Меню

Орнаменты для нумерации страниц

Оформление книг

В этой статье мы рассмотрим примеры оформления всех элементов книги, листая книгу и знакомясь с каждым из элементов по очереди, в том порядке, в котором они встречаются в книге:

  • форзац и нахзац;
  • авантитул и фронтиспис;
  • титул;
  • выходные сведения;
  • верхний и нижний колонтитулы;
  • буквица, примечания, сноски и другие элементы оформления страниц и отдельных частей текста;
  • шмуцтитулы;
  • элементы навигации, ускоряющие поиск нужного раздела книги;
  • содержание;
  • выпускные данные.

Оформлению обложек посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Оформление форзаца и нахзаца

Данные элементы имеются только у книги в твердом переплёте и выполняют как эстетическую, так и технологическую функцию. У книг в мягком переплете, как правило, есть только оборот обложки. Форзац – это лист, который соединяет книжный блок и переплётную крышку.

В качестве изображений на форзаце часто используют:

Нахзац скрепляет книжный блок с задней стороной переплётной крышки, то есть это задний форзац. Обычно форзац и нахзац делают одинаковыми, но нет никаких проблем сделать их разными.

Авантитул и фронтиспис

Авантитул (фортитул) – первая страница перед титулом, где размещают некоторые выходные сведения, фамилию автора, заглавие, иногда – эпиграф, посвящение. Фронтиспис – страница с изображением, как правило, – на одном развороте с титулом. Изображение должно так или иначе относиться к содержанию всей книги в целом (зачастую – это фото автора).

Титул и выходные сведения

Титул содержит ФИО автора, название книги, название издательства. При оформлении обычно приводится в гармоничное соответствие со шрифтовым оформлением обложки. Может содержать только текст или текст, сопровождаемый фото и/или графическими элементами.

Выходные сведения необходимы для библиографической обработки печатного издания и информирования читателя. Этот элемент не предполагает художественного оформления, размещается на титульном листе, его обороте либо на последней странице и во всех книгах выглядит стандартизовано:

Верхний и нижний колонтитулы

Колонтитул – строка на краю полосы набора (сверху или снизу страницы). В колонтитулах могут размещаться такие данные:

  • название книги, название и номер главы, раздела;
  • имя автора;
  • в словарях — первое и последнее слово на странице для удобного поиска;
  • номера страниц.


Колонтитулы часто оформляют графическими элементами:

Элементы оформления отдельных страниц и абзацев

Иногда всю полосу текста обрамляют рамкой – в такой книге все станицы будут выглядеть очень торжественно. Есть и другие графические приемы, способные «преобразить» книгу, улучшив тем самым ее эстетическое восприятие читателем, а также сделав ее более удобочитаемой.

Буквица

Элементом художественного оформления книги может служить буквица – самая первая буква абзаца, как правило, в начале книги, новой главы, имеет больший размер по сравнению с остальными заглавными буквами и особое графическое начертание.

Символы бюллетеня

Символы бюллетеня используются для графически выразительного оформления списков перечисления, которые могут быть использованы как при перечислении, так и при выделении отдельных фрагментов текста.

Выделение примечаний и важных замечаний

Для того, чтобы выделить примечания или какую-либо важную информацию, используются рамки, символические графические элементы для привлечения внимания.

Виньетки и шмуцтитулы

Шмуцтитул — это отдельный титульный лист раздела или главы книги. Шмуцтитул — всегда нечетная страница справа на развороте с пустым оборотом. Здесь размещается название главы или раздела, заголовок крупной рубрики книги, иногда – эпиграфы, иллюстрации.

Виньетки – это изображения или графические элементы, завершающие раздел книги (на изображении выше — это графический элемент дизайна книги с абстрактным сюжетом, ниже — иллюстрация на всю полосу книги).

Читайте также:  Центральная коса схема спицы

Элементы навигации, ускоряющие поиск нужного раздела книги

При оформлении словарей обязательно используются элементы навигации. Первое и последнее слово на странице в колонтитуле словаря необходимо для быстрой навигации по книге:

На изображении ниже цветной оранжевый фон страницы под номером 40 попадает под обрез книги, и если сделать для каждой главы разный цветной фон под номером в колонтитуле и смотреть на книгу со стороны обреза, то на срезе образуется разноцветная полоса, с помощью которой можно быстро открыть книгу на нужной главе.

Часто делают отдельный цветной прямоугольник для каждой главы, причем для разных глав — разный цвет и разная высота размещения прямоугольника – тогда на срезе будут видны разноцветные полоски, расположенные лесенкой.

Содержание или оглавление

Состав полииздания отражает содержание, а моноиздания – оглавление, однако зачастую эти два понятия строго не дифференцируют. Данные элементы оформления книги содержат номера страниц разделов, для более удобного восприятия разные разделы размечают шрифтами различного размера и используют разные отступы для отдельных разделов.

Если книга цветная, то для оформления содержания (оглавления) можно использовать цветные элементы:

Выпускные данные

Это последняя страница – в современном книгоиздании её часто не делают, так как она не несет важного для автора смысла. Эта страница использовалась государственными организациями для статистического учета в области книгоиздания.

Оформление книги — это относительно устоявшаяся система норм и правил, согласно которым принято оформлять тот или иной элемент книги. Такая система позволяет унифицировать, привести к единообразию дизайн и структуру основных данных, которые содержит любое издание, чтобы в конечном итоге упростить процедуры поиска нужной книги читателем или библиотекарем, а также улучшить эстетическое восприятие издания.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Рубрики

  • А_К_Толстой (34)
  • Ринальди (10)
  • _ Станислав Ландграф (59)
  • _ Борис Плотников (32)
  • _ Виктор Шамиров (9)
  • _ Махмуд Эсамбаев (6)
  • _ Владимир Зельдин (18)
  • _Театр (192)
  • _Кольцо сайтов Комиссаржевки (44)
  • Анна Юрканская (94)
  • Мои события (148)
  • Из новых работ (92)
  • **Поздравления, открытки** (284)
  • *Общение* (92)
  • Истории, которые Были (26)
  • Уголок (18)
  • Путешествия, достопримечательности (66)
  • Путешествие длиною в жизнь: Город на Неве (7)
  • Путешествия: указатели (2)
  • Астраханское путешествие 2015 года (2)
  • Выставки (29)
  • Фотовпечатления (64)
  • . Щелк. (526)
  • =О’К = ОБЪЕКТИВные Комментарии (24)
  • Музыка (24)
  • Мобилография (18)
  • пОКупки (5)
  • Женский Деловой Центр & Клуб (10)

Друзья

Сообщества

Статистика

Правила оформления старинной книги

Воскресенье, 03 Июля 2011 г. 22:17 + в цитатник

Наиболее часто в книгах употребляют элементы декора, за которыми закрепилось название орнамента. К декоративному убранству относятся также обрамления («полатки»), примером которых может служить известная гравированная на дереве рамка работы русского первопечатника Ивана Федорова, использованная им в трех изданиях для выделения, выявления отдельной фигуры или заглавия книги. Обрамления эти выполнены в виде триумфальной арки (как у Ивана Федорова) или в виде «балдахина», навеса, «врат».

Композиционно в орнаментах различают следующие элементы: центральные (включающие срединные акцентирующие мотивы), основные (образующие основную массу узора), уголки (предназначенные для образования углов в обрамлениях), и, наконец, завершающие элементы.

— Орнаментированные заставки, концовки, рамки, буквицы и проч., отмечают начало и конец текста, объединяют и расчленяют его, оживляют переплеты, обложки, титульные листы, форзацы, делают их не только художественно радующими глаз, но и осмысленными.
— Орнаментальные заставки предназначаются для украшения начальных полос текста: глав, частей, разделов и т.д., если главы, части, разделы идут со спуска.
— Орнаментальные концовки используются в концевых полосах, завершающих текст отдельных произведений, глав, частей, разделов и т.д.
— Орнаментальные рамки служат для обрамления текста на переплете, обложке, титульной странице и т. п.
— Орнаментальные фоны применяются для украшения форзацев, обложек и других элементов книги.
— Буквицы, инициалы ставятся в начале текста (глав, разделов, частей книги); и часто выступают как связующее звено между заставкой и текстом. В буквицах наиболее близко и непосредственно соприкасаются и переплетаются шрифтовая и орнаментальная графика.

Читайте также:  Вяжем спицами детям поэтапно

Орнаменты делятся на несколько типов по способу сочетания раппортов и мотивов. В этом отношении различают орнаменты прерывистые (в которых каждый мотив легко выделяется) и непрерывные (в которых мотивы не имеют границ), рядовые (бордюрные) с линейным (горизонтальным или вертикальным) чередованием или повторением раппортов (где раппорты, непосредственно примыкая друг к другу, образуют ряд) и фоновые — с чередованием мотивов во всех направлениях (по горизонтали, вертикали и диагонали), благодаря чему образуются орнаментальные плоскости в виде фона. Рядовой орнамент используют, в основном, для образования бордюрной ленты в заставках и обрамлениях, фоновые — для оформления обложек, форзацев и т.п. Фоновые орнаменты могут составляться из рядовых, в свою очередь рядовые могут образовываться из фоновых.

В зависимости от расположения орнамента по отношению к орнаментируемой плоскости различают плоскостной, рельефный и углубленный орнаменты. В книге, например, наиболее распространен орнамент плоскостной; а рельефный и углубленный орнаменты применяются главным образом на переплетах.

Наборные орнаменты, ранее отливаемые из типографского сплава или изготовляемые гальванопластически в виде отдельных металлических фигур, имели более универсальный характер и могли образовывать при наборе различные части книжной композиции (рамки, заставки, концовки, фоны и т.д.).

Во всех случаях применения в книге орнамента (на титуле, контртитуле, фронтисписе, шмуцтитулах, спусковых, концевых страницах и т.д.) он, как правило, должен иметь подчиненное, второстепенное значение, чтобы не мешать восприятию шрифта. Орнамент в книге должен восприниматься не как чужеродный элемент, а как часть общей книжной композиции, которая наряду с другими графическими элементами (шрифт, иллюстрация) участвует в формировании целостного образа книги.
При решении книжного орнамента немалое значение имеет связь его с другими элементами оформления книги (особенно шрифтом и иллюстрацией). Примерами удачного сочетания можно полюбоваться в работах художников Дмитрия Бажанова, Николая Ильина, Владимира Фаворского и других.

Средневековая книга исполнялась по законам архитектоники. Весь ее облик был подчинен неуловимой гармонии. Существовала определенная закономерность в отношении одного листа к другому, текста — к иллюстрации, рисунка букв — к полям и украшениям и т.д. Расположение букв было соотнесено с длиной строки и размером междустрочного пространства. Все элементы книги, как правило, были подчинены внутренней логике: формат один или два столбца, цветовое решение, соотношение высоты и ширины буквы, площадь заставок и инициалов. Рукописный лист должен был радовать глаз читателя. Постепенно выработался определенный строй оформления рукописи: инициал — для обозначения частей книги или целого параграфа, красная строка — для выделения необходимых мест, заставка — чтобы разграничить разделы текста.

Читайте также:  Набор стартовый для комбинирования спиц системы addiclick starter set 1

Убранство татарской книги этого времени отличалось лаконизмом. Зачастую это был рукотворный блок в форме об’емной тетради с текстом, выполненным разноцветными чернилами и заключенным в изящную золоченую декоративную рамку.

Стремясь придать книге классическую целостность и художественную выразительность, он возродил традицию форзацев, фронтисписов, унванов.

Декоративные узоры в структуре книги — не более чем акцентирующие детали.

В создании рукописной книги участвовали не менее восьми ремесленников, в том числе доброписец чернописный — писец, воспроизводивший основной текст; статейный писец, воспроизводивший киноварью вязь, подстрочные и надстрочные записи, точки и другой текст, впоследствии прописывавшийся золотом; заставочный писец — художник, рисовавший заставки и буквицы; живописец иконный — художник, рисовавший миниатюры; златописец — мастер, покрывавший золотом заставки и отдельные участки миниатюр; златокузнец, среброкузнец и сканный мастер — ювелиры, изготовлявшие драгоценный оклад книги

Орнаментальные украшения древнерусских книг включают:
заставки — небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста:
концовки — различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов;
инициалы — заглавные буквы большего размера, помещаемые в начале книги или ее раздела;
украшения на полях в виде стилизованной веточки или цветочка.

орнамент, заимствованный из Византии. Его характерной особенностью является рамка, состоящая из простейших геометрических форм — прямоугольников, кругов, квадратов, треугольников, арок и пр. На заставках и инициалах — изображения птиц, животных, человеческих фигур. Фон таких заставок обычно делался золотым, преобладающими цветами являлись алый, синий и зеленый. По внешнему виду византийский орнамент часто напоминает перегородчатую эмаль. По времени византийский орнамент совпадает с господством уставного письма, его примерами могут служить великолепные заставки и инициалы Остромирова евангелия, Изборника Святослава, а также более поздних рукописей, например Мстиславова евангелия (приблизительно 1115-1117 годы).

Неотъемлемым элементом русской рукописной книги являются иллюстрации — небольшие рисунки, выполняемые вручную многоцветными красками (гуашью, акварелью или клеевыми красками) на полях, отдельных листах или в самом тексте и получившие название миниатюры. Рукописи, украшенные миниатюрами, называются лицевыми или иллюминированными.

Титульного листа русская рукописная книга не знала, его роль выполнял колофон (от греч. kolophon — завершение), или послесловие — текст на последней странице рукописи, содержащий название книги, сведения о ее авторе, имени заказчика и переписчика, месте и времени переписки и т.п. Нередко в колофоне содержится и дата создания книги (иногда она находится в начальной части рукописи). Своеобразным порталом книги служил фронтиспис — цельнополосная иллюстрация с изображением, как правило, легендарных авторов книги, предшествующая началу рукописи. Первые фронтисписы имелись уже в Изборнике Святослава и Юрьевском евангелии.

Характерным элементом рукописной книги является кустод (от лат. custos, род. падеж custodis — страж) — условное обозначение порядкового номера книжной тетради кириллическими буквами, проставлявшимися на первой и последней ее страницах. Наличие кустода при отсутствии нумерации страниц в древнерусской книге давало возможность проверить полноту экземпляра при переплетении.

В книгах XI-XVII веков для нумерации тетрадей (отдельные листы не нумеровались) использовалась буквенная система обозначения чисел, а начиная с XVIII века — цифровая (нумероваться стали отдельные страницы). Тогда же кириллические цифры были заменены современными арабскими.

Источник