Меню

Мастер класс узоры россии

Русские узоры сквозь века

Образовательно-просветительские мастер-классы для школьников и взрослых.
Проходят: очно в студии, онлайн с преподавателем, самостоятельно по учебным материалам студии.

Изучаем, копируем, творим!

Проект ЧУДО «Художественная школа-студия «Орнамент»
И художника-преподавателя Константиновой Светланы.

Цель проекта — Популяризация и сохранение культурного наследия России.
На мастер-классах участники знакомятся с образцами русского народного творчества. Выполняют собственную работу по мотивам произведений русских мастеров.

Как перенести рисунок на черную бумагу? Рисунок белым по черному. Декоративные фантазии.



Рисование центрического орнамента по мотивам росписи русской народной дымковской игрушки. Видео урок.
Рекомендованный возраст от 9 лет.
Формирование умения создания орнаментальных композиций. Развитие графических навыков и чувства симметрии.

Фото с мастер-классов:

Мастер-классы:

Русский народный Лев.
Прялка, пряник и птица Сирин:

  • Роспись тарелки
  • Роспись пряников

Птицы в русском народном творчестве:

  • Вологодские кружевные птицы
  • Птицы в русской вышивке
  • Городецкие птицы
  • Северная птица счастья
  • Синяя птица Гжели
  • Сказочные птицы Хохломы

Конь – Лошадка — Коник
Русалка-Берегиня
Кит-Рыба
Древо счастья
Единорог — зверь, всем зверям зверь
Крылатые грифоны, стерегущие сокровища
Чудо-птицы Сирин и Алконост

Разнообразие и значение русского народного орнамента.
Орнаменты русских изразцов

Жанры орнаментальных композиций в русском народном творчестве:
Геометрический орнамент
Растительный орнамент
Зооморфный орнамент
Орнитоморфный орнамент
Антропоморфный орнамент
Тератологический орнамент
Каллиграфический орнамент
Геральдический орнамент
Смешанный, или комбинированный, орнамент

Виды построения русского народного орнамента:
Ленточный
Центрический
Сетчатый

Орнамент русского народного костюма

Роспись ложек
Роспись деревянных лошадок
Роспись пряников
Создание кокошников
Плетение лаптей
Изготовление игрушек из лоскутков

Наши контакты

    Моск. обл., г. Люберцы, ул. Л. Толстого, д. 1/32, Проспект Гагарина 26, к.2 +74993944021 info@ornament.su

Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter

Источник

Проект «Русские узоры»

Солонина Светлана
Проект «Русские узоры»

МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир

Воспитатель: Солонина С. М.

Тема проекта: «Русские узоры»

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества.

По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного.

Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

Народное искусство обладает большими возможностями: несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредствен-но в произведениях народных мастеров. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы и затем ее красота, соразмеренность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни Росси, связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».

Читайте также:  Летние кофточки спицы с крючком

Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др. свидетельствуют, что эмоции,вызванные искусством способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной культуры.

II Методологические параметры

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству.

Объект исследования: Процесс формирования познавательного интереса к русской национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Содержание и технологии приобщения детей к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям средствами русской народной культуры и искусства.

Гипотеза: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям средствами русской народной культуры и искусства будет успешным,если:

Педагоги и родители овладеют знаниями искусствоведческого материала и способами формирования интереса к русской народной культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Будет разработан единый комплекс мероприятий по приобщению детей к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям.

Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств, при знакомстве с русскимнациональным искусством: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.

В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.

1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного у детей дошкольного возраста в контексте русской народной культуры.

2. Определить структуру и содержание работы по ознакомлению дошкольников с русским национальным искусством в домашних условиях и детском учреждении.

3. Организовать и провести педагогический проект по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами региональной культуры

4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных, культурных и эстетических ценностей народного творчества через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в художественно-творческой деятельности.

Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др.

Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);

Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);

Математические (методы статистической обработки результатов исследования)

Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.

Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, педагогико-психологической литературы по проблеме.

Разработка методики проекта, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива.

Анализ результатов и подведение итогов проекта.

III Содержательно-целевая характеристика проекта

Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.

Тип: творческий, групповой, краткосрочный (2 недели)

Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.

Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и др.

Средства и оборудование: произведения народного творчества, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.

Читайте также:  Спицами узор кос детская шапочка

Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.

Высокий уровень знаний воспитателями и родителями истории русской национальной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию познавательного интереса к народному творчеству.

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Развитие внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать.

Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.

Интеграция образовательных областей: Коммуникативно-личностная, художественно-эстетическая, познавательное, речевое, физическое развитие.

Планирование работы над проектом:

-проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

-распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

-выбор декораторов (помощь в оформлении);

-выбор затейников (для организации игр).

-выбор формы реализации проекта.

-помощь в подборе музыкального сопровождения.

-разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, стихов,загадок.

-организация места проведения праздника.

-проведение инструктажа по технике безопасности.

Дни недели М Е Р О П Р И Я Т И Я

С Д Е Т Ь М И С ПЕДАГОГАМИ С РОДИТЕ-ЛЯМИ

Понедельник — «С чего начинается Родина?» (интернет-экскурсия в край народных мастеров);

— Беседа: «Русские народные керамические промыслы»;

— Заучивание песни «У моей России …»;

Индивидуаль-ные беседы по теме.

Вторник — Беседа «Путешествие к мастерам хохломы»;

— НОД «Золотая хохлома» (роспись плоскостных форм);

— Чтение П. Синявский «Хохломская роспись»;

— д/и «Русские узоры»;

— Загадки, потешки, пословицы о народных игрушках. Консультация «Не забывайте народные игры!».

Среда — Выставка рисунков «Золотая хохлома»;

— Заучивание песни «Золотая хохлома»;

— Игры-состязания «Хитрый шарик»;

— Д/и «Художественный салон»;

Четверг — Беседа: «В гости к городецким мастерам»;

— НОД «Кони-птицы» (пластилиновый дизайн по мотивам городецкой росписи);

— Д/и «Собери палитру»;

— Чтение М. Г. Смирнова «Красная девица»; Папка – передвижки «Русские узоры»

Пятница — р. н. игра «Филин и пташки»

— НОД «Сине-голубая сказка» (гжельские узоры);

— Беседа «Русские народные игрушки». Мастер-класс «Русские узоры» пластилино-вый дизайн.

Понедель-ник — НОД «Волшебный мир кисловодского фарфора» (интернет-экскурсия);

— Дидактическая игра «Найди сходство и различие»;

— Беседа «В гости к дымковским мастерам»;

— р. н. игры «Карусель», «Заря» Консультация «Роль роди-телей в воз-рождении русских традиций»

Вторник — Чтение В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»;

— Беседа «В гости к дымковским мастерам»;

— р. н. игры «Ручеек», «Перетягивание каната». Мастер-класс «Лепим народную игрушку дома»

Среда — Заучивание А. Дьякова «Весёлая дымка»;

— НОД «В Дымковской сказочной стране…» (лепка по мотивам дымковских игрушек;

— Д/и «Собери букет»; Презентация проекта «Русские узоры»

Четверг — Заучивание загадок, пословиц, поговорок о народных игрушках;

— Игры — состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята».

— Беседа «Филимоновские игрушки»выставка семейных рисунков на тему: «Русские узоры

Пятница — Праздничное мероприятие с участием родителей: «Ярмарка чудес». Праздничное мероприятие

Реализация проекта

В ходе реализации проекта:

1.Проведены занятия по теме: «С чего начинается Родина?» (интернет-экскурсия в край народных мастеров); «Волшебный мир кисловодского фарфора» (интернет-экскурсия); «Золотая хохлома» (роспись плоскостных форм); «Сине-голубая сказка» (гжельские узоры); «В Дымковской сказочной стране…» (лепка по мотивам дымковских игрушек; «Кони-птицы» (пластилиновый дизайн по мотивам городецкой росписи).

Читайте также:  Узоры для костровой чаши

2.Проведены дидактические игры и упражнения: «Русские узоры», «Найди сходство и различие», «Две подружки», «Собери букет», «Что лишнее?», «Художественный салон», «Собери палитру» и др.

3.Проведены беседы: «Русские народные керамические промыслы», «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

4. Чтение и заучивание стихов М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; загадок, пословиц, поговорок о народных игрушках;песен: «У моей России …», «Золотая хохлома».

5.Проведены народные подвижные игры : «Лапти», «Горелки», «Почта», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря» и др. ;

6. Организованы игры — состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;

7.Организована выставка рисунков на тему: «Сказочная Гжель», «Золотая хохлома»;совместные рисунки родителей и детей на тему: «Русские узоры».

8. Изготовлены и расписаны фигурки дымковских игрушек.

9.Праздничное мероприятие: «Ярмарка чудес».

1. Изготовление папки – передвижки «Русские узоры».

2. Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».

3. Мастер-класс «Лепим народную игрушку дома»

4. Индивидуальные беседы по теме.

5.Организована выставка семейных рисунков на тему: «Русские узоры».

6.Праздничное мероприятие с участием родителей: «Ярмарка чудес».

1.Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!».

2.Консультация для педагогов: «Воспитывающее значение народного искусства».

3. Мастер-класс «Русские узоры» пластилиновый дизайн.

4. Презентация проекта «Русские узоры».

Итоги реализации проекта:

По итогам реализации проекта «Русские узоры»у детей:

1. Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.

2.Расширены знания различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

3. Сформировано умение ориентироваться в различных видах росписи, умение составлять узоры по мотивам народных росписей.

4. Развиты внимание, мышление, творческое воображение, зрительная память, умение анализировать.

5. Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

А также: сформирован высокий уровень знаний воспитателями и родителями истории русской национальной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию познавательного интереса к народному творчеству.

Таким образом, вышеописанная система работы по теме «Русские узоры»позволила успешно и эффективно:

Сформировать у детей представления о традициях русского народа,

Воспитать чувство патриотизма у детей на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

Осуществлять деятельность детей по формированию культурных ценностей систематически и планомерно.

Перспективы дальнейшего развития:

Я считаю, что проблема нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, поэтому предполагаю дальнейшую работу по реализации данного проекта. Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть, что совершенствовать. В дальнейшем в рамках работы по этому направлению предполагается открытие мини-музея народного творчества.

Источник