Меню

Казахский орнамент для вышивки

казахские узоры

Орнамент образовался в древние времена скотоводческими племенами Усуней , Гуннов , Саков . В этих узорах племена отражали художественное видение мира . Казахские узоры использовали с давних времен для украшения . Узор может состоять из одинаковых симметричных фрагментов повторяющихся несколько раз . Узором часто оформляют архитектурные строения. И декорируют одежду и приметы повседневного быта . Также узоры использовали в ювелирном деле . Считалось что они оберегают владельца от злых сил и приносят удачу . Подобные орнаменты которым много лет дошли до нас в изначальном виде . Орнамент происходил из мотивов звериного стиля скотоводов . Барана , собаки , птиц , лисы , орла , сокола . А затем и отдельных фрагментов животных голов , копыт и т . д . Орнаменты можно разделить , геометрические , зооморфные и комогонические .

Виды казахских узоров.

Комогонические (казахские узоры)

Узоры прежде всего отображали природу . Реки и горы , холмы и равнины . Изображенными ровными линиями на оформления или кривыми к примеру отображали горы . Такой стиль казахского орнамента использовали в резьбе по дереву или коже . В ювелирном ремесле также можно увидеть этот стиль .

Зооморфный ( Звериный стиль ).

Популярный и богатый своим разнообразием стиль . В нем отражается мир давних времен скотоводов . Их мифология и легенды отголоски первобытного искусства . Именно в этом стиле много узоров пошли до наших времен.

Казахский узор геометрический

Узор часто используется в архитектуре . Равные симметрические фигуры совмещенные между собой одинаковыми пропорциями сегментов . Также это были квадраты поделены параллелями , ромбы прямоугольники и многое другое .

Большая коллекция векторных узоров в восточном стиле . Элементы дизайна , узоры и уголки собраны на одной странице . Также вы найдете подборку бесшовных фонов для презентации или своего блога . Светлые и Темные бесшовные фоны более 500 видов на выбор .

казахский орнамент

казахский орнамент вектор

Источник

Вышивка и орнамент. Казахские ремёсла.

Со стародавних времён вышивка является самым распространённым видом декоративно-прикладного искусства. Образцы вышивального искусства, найденные в Пазырыкском кургане на Алтае и в Бесшатырских курганах Семиречья, датируются V-VII веками до нашей эры. Традиции вышивки на территории Казахстана прослеживаются с XIII века. Наибольшего расцвета казахская вышивка достигла в XIX веке.

Из всех видов прикладного творчества вышивание было наиболее доступным способом художественного самовыражения. Индивидуальность творческого процесса, относительная несложность техники исполнения давали широкий простор для фантазии. Свободное время, особенно долгими зимними вечерами, женщины с дочерями неспешно занимались любимым делом, погружаясь в сокровенный внутренний мир.

В зависимости от предполагаемой техники, изготавливались нити различной толщины. Мастерицы вышивали шерстяными, хлопчатобумажными, шёлковыми, серебряными, золотыми нитями, а также канителью. Кроме этого, в вышивке применялись жемчужные, перламутровые, коралловые, бирюзовые бусины и бисер. Вышивали казашки на полотнах домашнего производства, а также на коже, замше, войлоке и привозных тканях: сукне, шёлке, хлопчатобумажной ткани, бархате.

Женское рукоделие — вышивка кесте

Основу декоративной выразительности вышитых изделий составляет орнамент и цвет. В основе казахского орнамента – богатство природы с деревьями, травами, величием гор, цветущими степными просторами, разнообразие животного мира. Особенностью казахского орнамента является его декоративная плоскостность, отсутствие в нём цвето-теневой моделировки и перспективы.

Аппликация ткани по контуру обшивалась петельным верхошвом олбыр кесте, образующим зигзагообразное или петельчатое переплетение, что придавало лёгкую ажурность декору изделия. В качестве цветового фона, мастерицы предпочитали красный, синий, чёрный, терракотовый цвета ткани, с чем связывали колорит вышивки, основанный на контрасте или гармонии родственных цветов.

Выразительность и богатство орнаментальной композиции, достигалось путём взаимодействия крупных и мелких узоров, сочетания плотного сплошного орнамента и лёгкого разряженного узора в виде капель и кружочков, словно повисших в воздухе. Очень впечатляюще выглядят изделия вышитые цветными, шерстяными, хлопчатобумажными нитями в технике глади. В декор изделий, вышитых в этой технике, вносились символичные узоры в виде элементов растительного мира, солярных знаков, розеток и других знаков с идеями плодородия и процветания.

Тамбурная вышивка

Вышитые изделия обязательно входили в состав приданного невесты жасау. Поэтому, они изготавливались заранее. Помимо того, что изделия вышивались силами хозяйки и её дочерей, привлекались родственницы, подруги, соседки для вышивания недостающих вещей в приданном. Наиболее активно шла подготовка после сватовства девушки. Такое коллективное вышивание сопровождалось шутками, смехом, а также советами старших родственниц о правилах поведения, этикета будущей невесты в доме мужа. Со временем, став матерью, невеста начинала обучать искусству вышивания своих дочерей по образцу изделий из своего приданного.

Вышивке обычно подвергалась одежда, по особенностям декоративного оформления которой и нюансам деталей можно было судить о родоплеменной, территориальной принадлежности, имущественно-социальном уровне человека, его возрасте и семейном положении человека.

Женская одежда, в особенности для богатых, выглядела весьма нарядно. Декоративными приёмами – вышивками, аппликацией галуном, обшивкой бусами в платье выделяли ворот, нагрудную часть, края рукавов, подола и оборки. Художественное оформление вышитых изделий гармонировало с цветом, фактурой и качеством ткани. Бывало, что одежду обшивали серебряными нитями у выреза, а кораллами и жемчугом украшали оборки подола и края головного убора. Все эти узоры носили роль оберега.

Вышивка на лицевом вырезе кимешека

Богатые родители для приданного невесты старались заказать опытным мастерицам художественное оформление важных атрибутов супружеской кровати – настенный ковёр тускииз и покрывало. Такие вещи золотошвейной вышивкой дорого стоили, в связи с чем их берегли и передавали из поколения в поколение. Ими пользовались не каждый день, а лишь по праздникам. По традиции, вещи, использованные для декоративного оформления кровати, нельзя было отдавать на сторону или продавать – это могло привести к краху супружеского счастья. Изделия, отличающиеся особой дороговизной, торжественностью и эффектной декоративностью являлись престижными вещами. По народному представлению, они магическим образом стимулировали важные жизненные параметры.

Впечатляюще выглядела одежда богатого мужчины. Существуют определённые каноны в выборе орнаментальных мотивов в зависимости от их месторасположения в одежде. Так, например, на спинках халатов XIX века, как правило, в качестве композиционной доминанты воспроизводился крупный солярный знак. В данном контексте, солярный знак служил изобразительным талисманом, охраняя владельца от всего негативного и одновременно выражая идеи плодородия. Художественно выполненный мужской шапан, осмысливался почти, как сакральная вещь.

Солярный знак на спинке шапана

Знаковое содержание богатейших орнаментальных мотивов находилось в тесной связи с древней мифологией, тотемистическими образами, одушевлённым миром — солнцем, луной, звёздами, деревьями и цветами, горами и реками. Эти символы, со временем утратив былую сакральность, упрощались по смыслу и переводились в бытовую плоскость. С особой тщательностью вышивались и головные уборы. В вышивке преобладали солярные знаки и растительные мотивы. Орнамент, выполненный золотыми нитями, называется алтын орнек (золотой узор), а серебристыми кумис орнек. Девушка также могла вышить носовой платок и согласно традиции подарить его юноше, что выражало её симпатию к избраннику. При этом узоры вышивки красноречиво отражали её чувства.

Следует отметить, что орнаментальные мотивы более всего подвергаются стилизации. Многие из перечисленных мотивов, в той или иной мере присутствуют и в других видах прикладного искусства, однако в вышивке они имеют своеобразную трактовку, заключающуюся в утрировании основных характеристик. Цветы изображаются роскошными, листва воспроизводится очень сочной и живой, а извилистость и прихотливость стеблей доходит до изощрённости. Часто в одном изделии использовали золотистую канитель, переливающуюся разными цветами. Кроме этого, в композицию вводились вкрапления перламутровых, жемчужных, коралловых и гранатовых бусин и блёсток, усиливающих декоративный пафос.

Вышитый платочек от девушки

Казахская одежда состоятельных людей, сшитая из замши и домотканого импортного сукна, а также привозного бархата, атласа, парчи и других тканей отличалась декоративной насыщенностью. С помощью орнамента и цвета, акцентировались её конструктивные особенности, оживлялись масштабы объёмов. Спектр художественных приёмов в оформлении костюма был широк – от сдержанного, изысканного декора до орнаментально-колористической пышности. По вышитому изделию, юноша мог судить об уровне таланта девушки. Он должен был сделать ответный подарок в виде зеркальца или украшения. Эта маленькая деталь выражала и его ответные чувства. Таким образом, мы видим, что искусство вышивки имело не только украшательно-обережную функцию, но и было средством донесения определённой информации.

Не жалели творческих усилий казахские мастерицы и при декорировании своего жилища. Вышивкой украшались все предметы домашнего обихода. Например, вышивкой украшались различные подвесные сумки аяк кап, кесе кап и другие изделия, предназначенные для хозяйственной утвари, а также войлочные сумки типа тосек кап, чехлы тен и сандык кап. Всё это декорировалось аппликацией тканью. Особое внимание придавалось прикроватной занавеске шымылдык. Многие из этих предметов демонстрируют выразительный декор.

Настенный ковёр — тускииз

Главной задачей художественной вышивки являлось эстетическое преображение домашнего предметного мира, что вносило радостную интонацию в бытие казахов. Убранство юрты буквально утопало в красочном потоке узоров, которые служили с одной стороны оберегами от негативных сил, с другой, должны были своей магией стимулировать здоровье, счастье, богатство и процветание.

Мужские камзолы и шапаны украшались по краям рукавов, бортов и подола, позументом или вышивкой шата-ою, составленной из зигзаговидной линии с трилистником в месте подъёма линий. Порой однотонный шапан весь декорировался вышивкой или аппликативным орнаментом из ценного меха. Мужские штаны, сшитые из замши, флиса, шёлка, бархата декорировались вышивкой, аппликацией галуном в боковых разрезах штанин и других местах. Золотое шитьё на одежде располагалось в виде широкой каймы по конструктивным местам подолу, рукавам, бортам, горловине. Порой халаты расшивались целиком. Градации интенсивности вышивки и степень декоративности довольно велика: от необычайно роскошной орнаментации всей поверхности одежды до скромной, едва заметной тонкой тесьмы по её краям.

Золотое и серебряное шитьё на одежде

Особой роскошью отличалось золотое и серебряное шитьё, расценивавшееся как элитарное искусство, предназначенное для состоятельных лиц. Эта техника применялась для декора мужской и женской парадной одежды. Такую одежду одевали в особенно знаменательные праздники. Например. Когда ездили свататься, чтобы произвести должное впечатление на будущих родственников. Орнамент адекватен для отображения отвлечённых понятий. Нередко, им, в опосредованной форме передавались сложные абстрактные представления о времени и пространстве. Ритмика некоторых сложных орнаментальных построений вызывает ассоциации о многоплановости вселенной, множественности и одновременно цельности явлений мира.

Впечатляет вышивка женских головных уборов кимешек, различающихся по внешнему декору и форме в зависимости от этно-территориальной среды бытования. Вышивка обрамляла лицевой вырез и украшала переднее полотно. Шитьё серебристой или золотистой канителью перемежалось с нашитыми бусинами из коралла, а также серебряными мелкими бляхами. В случае отсутствия кораллов, в изделие активно вводился красный цвет вышивки. В вышивке одежды часто применялись масштабно-пропорциональные членения, акцентирующие особенности покроя.

Женщины в кимешеках

Кочевой уклад жизни казахов внес свой отпечаток в декоративно-прикладное искусство. При переездах, каждая хозяйка стремилась красочно оформить домашнюю поклажу, используя красочные ковры, бубенцы и кисти. Кочевые казахи буквально утопали в красочном потоке узоров, которые служили оберегами от отрицательных сил, с другой – должны были своей магией стимулировать здоровье, счастье, богатство и процветание. К тому же, таким образом, женщины могли хоть как-то скрасить свою жизнь, полную разочарований и несбывшихся надежд. Только в творчестве женщина могла выразить свои сокровенные мысли и мечты.

Сидя за вышивкой, женщина уходила в иное измерение, соприкасаясь с чудом творческого вдохновения. Такое занятие соприкасалось с неким магическим ритуалом. В красочном потоке прихотливого узора, наделяемом волшебной магией защиты и добра, можно было сполна выразить мечты о прекрасном, о счастье, о любви. Видимо поэтому, орнамент в данном виде творчества удивительно разнообразен и самодостаточен и ему присуща особая сказочность и фееричность красок.

Авторы сценария фильма «Вышивка и орнамент» Шайзада Тохтабаева Салтанат Дунгенбаева

Источник

Казахский орнамент и его значение

Флаг Казахстана: Pixabay

Казахские узоры имеют конкретное значение и отражают художественное видение окружающего мира. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от злых сил, приносили счастье. Ими украшали одежду, ювелирные изделия, жилища, посуду, ковры. Некоторая символика сохранилась до наших дней в неизменном виде. Значение же другой безвозвратно утеряно. Рассмотрим основные символы казахского народа.

Казахские простые орнаменты и узоры

Прямолинейные простые символы использовались для создания сложных композиций. До наших дней они дошли в виде росписи на тканях и предметах быта. Это часть преданий и культурного наследия. Некоторые орнаменты и их значение такие:

  • «Балдак». Орнамент напоминает перевернутую ручку костыля. Применяли при росписи войлока. Отождествляется с балдаком — подставкой под руку в виде рогатки, которую использовали во время соколиной охоты.
  • «Балта». Символ напоминает букву «Г» и отождествляется с топором.
  • «Мор». Это равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света.
  • «Канка». Напоминает хребет животного. Использовался для украшения вязаных вещей и предметов обихода.

Государственные символы РК, их история и значение

Простые казахские орнаменты: UGC

Существует множество узоров, каждый из которых дает сотни производных. Известны лишь предпочтения древних казахов в нанесении тех или иных рисунков на предметы, в то время как их точная смысловая интерпретация утеряна.

Угловой казахский орнамент, растительные и животные мотивы

Наблюдая за явлениями природы, тотемными животными и звездным небом, казахский народ создал сотни орнаментов. Они отождествляли неведомые силы, загадочные и повседневные явления. Рассмотрим распространенные орнаменты и их значение:

  • Зооморфные. Они результат от созерцания поведения тотемных животных. Лошади, верблюды, соколы и бараны оживали в узорах. В дальнейшем воспроизводились отдельные части тела животных: крылья, головы, рога, горбы. В каждом орнаменте можно угадать определенную смысловую отсылку.
  • Растительные мотивы. Растения служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот. Недаром растительности уделялось такое внимание в древнем мире. Цветы, листья, соцветия и плоды послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские орнаменты. Встретить их можно на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.
  • Космогонические. Смотря на небо, казахи зарисовывали увиденное. Так появились космогоническое орнаменты. На одних — звезды и луна, на других — некоторые природные явления. Как и большинство древних народов, казахи обожествляли небо.
  • Геометрические мотивы. Безупречная геометрия правильных форм привлекала людей. Они запечатлели ее в этнических мотивах, дошедших до наших дней. Такими орнаментами украшали предметы быта и интерьера, сбрую, украшения и одежду. На основе геометрических форм составляли усложненные схемы.

Казахские национальные платья в современном стиле

Казахский орнамент: UGC

Казахские национальные орнаменты символизировали защиту от темных сил, приносили удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Особенно значимой была символика в языческие времена. Сегодня орнаменты встречаются в одежде, используются в оберегах, украшениях, интерьерах и аксессуарах. Во время ритуальных обрядов — свадеб, похорон или этнических праздников — все вокруг украшают орнаментами. Это часть истории казахского народа, дань его обычаям и традициям. Даже через столетия эта символика не утратит своей актуальности, потому что в ней — культурная самобытность народа.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Читайте также:  Детские шарфики снуды вязаные спицами

Вышивка и плетение © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.