Меню

Старинная вышивка схемы портреты

Старинные схемы и вышивки

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Старинные схемы и вышивки запись закреплена
Юлия Пушкина

Вы замечали, что продавцы или владельцы старинных вышивок стремятся найти почти в каждом сюжете отголоски своей национальной истории? Вот знаменитый аукционный дом Бонэмс, Лондон (по значимости он — третий после Кристис и Сотбис), в 1-й вышивке распознал шотландскую народную балладу «Сэр Патрик Спенс», а во 2-й не распознал никого, ограничившись «мальчиком в килте с собакой» (благодарю Татьяну Декопову за ссылку на аукцион).
Показать полностью.

Нет, господа! На 1-й вышивке наш Петр I, спасающий рыбаков в бурю на Ладожском озере по картине Карла Штейбена (1812). Это так картина называется. На самом деле, царь Петр спасал не рыбаков, а моряков, и не на Ладоге, а в Финском заливе недалеко от Лахты. Я подробно писала об этом в 3-й ч. статьи о вышивках из Рыбинского музея (почитайте, кому интересно). Поскольку репродукции картины Штейбена в сети нет (оригинал хранится во Франции), прилагаю изображение одной из копий (Коцебу А.Е. ГРМ , 1832).

Со 2-й вышивкой все несколько сложнее. С «легкой руки» Британского музея и Музея Виктории и Альберта (VAM) это изображение считается портретом юного Альберта Эдуарда, принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VII (1841-1910). Это старший сын королевы Виктории (Берти), впоследствии имевший весьма скандальную славу игрока, любителя скачек и невероятного сластолюбца.

В Брит. музее хранится иллюминированная литография Клода Реньи (Claude Regnier), 1844-1850 (?), которую музей подписывает так: «Альберт Эдуард, принц Уэльский в детстве». При этом автора исходной картины или рисунка музей не называет.

Так же атрибутирует и VAM хранящуюся у них вышивку шерстью, аналогичную выставленной на аукционе (ок. 1860) (https://collections.vam.ac.uk/item/O355448/edward-vii..). Интересно, что вышивка принадлежала королеве Марии (1867-1953), супруге короля Георга V. Значит, атрибуция музея основана на предании, бытовавшем в королевской семье. Музейное описание содержит одну интересную пометку: «автор вышивки неизвестен; художник — Фердинанд Крумхольц (Ferdinand Krumholz).

Все попытки найти картину или рисунок австрийского портретиста и пейзажиста Фердинанда Крумхольца (1810-1878) с этим сюжетом тщетны. Нет его и в Британской королевской коллекции — огромном собрании произведений искусства и портретов членов королевской семьи, среди которых — сотни изображений короля Эдуарда VII в разные периоды его жизни. Зато в американских литературных журналах 1840-1850 гг. множество раз встречается гравюра Джона Сартена (John Sartain) по оригиналу Крумхольца с искомым сюжетом. Она является иллюстрацией к небольшим рассказам разных авторов и называется то «Маленький охотник» (англ. The little hunter), то «Юный горец» (англ. The young highlander).

Вероятно, в этом и причина отсутствия исходного рисунка или картины. Крумхольц создал иллюстрацию для журнала на заданную тему, не имеющую прямого отношения к принцу Уэльскому. Это отчасти подтверждается изученной мною биографией художника: когда он работал в Риме в 1830-х, два неназываемых американских издателя настойчиво приглашали его в Америку, в Бостон, обещая большие заказы и хорошие заработки. Крумхольц согласился, но так и не поехал (вместо Америки он уехал в Париж, а затем в Португалию). Это не только не исключает, но, скорее, подтверждает выполнение некоторых заказов для американских издателей. К тому же, судя по гравюрам и литографии, «юного горца» сложно считать «портретом» работы успешного художника, коим Крумхольц несомненно был.

Что же касается Альберта Эдуарда, принца Уэльского, существует несколько его портретов, на которых будущий король изображен в шотландском костюме, но они совсем другие. Все они есть в Британской королевской коллекции (кому интересно, посмотрите сами: https://www.rct.uk).

Я не буду ставить точку в своем исследовании. В XIX в. нередко случалось так, что тиражирование иллюстраций с изображением монарших особ и аристократов в разных журналах приводило к потере имен собственных, и портрет баронессы N с любимой собакой превращался в картинку с абстрактным названием «Верный друг». Теоретически, и портрет принца Уэльского мог превратиться в иллюстрацию «Юный горец». Я буду продолжать искать первую гравюру/литографию по оригиналу Крумхольца (самая ранняя из найденных датируется 1847), чтобы опровергнуть или доказать свою теорию, но, как ни странно, даже такие музеи, как Британский и VAM, могут ошибаться. Предание в семье королевы Марии Тесской, о ужас, также может быть неверным. Зная, что Эдуарда VII часто изображали в шотландском национальном костюме, собирательный образ юного горца вполне могли считать в семье детским портретом короля.

Ну и напоследок привожу одну из версий этого сюжета для вышивальщиц — рисунок берлинского из-ва Hertz und Wegener.

И да, членов британской королевской семьи, особенно королеву Викторию, ее детей и домашних питомцев, вышивали очень часто. Все потому, что время ее правления частично совпало с периодом расцвета берлинской вышивки, а Англия была крупнейшим заказчиком и импортером рисунков для нее.
#берлинскаявышивка, #berlinwoolwork, #berlinwoolworkpattern

Источник

Вышивка крестом — красивые старинные схемы Petit Point

Для тех, кто хочет вышить что-то особенное, я подобрала коллекцию старинных французских и голландских схем для вышивки крестиком. Это цветочные, растительные, живописные ботанические и анималистические мотивы, орнаменты в стиле рококо, старинные пейзажи, а также пасторальные сцены с изображением жизни людей.

Многие узоры, которые здесь представлены, называются Petit Point.

Petite в переводе с французского означает «маленький, мелкий». Отсюда и идёт название стежков Петит-поинт (petite-point) и Петит-ститч (petite-stitch).

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он как обычный полукрест: на изнанке швы — вертикальные, или как гобеленовый шов (на изнанке швы располагаются по диагонали).

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика. Bместо одного стандартного крестика вышивается четыре маленьких.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы вышиваемая картина смотрелась более детально, более естественно. В основном таким способом вышиваются лица для того, чтобы был более плавный и реалистичный переход цветов. Кроме этого, петит-поинт и / или петит-ститч используются тогда, когда требуется подчеркнуть округлость некоторых деталей в вышивке.

Работы в этой технике часто основаны на великолепных картинах старых мастеров голландской или французской школы живописи эпохи рококо или времен романтизма. Рисунок переносится тончайшей кистью и красками на разлинованную в клеточку бумагу таким образом, чтобы каждый закрашенный квадратик обозначал один стежок Petit Point определенного цвета. Одно только изготовление подобного образца — кропотливая работа, требующая хорошего чувства цвета и формы.

Подбор цветов — подходящий оттенок нити выбирается из примерно 400 цветов, находящихся в распоряжении вышивальщиц. При этом особое внимание обращается на то, чтобы при сопоставлении находящихся рядом стежков достигалась гармония цвета и рельефность, что особо отличает подлинные вышивки Petit Point.

Как вышивают — в качестве основы применяется исключительно тончайшая шелковая сетка (а не хлопковая канва или страмин), на которую не наносится ни рисунок, ни трассировочные (направляющие) нити. Делая каждый стежок, вышивальщица должна считать клеточки на раскрашенном вручную бумажном оригинале, чтобы точно перенести рисунок на сетку. Мельчайшие стежки выполняются в технике полукреста и часто с помощью лупы. Вышивка Petit Point имеет от 11 до 22 стежков (точек) на один линейный сантиметр, таким образом в одном квадратном сантиметре содержатся от 121 до 484 стежков (или от 780 до 3122 стежков на квадратный дюйм). Это очень миниатюрная техника.

На подиумах всего мира демонстрируют шикарные вышитые модели одежды. Огромной популярностью и любовью пользуется сейчас вышивка и в России. И очень радостно, что все рукотворное сейчас стало сейчас очень цениться, а вышивальные традиции возобновлены!

Эти схемы вдохновят вас на создание новых шедевров. Их можно применить не только в вышивке крестом, но и бисером, и как рисунки для создания жаккардов в вязаном трикотаже, для создания гобеленов, мозаик.

Источник

Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 1

Очень рада, что статья про вышивку бисером вызвала столько откликов и, быть может, пригодилась кому-то для вдохновения. В этой части поговорим уже о старинной вышивке крестиком, которая постепенно стала не менее, если не более популярной, чем бисер. Вот только статью о вышивке по канве и холсту придется разделить на две части — у меня просто рука не поднимается сокращать куски, которые по объему не входят в первую часть, а наверняка будут интересны многим — например, о старинном способе перевода рисунка на ткань.

Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.

Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.

Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.

В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.

Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.

Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.

Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом

«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».

Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».

Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века

Рукоделиям всегда учили с детства.

«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.

Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».

Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.

Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.

«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.

На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».

Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия — например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).

Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты — например, ридикюли.

Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.

В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.

В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.

Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.

Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).

На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.

Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.

Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.

Довольно долго — до конца XIX века на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.

Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.

Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.

В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.

Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».

«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.

«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:

Сих ради причин,

Чтобы мужу дали чин.

Резолюция министра Державина:

Не дает чинов за овец.

Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»

Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».

До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.

Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.

Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).

Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.

Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.

«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много выши­вали и вязали, много приходилось разматывать ни­ток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круг­лую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».

В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.

Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.

Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.

Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.

Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.

Источник

Читайте также:  Вязание спицами жакет топ