей пять лет) изучаем новый способ рисования – методом «тычка». Выполнив немалое количество работ, я.

Источник