Меню

Мотив узора с изображением птицы

Мотив узора с изображением птицы

Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве. С прилетом птиц наступала долгожданная весна, с их пением просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту и изящество. С ее образом связано свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и в этом есть что-то от загадочной русской души.

Птица нашла свое отражение в разных видах декоративного искусства, в том числе и в кружеве. В кружевоплетении многие узоры и мотивы считаются заимствованными в вышивке, возраст которой как народного ремесла намного больше. Зооморфные сюжеты в вышивке носили изначально не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберега. Эти знаки вбирали в себя множество значений и исходили из глубокой древности. Однако языческий подтекст, сохранившийся в народной культуре с древности до наших дней, очень мало отражен в кружевоплетение.

Тысячелетиями народные традиции сохранялись в тканых, вышитых, кружевных узорах одежды и полотенец вплоть до середины XIX века. Это наследие помогает лучше понять и проследить декоративную составляющую кружевоплетения. Тем более, что в силу естественных причин образцы кружев ранее XVII века до нас не дошли и поэтому сохранившиеся памятники прикладного искусства Древней Руси позволяют изучать кружевные узоры и орнаменты по аналогии с ними. Использование древних мотивов в народной вышивке хорошо изучено и описано учеными и искусствоведами и здесь трактовку значения можно перенести на орнаментику кружева.

Поэтому если мы зададимся вопросом, откуда взялся в елецких кружевах сюжет с птицей, то должны будем обратиться к вышивке, потому что именно узоры, мотивы, декоративные и сюжетные элементы вышивки повлияли на их развитие.

Интересен сюжет овальной салфетки с женской фигурой и двумя птицами. Непосредственное отношение к архаическим сюжетам подтверждает классическая трехчастная композиция: женщина и птицы по обеим сторонам. Птицы не просто заполняют пространство для придания равновесия всему узору, но вполне очевидно символизируют “небо”, что является обычным для композиции. Изображения женской фигуры в русской вышивке фактически в большинстве случаев связывали с великой богиней. Часто парное изображение птиц вокруг женской фигуры трактуется как стихия воздуха. Салфетка выполнена в сцепной технике из белых хлопчатобумажных нитей в 60-е годы прошлого века.

На другом панно вполне очевидно изображена ладья в виде уточки, несущей парус. Его символичное изображение в виде сияющей звезды-светила, можно трактовать по-разному: однако часто это объясняется древним культом солнца. Мотив водоплавающей птицы часто встречается в вышивках. Панно выполнено из льняных и хлопчатобумажных нитей в 1970 году.

Панно «Царевна Лебедь» из белых хлопчатобумажных нитей и сканью из серебристого метанита выполнено А.И. Долматовой в 80-е годы прошлого века. Изображение лебедя передается обобщенно, но хорошо узнаваемо по изгибу длинной шеи и лебединой груди. Лебеди стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви. Образ Царевны-Лебедь хорошо известен по славянскому фольклору.

Петух был любимой птицей древних славян, который выступал как символ солнца и оберег дома. Не случайно этот представитель пернатых являлся любимым героем мифов и сказок. Салфетка-сувенир «Петушок» (автор М.Д. Саввина)выполнена из цветных хлопчатобумажных нитей, 1990-е годы.
Можем сделать вывод, что в Ельце кружевоплетение было частью народного быта и впитало в себя многовековые традиции народного творчества. Сохраняясь в декоративно-прикладном искусстве, древние символы теряли свою первоначальную содержательность и несут в настоящее время чисто декоративную нагрузку, повторяясь во все новых и новых произведениях наших современников.

Читайте также:  Схемы вышивки крестом перенаборы вконтакте

#Елец #музейнародныхремеселипромыслов #музейонлайн #елецкиекружева #220летпромыслу #птицавкружеве #Деньптиц

Источник

Птицы-павы от карельских вышивальщиц

Традиция вышивания в Карелии очень древняя, археологи утверждают, что начало вышивке было положено уже в XII — XIV веках. В XIX — начале XX века искусство вышивания в Карелии становится массовым женским занятием.

Расцветка северной вышивки очень строгая: белым по красному или красным по белому, что было характерно для всех регионов Карелии, кроме Пудожья и районов проживания северных карел, где встречалась полихромная вышивка с использованием шелковых и гарусных (шерстяных) нитей. Символически красный свет обозначал небесный огонь и связывался с образом солнца.

Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны. Самый древний вид шва – двусторонний – назывался в Заонежье «русским» или «досюльным» и выполнялся по счету нитей холста. Изображение получалось одинаковым с обеих сторон. Еще один технический прием, получивший распространение в крестьянской вышивке конца ХIХ – начало ХХ в., носит название «настил по сетке», когда узор настилается белой хлопчатобумажной нитью по ажурному фону.

Чаще всего в Заонежье вышивали тамбурным швом. Преобладающим видом орнамента был растительный (самостоятельный или комбинированный с изображениями птиц, животных, геометрическими элементами).

К древним мотивам заонежской вышивки относится геральдический двуглавый орел. Заонежский орел в отличие от пудожского чаще всего изображается в окружении птиц. Образ заонежской птицы-павы иконографически связан с образом павы в севернорусской вышивке – с поднятым крылом и хвостом в виде большого горизонтального пера.

В отличие от заонежской пудожская вышивка носит совсем иной характер. Для пудожской вышивки в силу географической отдаленности края от столичных центров характерно бытование древних счетных видов швов («набор») и архаичных типов орнамента. Шов «набором» обуславливает цветовую насыщенность пудожский вышивки, плотность и заполненность композиции, ярко выраженную стилизацию орнаментальных мотивов.

Древний мотив птицы-павы в самых разных вариантах: птицы-павы, шествующие друг за другом, птицы-павы, заключающие в себе изображение солнечной ладьи или несущие на спине двойную ладью из парноголовых птиц, сросшихся корпусами; редкое в иконографии крестьянской вышивки изображение борьбы птицы-павы (вышивальщица назвала ее Сирином) с драконом.

Вышивали пудожанки и геральдических двуглавых орлов, известных на Руси еще со времен Византии. Изображение двуглавого орла очень любили вышивать на Русском Севере, где «двуглавый орел» был своеобразным негласным знаком принадлежности к определенному социальному слою – вольным государственным крестьянам. Особенно распространен этот мотив в Каргополе и в соседнем с ним Пудожье, где его вышивали «набором» в условной манере.

В целом заонежская и пудожская вышивка тесно связана с северорусской вышивальной традицией, особенно архангелогородской, что свидетельствует об общих тенденциях их развития.

Подзор. 1900 — 1920 гг.
Холст льняной. Нить х/б белого цвета.
Вышивка: «тамбур по филе», «набор», белая перевить.
Автор: Тараскина Н.С.
Онежаны (Тучково). Медвежьегорский район.

Подзор. Первая половина ХХ в.
Холст льняной. Кумач. Нить х/б.
Вышивка: «набор», тамбур.
Автор: Орехова Е.С.
Пудожский район

Источник

презентация мотив «Птица» в Городецкой росписи
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

презентация мотив «Птица» в Городецкой росписи

Скачать:

Вложение Размер
ptitsa_v_gorodetskoyt.ppt 361 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, основан во 2-й половине XII века. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Город расположен на левом берегу Волги.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: — цветочная роспись; — цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; — сюжетная роспись.

Птица – символ света, счастья и добра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городецкая роспись (этапы рисования).

Клубный час разработан с целью познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Развивать творчес.

Урок изобразительного искусства проводится с целью расширения развития познавательной активности детей, стремления своими руками создавать красоту.

Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности «Искусство городецкой росписи» для реализации в общеобразовател.

Презентация поможет объяснить поэтапное рисование коня в городецкой росписи. Материал можно использовать на уроках ИЗО в 4 классе по программе «Перспектива».

Тема: « Народные промыслы. Особенности создания городецкой росписи »Изделие: « Аппликация городецкой росписи из бумаги »Планируемые результаты:Личностные УУД: проявят интерес к предметно-практич.

Источник

Образ птицы в остяко-вогульской вышивке.

У многих народов птица – небесный посланник, помощник в творении Богом земли, проводник в мир предков, символ души.

Почему? Все просто – птица умеет летать, она вьет гнезда на деревьях, которые растут из земли или в речных заводях, а летает в небе. Птица живет и там, и там. Она символ крылатой материи, творения живущего в тесном взаимодействии и согласии с Небом.

По одной из версий индуизма, мир возник из яйца, в славянской мифологии верховное божество Род – источник всего, в своей земной ипостаси принимал образ серой уточки, она была и его символом, и носителем его силы. Эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – два мира – здешний и потусторонний. В Библии, Святой Дух – тоже птица. Что касается финно-угорской мифологии, к которой относится и остяко-вогульская, мир также сотворен при помощи птицы-гагары, или той же утки. Здесь образ птицы один из самых почитаемых, верили, что птица, обитающая в небе, причастна к божеству. По поверьям, птицы, путешествующие с севера на юг и обратно, «сшивают» два мира и по вертикали, и по горизонтали: мир мертвых (север) и мир живых (юг).

Вот как рассказывает об сотворении мира одна из легенд хантов (современное название остяков) Белоярского района: «Во Вселенной еще не было земли, кругом только море. Надоело все время жить на воде, уточка под воду ушла и землю ищет, ищет, чтобы с корнями земля была».

Земля с корнями, чем не остров Буян посреди мирового океана? Творение из которого прорастает целый лес, населенный духами, зверями и людьми, полный щебета и гомона. И все это «дело» одной небольшой птички.

Нет на земле такого места, где нет этого чуда – парящего комочка перьев. И в орнаментах, как и в фольклоре всех народов птицы присутствуют на постоянной основе.

Остяко-вогульский* праздничный костюм, реконструкцией которого занимается Центр художественных ремесел и промыслов в рамках созданной им программы «Забытые ремесла», богато украшен вышивкой. На создание такой красоты у современной мастерицы, которая не отвлекается ни на какую другую работу, уходит год или больше. А теперь представим сколько времени в традиционной культуре затрачивала мастерица, для которой вышивка была только одной из домашних работ. И какое это кропотливое, требующее сосредоточенности и терпения, любви и радости от той красоты, которую создаешь, ремесло – вышивка.

Орнаменты, украшающие туникообразные рубахи, женские платки остяков и вогулов разнообразны, птицы – один из самых употребляемых мотивов. Птицы разные, есть сложные, есть более простые варианты.

Часто встречается такая орнаментальная композиция: крестообразное изображение дерева с парными птицами, заключенное в поставленный на угол квадрат. Называется этот орнамент «углубление сердца», «вместилище души», а сердце, во многих культурах связанно с вместилищем ума, духа. Так в индуизме сердце – обитель высшего разума, пробуждение которого – цель практики, в то время, как мозг – связан с низшей формой обыденного ума. У индейцев чароки сердце – вместилище мира невидимого и т.д.

Некоторые исследователи поясняют, что изображение дерева-креста – это указание на «четыре стороны света» или «четыре области земли». Также, крестообразность центрирует образ дерева в пространстве, придавая ему статус мировой оси. И тут мы возвращаемся, к мифу об утке/гагаре и ее земле «с корнями» посреди Мирового Океана, а вместе с этим мифом к нам «возвращаются» деревья, острова, и океаны других мифологий – от острова-Буяна до священного дерева индусов Ашваттхи и мирового древа скандинавов Иггдрасиль.

Но вернемся к остяко-вогульскому орнаменту. Некоторые изображения птиц состоят из треугольной головы и сплошного туловища, прямого длинного хвоста с мысовидным окончанием и прямой ногой. Другой вариант: треугольная голова, шея, треугольное туловище, две крючкообразные ноги, два крыла в момент взмаха, «двойной хвост».

Встречаются совсем стилизованные варианты: птицы изображены через символику полета, как зигзаги или кривые линии. Аналогичные образы птиц можно встретить на неолитических керамических сосудах.

В некоторых вариантах птицы утрачивают хвост и крылья, получая взамен две головы, а иногда и две пары ног, превращаясь в конце же концов в две полоски со слабыми намеками на головы.

Композиций с птицами в одежде большое разнообразие. Из них составлены линейные бордюры по краям и швам одежды, розетки, ромбы, ромбические, решетчатые и ступенчатые сетки и т.д. В вышитых линейных бордюрах, размещенных вдоль сетчатых орнаментов и розеток изображения птиц очень стилизованные, более сложные узоры – на полочках, манжетах рукавов, по подолу рубах.

В более поздних вышивках часто встречаются повторяющиеся орнаменты из двух птиц возле древа или птиц, сидящих друг напротив друга. Возможно это связанно с «обмирщением» орнамента, с тем, что знание сакральных смыслов стал теряться в повседневной жизни, содержание мифа стало легендой и сказкой. И от сюжета с мировым древом и творением, осталось только его самая понятная часть – птицы, красота, существующая сама по себе.

Авторы: Ольга Бубновене, Алла Харитонова, Ксения Илауски, Виктория Шашкова — по материалам исследований бюджетного учреждения Центр народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

* Остяки и вогулы: так до 30-х годов прошлого века назывались народности ханты и манси, а Ханты-Мансийск до 1940 носил название Остяко-Вогульск. Так как платки с вышивкой присутствовали в культуре этих народов до 19 века, а в 19 – 20 х вв. вошли в повсеместный обиход платки с вырезным орнаментом, или покупные, то подчеркивая время бытования реконструируемых платков, мы говорим «остяко-вогульская вышивка». Другое название остяков (ханты) и вогулов (манси), используемое в научной литературе, – обские угры.

Источник