Меню

Старославянские буквы с узором

Древнеславянская буквица: образы и расшифровка

Современный алфавит русского языка представляет собой список графических знаков. Они не несут никакого значения, а только обозначают звук.

Прочитайте первую часть статьи здесь.

Символы древнеславянской буквицы напротив содержали какой-то образ. Эти образы могли объединяться, создавая новые значения.

Каждый образ описывал и объяснял событие или жизненное явление. Именно поэтому так важно, о чем мы говорим и какие слова произносим. Ведь каждое из них влияет на сознание и жизнь человека.

Важно, что смысл символов буквицы – это не просто какое-то слово, а глубокое значение.

Образы буквицы

Вы можете проверить основное значение каждой буквицы по таблице выше или прочитать о дополнительных значениях далее. Удобно воспользоваться приложением «Буквица».

Еще очень понравилась фотокнига для детей и родителей. Смотрите здесь.

  • Азъ – то, с чего все начинается; исток, начало, изначалье; Бог, создающий на Земле; единый, единство; человек; я.
  • Боги – множество Богов; существа, которые превосходят нас по уровню развития; могущественные силы.
  • Вѣди – знание и мудрость; понимание происходящего на Земле и на Небесах; взаимосвязь всего в мире; определенность и направленность.
  • Глаголи – передача своей мудрости; поток, направление.
  • Добро – развитие и накопление; созидание и дела, которые улучшают карму; достаток и преуспевание.
  • Єсть – означает пять жизненных элементов; бытие Земной формы жизни; нахождение в проявленном состоянии.
  • Ԑсмь – определение чего-то; связка; множественность существования, многомерность; разнообразие.
  • Животъ – многообразная жизнь; преобразование и рост; зарождение.
  • Ѕѣло – неизведанное нами; то, что находится за пределами нашего понимания; сверх, весьма, очень.
  • Зємля – наша планета, созданная для того, чтобы мы проходили свои уроки и получали опыт; почва, форма жизни.
  • Ижє – единство и равновесие, необходимое для того, чтобы пребывать в гармонии с окружающим миром.
  • Іжєи – вселенская истина; укрепляет связь с Родом.
  • Їнить – общинная истина; связующее звено между нами и нашими предками.
  • Гєрвь – радость от обретения своих корней; прекрасное и необычное, но в то же время проявленное и душевное состояние.
  • Како – объединение со Вселенной; объемность.
  • Людїє – объединение мирно мыслящих; их общность; направленность.
  • Мыслитѣ – осмысление полученной информации; мудрость и мышление.
  • Нашь – то, что было известно нашим предкам и существует сейчас при нас (язык, история, корни).
  • Онъ – это нечто божественное и самостоятельное; отделение священного от земного.
  • Покои – состояние бездействия и гармонии.
  • Рѣци – речь, изречение, течение; упорядочивание и разграничение нашего пространства.
  • Слово – появление мысли и ее произнесение вслух; сила мысли и слова; поток.
  • Твѣрдо – утверждение, указание; твердость личных ценностей и убеждений; твердость материала; определенная точка зрения или намерение.
  • Укъ – призыв или послание к единству; взаимодействие и нахождение рядом.
  • Оукъ – чувственность, предчувствие; сила намерения, твердые устои и чистые помыслы.
  • Фѣртъ – благородство и чувство гордости и значимости.
  • Хѣръ – гармоничное взаимодействие всего в этом мире; равновесие.
  • Отъ – достижение предела и открытие за ним чего-то нового; умение довести дело до конца, выполнить задачу и получить результат.
  • Ци – формирование и достижение цели; целеустремленность.
  • Чєрвль – значение первозданной красоты; красный; грань, рубеж, черта.
  • Ша – умение взаимодействовать с пространством и временем; тишина и покой; простор и ширь.
  • Шта – неопределенное состояние и разнообразие; плотность и защитная форма.
  • Єръ – творческий процесс; твердость.
  • Єры – совместный творческий процесс; создание и познание чего-то вместе с близкими по духу людьми.
  • Єрь – уже созданное творение; жизнь, данная Богом.
  • Ять – гармония и связь между небесными и земными структурами; жизнь на Земле в сочетании с духовным развитием и познанием основ мироздания Вселенной.
  • Юнъ – движение вне основного потока; прикосновение к тому, что находится за пределами определенного круга вещей.
  • Арь – однородное пространство; чувство единения; образ одного рода.
  • Эдо – форма познания и прикосновение к истокам.
  • Омъ – творчество и созидание; посветление; продолжение существования и движения.
  • Єнъ – восприятие образов; образное мышление.
  • Одь – переданная по наследству богатая мудрость и опыт предков; то, что необходимо преумножить и передать потомкам; правота, близость, согласие.
  • Ёта – познание; передача знаний через образное мышление; взаимодействие с мирозданием.
  • Ота – неприятие неизвестного, но существующего; отказ от неприемлемых нам действий и привычек; трезвое сознание.
  • Кси – духовность; необходимые качества для познания и стремления к чему-то.
  • Пси – душа и все, что связано с ней; открытость к новым знаниям, душевность.
  • Фита – единство духа; слияние с миром и природой.
  • Ижица – движение; состояние гармонии и благости; счастье от прибывания в этом мире.
  • Ижа – умение работать с временными стихиями; краткость.
Читайте также:  Спицы как вводить другой цвет

Запись чисел

Числа тоже записывались славянскими буквами (слева направо по убыванию) вплоть до 18 века.

  1. Над буквами ставили знак «числовое титло», чтобы отличить цифры от текста. Могли ставить знак как над каждой цифрой, так и над всем числом сразу. Например, число 21 – .
  2. Числа от 11 до 19 записывались так, как произносятся: сначала единицы, затем десятки. Например, число 17 – . Сначала 7, затем 10.
  3. Для записи тысяч перед буквой указывали соответствующий знак – диагональ с двумя черточками на ней (҂).

Мы сделали интересное приложение, через которое вы можете потренировать запоминание образов буквицы, узнать больше о значениях слогов и разобрать по смыслам любые слова.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Источник

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы

В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.

Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.

Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

Читайте также:  Как сделать цветной узор

Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.

На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.

Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.

Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.

Русские буквицы К и Л, XII век.

В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.

В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.

Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.

Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.

Читайте также:  Двухцветные ячейки спицами схемы

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.

Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.

У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.

Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год

Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.

Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.

Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.

В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.

А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!

Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)

Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.

В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.

Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»

Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.

А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.

Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких

Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина

Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова

Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.

Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.

Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.

Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.

И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!

Источник