Меню

Ленточный орнамент рисунки красками

Создание орнаментов в полосе

Для тех, кому нравится создавать орнаменты и ковры хочу разместить шаблон создания нескольких вариантов орнамента в полосе. Для создания простейшего орнамента вам придётся вооружиться калькой или копиркой( кому что удобнее), мягким карандашом, линейкой,точилкой, мягким ластиком и красками( какие Вам больше по душе).

Повторяющийся мотив в орнаменте называется периодом. И Вам необходимо сначала определиться какого размера у Вас будет этот период. Он может вписываться в квадрат или прямоугольник. Например Вы решили создать орнамент на основе квадрата. Нарисуйте квадрат на отдельном листе ( на представленном эскизе квадрат был 4 на 4 см). В этот квадрат необходимо нарисовать мотив, который мы потом будем повторять.

Совет: рисуйте цветы, листья, плоды, животных и др. как можно более цельно, как будто вы их будете в последствии вырезать ножницами. Не берите слишком сложные изображения с мелкими деталями.

Далее,на чистом плотном листе начертите полосу,разбейте её на квадраты, равные по размеру периоду, который Вы создали на отдельном листочке. Теперь Вы должны выбрать один из вариантов размещения периода:

1) трансляция — полное повторение элемента в каждой ячейке (квадратике);

2) поворотный орнамент — может быть в неизменном виде (сеточка в два этажа), а может быть в сдвинутом виде( как показано на рисунке №3)

4) продольное зеркало отрисовывается тоже «в два этажа», поскольку нам необходимо зеркально отразить трансляцию — повторение периода.

Для перевода рисунка используйте кальку или копирку. У Вас должно получиться что — то вроде этого:

Далее вооружаемся красками, карандашами или ещё чем-нибудь цветным и создаём неповторимый колорит нашей работе:

На каждом виде орнамента представлена своя цветовая гамма и вариант оформления . Обратите внимание на то, что фон можно сделать однотонным, а можно пофантазировать и придумать что-то оригинальное. Я использую гуашь или темперу, когда создаю декоративные работы подобного рода. Реже акварель.

А вот ещё некоторые метаморфозы, которые могут произойти с простыми поворотами и трансляциями. Называются они «антитрансляция», «антиповоротный» и т.д. Здесь периодом (повторяющейся частью) уже является не один квадратик, а пара, поскольку они разные по цветовой гамме.

А эти зеркальные орнаменты (со смещением на одну ось) созданы без применения хроматических цветов. Здесь чисто чёрно-белое решение, причем в первом варианте применялась заливка, а во втором ( с рыбками) главную роль играет непосредственно линия. В работе использовала чёрную акварель,поэтому качество заливки не очень. если бы под рукой была тушь, то работы бы выглядели более чётко.

Если эта тема окажется для Вас актуальна, то с удовольствием буду продолжать публикации о создании орнаментов в полосе, создании различных ковров и поворотных сеток.

Источник

План-конспект открытого урока «Ленточный орнамент»

Тема: «Ленточный орнамент. Правила построения. Композиционный ритм. Схемы»

Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование»

I . Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

II . Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам и обобщение ответов.

III . Объяснение нового материала.

Объяснение методики рисования орнаментов в полосе.

Просмотр мультимедийных материалов.

IV . Практическая работа.

Рисование геометрического орнамента в полосе.

V . Подведение итогов урока.

VI . Уборка рабочих мест.

Тема урока: Ленточный орнамент. Правила построения. Композицион­ный ритм. Схемы.

Тип урока : комбинированный.

Цель урока: научить составлять ленточный орнамент по схемам.

1). Познакомить учащихся с правилами построения ленточного орна­мента.

2). Обеспечить усвоение обучающимися закономерностей построения линейно-ленточного орнамента.

3). Научить применять имеющиеся знания на практике.

1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям .

2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение заме­чать особенности различных видов орнамента.

3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач .

2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.

3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, твор­ческая работа учащихся.

Материалы: схема построения ленточного орнамента, репродукции, бумага формата А4, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Форма урока: групповая.

Для проведения открытого урока проделана следующая подготовитель­ная ра­бота:

Подготовлены мультимедийные материалы и репродукции.

Изготовлены схемы построения ленточного орнамента.

I . Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.

Сообщение темы урока и его цели.

II . Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам и обобщение ответов.

Правила поведения на занятиях.

Дать ответы на вопросы «Что такое орнамент?», «Где применя­ется де­кор?».

III . Объяснение нового материала.

Мы сейчас познакомимся с новыми для вас понятиями – лен­точный орнамент; рассмотрим схемы построения ленточного орна­мента; узнаем, что такое ритм в орнаменте. А пока давайте вспомним, что же такое орнамент. ( Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и ор­ганизованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со сло­вом «украшение». Орнамент может быть многоцветный (полихромный) и одноцветный (монохромный)).

Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по компози­ционному построению.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, по­лосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред­мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно исполь­зовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутан­ным, излишне сложным, плохо читается и, не­смотря на большое коли­чество вложенного в него труда, получается художе­ственно неубеди­тельным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архи­тектурного сооружения.

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из мно­жества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орна­мента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед­него мотива (группы). По характеру мотива орнамент делят на:

и др.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чере­дования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важней­шей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость моти­вов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаи­морасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от про­стого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный) 2) неравномерный

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива отно­сительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

Читайте также:  Вязание двухслойных шапок спицами

1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.

2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения.

3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их на­прав­ления по другую сторону оси переносов.

4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с од­ной стороны оси переносов.

5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зер­каль­ное.

6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси пере­носов.

7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси пере­носов – зеркальное изображение.

Простые схемы ритмического построения линейного орнамента осно­ваны на чередовании:

элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера

чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета

чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета

чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.

IV . Практическая работа.

А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к выпол­нению линейно-ленточного орнамента из геометрических элементов или форм, приближенных к ним. Количество используемых элементов в рап­порте: 4. Орнамент должен состоять из 4-6 раппортов в метрической после­довательности.

Требования к выполнению практической работы:

• При рисовании раппортов необходимо заботиться об их выразительно­сти.

• Соблюдать цветовые и тональные контрасты.

• Обязательна аккуратность исполнения.

(Выполняется лист орнаментов).

V . Подведение итогов урока.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставля­ются на мольберты).

Оценивание работ учащихся самими учащимися и учителем.

Источник

Учебное пособие для студентов «Орнамент»

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

54.01.10 «Художник росписи по дереву»

Учебное пособие для студентов

ПМ 01 Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи

МДК 01.01 Разработка эскизов орнаментального оформления

изделий из дерева

Орнамент и орнаментальные композиции

Новокузнецк, 2018 г.

Учебное пособие разработано для студентов профессии 54.01.10 «Художник росписи по дереву» в пределах изучения программы ПМ 01 «Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи».

Разработчик: Сергеева Т.С., мастер п/о.

3.1 Геометрический орнамент

3.2 Растительный орнамент

3.3 Зооморфный орнамент

3.4 Антропоморфный орнамент

3.5 Разновидности орнаментов

4.1 Незамкнутый ленточный орнамент

4.2 Замкнутый орнамент

4.3 Сетчатый орнамент

Используемые источники и литература …………………………………..

Учебное пособие разработано для студентов профессии 54.01.10 «Художник росписи по дереву» с целью повышения качества образования по дисциплине МДК 01.01 «Разработка эскизов орнаментального оформления изделий из дерева». Пособие также может быть полезно для студентов, изучающих декоративную композицию и декоративно-прикладное творчество.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— использовать сведения из истории орнамента при разработке эскизов орнаментального оформления деревянных изделий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— своеобразие орнамента разных исторических периодов, использование растительных и природных мотивов, геометрических форм и других декоративных элементов для построения орнаментальных композиций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

1. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций росписи по дереву.

2. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений из истории орнамента.

В учебном пособии представлена информация о понятиях орнамента и стилизации, видах орнамента с примерами в приложениях, принципах и законах построения орнаментальных композиций.

1. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Стилизация природных форм представляет собой переработку натурного изображения в упрощенную или усложненную в соответствии с назначением орнамента.

Стилизация — это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

Трансформация — изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.

Один прием дополняет другой и развивает основную пластическую тему (идею).

В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

Превращение натуральной формы в геометрическую – это простейший вид стилизации.

Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов, художник создает декоративные на основе творческого воображения. Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, — это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта.

Помимо композиционного, стилизация требует и цветового решения.

Цвет в декоре играет важную роль, он является составной частью всего художественного произведения. Главная цель любого орнамента – радовать глаз. Она достигается гармонией линий, красок и их соотношением.

Композиция может быть выполнена монохромно, иначе говоря, в одном цвете. Но и в такой композиции присутствует своя цветовая гамма, определяемая степенью насыщенности оттенков этого цвета.

В полихромной или многоцветной композиции необходимо подобрать правильным образом цветовые соотношения.

Любую композицию можно сделать и яркой, контрастной, и сдержанной, нюансной. Выбирая цветовые соотношения и сложность композиции всегда нужно помнить о назначении предмета.

Узор не должен выполняться на фоне, имеющем те же самые цветовые параметры.

Обыкновенный черный цвет находит применение в орнаменте в виде контура. Также возможны следующие случаи применения в орнаменте черного контура:

— для уменьшения контраста между двумя хроматическими цветами;

— для достижения четкости рисунка;

— для уменьшения наступления белого цвета фона на тонкий и малоконтрастный орнамент (при утолщенном контуре);

— для подчеркивания контраста между дополнительными цветами.

Для цветового решения орнамента делают шаблон, с помощью которого рисунок копируется. Затем на эскизе или нескольких эскизах, выполненных по шаблону, определяют цветовое решение орнамента: контрастное или нюансное. Выбирают наилучший вариант и переводят его при помощи кальки на поверхность предмета.

Выбор каждого мотива орнамента является творческой работой художника. В том числе и выбор цветового решения. Цвет в орнаменте связан с фантазией художника, с его художественным вкусом, а эти качества развиваются и совершенствуются путем систематических упражнений. Большое значение имеет фон, на котором выполнен орнамент, фон усиливает звучание орнамента.

Стилизация форм природы для выполнения орнамента должна определяться конструктивными особенностями предмета, предназначенного для декора.

Итак, процесс стилизации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап — это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

Читайте также:  Что легко связать новорожденному спицами для начинающих

Что включает в себя понятие стилизация и трансформация ?

Чем о пределяется стилизация природных форм?

Что из себя представляет простейший вид стилизации?

Какую роль играет цвет в орнаментальных композициях? Какую роль играет черный цвет?

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, образующих композицию для оформления различных предметов быта, архитектурных сооружений, изделий декоративно-прикладного характера, книжной и промышленной графики.

Орнамент интересен тем, что он подчинен поверхности или форме изделия и по сути не может осуществиться вне изделия или материала. Вместе с тем природа орнаментального искусства такова, что благодаря орнаменту может полностью изменяться впечатление от изделия или архитектуры.

Орнамент как неотъемлемая часть искусства выражает в художественных образах национальное мировоззрение. Этот особый вид композиционной графической и пластической формы представляет собой сложную художественную структуру. Ее содержание определено особенностями взаимосвязи с материальным носителем.

Технические средства выполнения орнамента разнообразны: роспись, резьба, гравировка, ткачество, вышивка и т.д. Характерная черта орнамента – неразрывная связь с материалом и формой поверхности, которую он организует, а также с общими тенденциями в искусстве определенного периода времени.

Пределы орнаментального искусства в прикладном и декоративно-прикладном искусстве поистине безграничны. Это связано с большим разнообразием образных смыслов и применяемых материалов

Мотив в орнаменте – это его главный образующий элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он. представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них – цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. ».

Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Композиционное отличие орнамента от декора заключается в том, что орнамент, как правило, более сложное изображение, его узоры ритмичны и повторяются на заданной поверхности, гармонически украшаемой в целом.

Появление орнаментов относят к позднему палеолиту, когда он приходит на смену реалистическим мотивам. Ни одна из существующих теорий происхождения орнамента (биологическая, магическая, технологическая) не объясняет однозначно причины его появления. Скорее всего, следует признать, что в ритмообразующих закономерностях орнаментальных структур проявляется способность человека выражать идеи повторяемости циклов жизни, ее стабильности, которая отвечает задаче сохранения энергии, и проецировать эти идеи на социальные коммуникации, изображение, форму и пространство, достигая художественного их воплощения.

Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер.

В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.

Почитая и обожествляя силы природы, человек нашел им символическое отражение в орнаменте. Например, с солнцем связывали круги, розетки, ромбы, квадраты, кресты и спирали.

Символами земли были прямые горизонтальные линии, а символами воды – волнистые. Волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, символизировали дождь.

Символы-изображения женской фигуры служили обозначением земли и плодородия, что было характерно для земледельческих народов. У скотоводческих племен чаще изображаются домашние животные и дикие звери.

Орнамент тесно связан с народным творчеством. В нем люди стремились выразить свое понимание природы, мира, жизни, красоты и счастья.

По прошествии времени знаки-рисунки, изображаемые сначала небрежно, как бы случайно обрели графическую выразительность, симметрию. Возник собственно орнамент как единство мотива и ритма, образовался орнаментальный раппорт .

Раппорт – это чередование подобных элементов. Связь элементов внутри раппортной полосы может быть двух родов: когда элементы не связаны между собой и повторяются через одинаковые промежутки; когда элементы объединяются непрерывной линией, как, например, в некоторых видах древнегреческого меандра.

Постепенно смысловое значение мотивов начинает забываться, утрачиваться, следующие поколения художников заменяют их новыми, более понятными. Происходит «вторичное оживление» мотивов. Но это новое, вплетаясь плавно и органично, не разрушает целостности орнамента.

Содержание орнамента изменялось вместе с изменением условий жизни, но особенности ритмического построения орнамента остались.

Орнаментальные композиции составляют неотъемлемую часть декоративно-прикладного искусства.

В давние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от злых духов: на рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили человеку «охраной» от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай и т.д. Цвет в узоре также имел особое значение: красный цвет выражал восторг, радость, поэтому он присутствовал в наряде невесты, праздничном наряде юношей.

Большую роль в орнаментальной композиции играет цвет. Народные умельцы хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику. Они знали, что цветовая окраска влияет на настроение и самочувствие человека: «сочные и живые» краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости. И наоборот, мрачные краски угнетают человека.

Всегда в основе создания пластического образа лежит идея, замысел, основывающийся на наблюдениях и изучении конкретных объектов действительности. Орнамент отражает стиль эпохи, особенности культуры и быта определенного народа.

В основе построения орнамента лежат следующие принципы:

Утилитарность , то есть практическое применение его.

Зависимость художественного оформления от материала, формы и назначения предмета.

Красочность и декоративность орнаментальных образов.

Что называется орнаментом ?

Как относился древний человек к орнаменту?

Что является характерной чертой орнамента?

Какую роль в орнаментальных композициях играет цвет ?

Какие принципы лежат в основе построения орнамента?

3. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ

По материалу (глина, кость, дерево, ткань, камень и т. д.);

по техническим приемам (тиснение, резьба, окрашивание и т. д.);

по высоте рельефа (плоскостной, углубленный – барельеф, горельеф);

по характеру мотивов (геометрический, растительный, зооморфный, орнитоморфный, антропоморфный, предметный, эпиграфический, смешанный);

по типу композиции (линейный, сетчатый, рамочный, розетты, геральдический);

по цвету (монохромный, полихромный).

Орнамент состоит из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу соответствующей орнаментальной композиции.

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности орнамента:

орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры и т.д.);

розетты (орнаменты, вписанные в форму окружности);

сетчатые (орнаменты, заполняющие поверхность сплошным узором).

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные.

Плоскостной орнамент представляет собой украшение на плоской поверхности, исполненный с помощью различных линий, включая цвет. Плоскостные орнаменты применяются для украшения одежды, росписи стен зданий в виде бордюров, предметов быта и т.д. В декоративно-оформительском искусстве этот вид орнамента играет значительную роль, например, при оформлении обложки книги, афиши, стенной газеты.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшения, выполненные на дереве, кости, камне или металле путем художественной специальной обработки конкретного материала. Рельефные орнаменты применяются для украшения архитектурных сооружений: зданий, станций метрополитена и т. д. Глубина рельефа зависит от размера оформляемой площади, насыщенности ее рисунком и условий освещения.

Читайте также:  Орнамент с морской темой

Поверхность материала, на котором выполняется орнамент (плоскостной или рельефный) называется фоном.

3.1 Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из ритмически построенных геометрических фигур (треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников, окружностей). Многие мотивы, полученные из геометрических элементов, имеют свои названия: звезды, розетты, кресты, зигзаги, плетенки, меандр и т. д.

Геометрический орнамент может заполнять любую форму, любую по величине поверхность. Геометрический орнамент относится к самым древним. Ассортимент изделий, украшенных геометрическим орнаментом не ограничен, то есть все, что украшено орнаментом, вполне может быть украшено геометрическим орнаментом.

Рис. 1 Меандр. Меандр – знаменитый греческий орнамент в

виде линии, ломаной под прямым углом. Меандр получил свое название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием. В своей основе он содержит предельно стилизованную форму волн.

Основой геометрического орнамента являлась строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии.

Рис. 2 Виды меандров.

3.2 Растительный орнамент

Растительный орнамент представляет собой самостоятельное украшение в виде веток с листьями, цветами, плодами, трав и других стилизованных растений. Растительный орнамент обладает большими возможностями в плане трактовки природных форм, которые не только стилизуются, но и могут выглядеть реалистично, объемно. Растительный орнамент может быть линейно-ленточным, сетчатым и центрическим (розетты). Ассортимент изделий, где можно применить данный вид орнамента такой же, как и для геометрического орнамента.

Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна — лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

3.3 Зооморфный орнамент

Зооморфный, или животный орнамент представляет собой изображение стилизованных фигур или частей фигур реальных или фантастических животных.

Орнитоморфный орнамент – частный случай зооморфного орнамента. Мотивами его являются изображения птиц и элементов их оперения.

В древней Руси в орнаментальных композициях каменного зодчества изображали льва. Орнаменты с изображениями птиц, львов, кошек и других животных встречались на предметах мебели, прялках. Изображения животных и птиц часто встречается в орнаментах Индии, Египта, Африки и многих других стран. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.

Украсить таким орнаментом можно любые изделия из дерева.

3.4 Антропоморфный орнамент

Антропоморфный орнамент состоит из стилизованных изображений человеческих фигур. Особенно распространен в древнегреческих и египетских орнаментах. В восточных странах религиозные правила запрещали изображать человека, поэтому там очень популярны замысловатые растительные узоры.

Мотивы антропоморфного орнамента часто использовались в Древнегреческих орнаментах (вазы, чаши), а также в орнаментах Древней Греции и Древнего Египта (роспись стен, гробниц, ваз, чаш и др. посуды). Украсить антропоморфным орнаментом можно любые изделия из дерева.

3.5 Разновидности орнаментов

Геральдический орнамент – украшение, в которое входят изображения оружия, знаков, различных символических предметов, эмблем и т.д.

Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Применение геральдического орнамента уместно при оформлении тематических стендов, а также при тематической орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

Плетенка – орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Этот мотив часто используется резчиками по дереву. Плетенки широко используются также в творчестве народов Закавказья и Азии.

Арабеска – причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность.

Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

Венок – большей частью пластичный орнамент с растительным мотивом, иногда перехваченный лентами.

Жгут – витой пояс (орнаментальная полоса) или выпуклое украшение.

Гирлянда – волнообразное украшение, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

Картуш – орнамент (виньетка) с надписью, цифрой, эмблемой, вензелем и т.п., расположенными в центре плоскости в виде свитка с завернутыми краями.

Каллиграфический (эпиграфический) орнамент — искусство декоративных надписей на предметах: изделиях из керамики, камня, стекла, металла. В отдельных случаях — стилизация, внешнее подражание рисунку шрифта той или иной эпохи. Другое название — декоративная эпиграфика. В тех случаях, когда подобные надписи имеют исключительно декоративное значение (без содержания, простые повторения букв или слогов), их называют «псевдоэпиграфикой» (греч. pseudos — «ложь»), или эпиграфическим орнаментом.

Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего искусства Персии, Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что, например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом, можно достичь значительного декоративного эффекта.

Фантастический орнамент . В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент (от слова «астра» — звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент . Главные объекты этого орнамента — самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Предметный орнамент . Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Панно – отдельная часть плоскости, ограниченная рамкой или лентой орнамента, заполненная изображением какой-либо композиции.

1. По каким основаниям классифицируются орнаменты?

2. Что такое мотив орнамента?

3. Назовите разновидности орнамента по закономерностям построения.

4. Перечислите виды орнаментов . Назовите их характеристики.

Источник