Меню

Создание орнамента 5 класс

Орнамент. Урок ИЗО в 5-м классе

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Задание: Выполнить орнаментальную композицию.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Виды орнаментов (Рис. 1, 2, 3, 4); образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Звучит русская народная мелодия. Учитель открывает занавес, на доске возникает зрительный ряд: образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта, украшенные вышивкой.

Учитель: Ребята, вы услышали русскую народную музыку, увидели одежду и предметы быта, украшавшие жизнь крестьянина.

Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали русского человека, его быт?

Ответ: Они красивые, одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью.

Вопрос: Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?

Ответ: В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах.

Учитель: Правильно. А вы знаете, что украшение, представляющее собой узор, называется орнамент.

1. История развития орнамента.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

2. Виды орнамента.

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” (Рис. 4). “Меандр” — знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

Читайте также:  Вырез горловины спицами косичка

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Русский орнамент.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

Читайте также:  Модный кардиган спицами регланом сверху

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Учитель предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию, используя тот вид орнамента, который им больше всего понравился. Во время работы звучит русская народная мелодия. Учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.

Источник

Урок в 5 классе «Орнамент как основа украшения»

орнамент каК основа украшения.

Цели деятельности учителя

Формировать представление о б орнаменте ; воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре.

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Предметные: создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на традиции

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Личностные: Осознание этнической принадлежности, знагие истории, культуры русского народа, наследие России

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная, индивидуальная

Бумага в клетку , карандаш, цветные карандаши , фломастеры

Иллюстрации с изображением предметов народного быта, презентация, детские работы.

Основные понятия и термины

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

(универсальные учебные действия)

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни

Игра «Четвертый лишний»

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Осуществлять контроль своей деятельности

Формировать целостное мировоззрение

II . Актуализация опорных знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Работа с раздаточным материалом, отвечают на вопросы

Определяют цель учебной деятельности

Формировать ответственное отношение к учению

III. Изучение нового материала

Отвечают на поставленные вопросы

Определять понятия, создавать и применять знаки и символы на практике

Умение использовать навыки на практике

Готовность к саморазвитию

Следить за своим здоровьем

V. Творческая практическая деятельность

нарисовать орнамент карандашом, затем прорисовать орнамент цветными карандашами или фломастерами

Выполняют задание по предложенной схеме.

Планируют и организуют свою деятельность. Определяют способы достижения цели.

Осознают свои интересы и цели.

Беседа в форме «вопрос-ответ»

— Для чего украшали предметы быта и труда наши предки?

— Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

— Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов?

Как вы понимаете пословицу?

Отвечают на вопросы в форме диалога.

Умение организовывать самостоятельную деятельность

Владеть навыками самоконтроля

V II . Определение домашнего задания.

Читайте также:  Бирюзовый свитер спицами для женщин

Подскажите, что вам необходимо сделать дома?

Определение цели и задач работы на дом

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Урок для 5 класса «Орнамент как основа украшения» предназначен для учителей ИЗО, в нем подобран материал для работы на уроке.

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на традиции

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Личностные: Осознание этнической принадлежности, знагие истории, культуры русского народа, наследие России

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная, индивидуальная

Номер материала: ДБ-749902

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Больше половины самых конкурентоспособных школ в России находятся в регионах

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения порекомендовало снизить бюрократическую нагрузку на учителей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник