Меню

Как нарисовать гипсовый орнамент

Как нарисовать гипсовый орнамент

Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

Art gallery

Школа искусств

Omsk life

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

Рисунок орнамента

Рисование гипсовых моделей предметов сложной формы необходимо для предстоящей работы, связанной с рисованием очень трудных объемов, например, деталей головы и самой головы человека.

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики , которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства , предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве : на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве , иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры . Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или ( чаще ) из элементов растительного мира. Орнаменты , как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации , благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты , в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

Особенность рисования гипсовых орнаментов состоит в том, что здесь натуру характеризует сложная поверхность с ярко выраженным объемом. Конкретная передача натуры, ее внешнего облика и материальных особенностей имеет для рисующего гипсовый орнамент первостепенное значение. Но еще раньше вам надо увидеть во всех подробностях формы орнамента целое.

Природа дает нам невообразимое множество различных пластических элементов формы, их удивительных сочетаний, неожиданных переходов. Вместе с тем в каждом явлении формы, созданной природой, заложены гармоничность и целесообразность. Без доли сомнения можно утверждать, что декоративно-прикладное искусство родилось из творчески переработанных человеком природных форм.

Высочайшие образцы скульптуры и архитектуры созданы гением древнегреческого народа. Древние эллины взяли у природы ее наиболее яркие элементы для формотворчества, стилизовали их в соответствии со своими духовными потребностями.

Разве не доказывают нам глубокое знание природы такие декоративные образцы, как, например, орнамент, украшающий архитектурные сооружения, в виде южного травянистого растения — аканта или классический, необыкновенно лаконичный, неповторимо красивый орнамент «меандр», название которого подсказало грекам русло реки.

Подобное отношение к природе, ее растительным и зооморфным элементам характеризует все народы мира, орнаментальное искусство которых поражает воображение и составляет сокровищницу художественного творчества.

В декоративном искусстве образы реальной действительности претворяются творческой волей художника в специфические для этого искусства формы, связанные, в первую очередь, с назначением предмета.

Так что же может быть общего между предметами архитектуры и растительным орнаментом? Ведь свойством любого строительного сооружения является его практическое назначение быть жилищем, общественным местом и т.д. Растительный орнамент служит для оформления тканей, посуды, архитектурных сооружений.

Однако не только древние греки использовали растительный элемент в украшении коринфской капители — верхней части колонны. Много есть сооружений, где именно растительные, а также геометрические орнаменты становились неотъемлемыми, пребывающими в единстве со всеми строительными элементами, чертами архитектуры. Конечно, их применяли исключительно в декоративных целях, но архитектор замышлял сооружение в нерасторжимом единстве всех чисто строительных и украшающих частей.

Читайте также:  Ажурный горизонтальный узор спицами схемы

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты . Это позволяет легче понять их строение. Студентам Вам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете ( мебель, посуда, оружие ) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки , нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента . Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

Один из таких декоративных рельефов, предназначенных для архитектурных целей, в виде гипсового слепка предстоит вам рисовать. Это растительный орнамент, представляющий собой стилизованную ветку растения. Особенность гипсовой модели архитектурного рельефного орнамента — четкость формы и выразительность светотеневых переходов при любом освещении как слева, так и сверху.

Сложность данного упражнения в рисовании с натуры заключается в том, что модель заставит вас очень внимательно и с большой ответственностью за конечный результат отнестись к работе. Впрочем, любой учебный рисунок требует ответственного отношения, так как в упражнении решаются не просто изобразительные задачи, но и те, которые направлены на развитие мыслительной деятельности человека как художника.

Гипс — материл, лучшие изобразительные свойства которого проявляются при искусственном освещении. Он дает при этом освещении четкие тени, выразительную мягкость полутонов и яркие перпендикулярно освещенные участки. Добиться пропорциональных натуре отношений в тоне, а перед этим грамотно построить форму — вот ваша основная задача.

Как вы уже знаете, средствами рисунка можно отобразить многие пластические качества натуры — форму, объемность, расположение в глубину пространства, степень освещенности и светлоту окраски, т.е. почти все, что характеризует предмет, кроме цветового многообразия. Что же вы должны выбирать, на чем акцентировать свое внимание и как передавать натуру?

Известно, что большое значение в изображении формы имеют общий силуэт и его очертание в виде пластически выразительной линии, что внимание акцентируют не на мелких деталях натуры, а лишь на самых характерных, подчеркивая и усиливая их роль.

Поэтому, приступая к рисунку гипсового орнамента, попробуйте предварительно хорошо изучить натуру. Для этого ее нужно какое-то время понаблюдать с нескольких мест, понять основу строения формы, по-настоящему запомнить расположение и пропорциональные соотношения всех элементов друг к другу и к плите, из которой орнаментальный объем рельефно выступает.

При выборе места рисования ( точки зрения ) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно -конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Незаменимым подспорьем в работе послужит предварительная зарисовка орнамента с натуры со своего места. В ней вы должны решить задачу размещения рисунка, пусть и в уменьшенном размере. Кроме того, вы закрепите в памяти внешний облик модели, перед этим внимательно изученный посредством наблюдения. Формат бумаги, который вы изберете, зависит от того, как вы уже легко или по-прежнему с трудом решаете данный вопрос. Напомним, формат подсказывает сама натура.

Читайте также:  Галстук для рубашки с узором

В этом рисунке вам нужно практически применить усвоенные ранее способы работы тоном и главное помнить, что штриховка или тушевка должны выражать форму и пространство.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента , где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.

В разнообразии технических приемов какая-то часть рисунка выявляется с большей силой и выразительностью, а другая — с меньшей. Но цель будет достигнута, если вы не будете забывать о главном: — о необходимости работать отношениями, т.е. все время находить нужный тон, сравнивая все тона межу собой, охватывая взглядом не узкий участок натуры, а наиболее широкий в пределах возможности зрения. Учитывая необычайное богатство и глубину тонов в натуре, оставляйте до конца «запас» в самом темном. Помните, если будут выдержаны общие отношения, если один и тот же тон не будет повторяться в различных частях, а будет развиваться в своих колебаниях, то нет необходимости использовать всю силу карандаша.

Чувство и расчет должны идти рядом, не вырываясь вперед. К сожалению, у вас еще недостает необходимого опыта, не хватает выдержки и терпения, чтобы вести работу последовательно.

Наметив общую форму плиты и рельефа на ней, тут же выверте пропорции, затем обязательно нанесите характерные детали. Построив каркас модели, учтите законы перспективы, наметьте тональные различия.

После этого начните работать тоном. Все время помните о единстве отношений, не копируйте изолированно отдельные участки натуры, так как потом придется «подгонять» к ним остальные.

Итак, построив рисунок орнамента, вы его внимательно просматриваете, проверяете пропорциональные соотношения больших и малых частей, сравниваете с натурой, еще раз уточняете и приступаете к тому этапу работы, который всегда интересен своей определенностью, выраженной в стремлении рисующего добиться подобия того, что видно в натуре.

В стремлении приблизиться к передаче в рисунке гипсового орнамента единства всех форм натуры нельзя упускать из виду, что по объему своему формы стилизованного растения должны моделироваться различно: одни — выразительнее, ярче, другие — приглушеннее. Но у многих учащихся есть одна объединяющая их черта — наивно все в натуре разглядеть и одинаково тщательно все « отделать ».

Между тем моделировку формы тоном нужно разнообразить, ибо мелкие формы растительного орнамента различны по устройству и наполнению светотеневыми нюансами.

В процессе работы не забывайте постоянно сравнивать рисунок с натурой. Учитесь чувствовать мелкие объемные формы , различаемые только благодаря свойствам светотени подчиняться всевозможным изменениям поверхности рельефного орнамента .

Весь ход работы над рисунком гипсовой модели: постановка, пропорции, построение, моделировка формы — вовсе не означает, что в изображении должна быть передана натура вообще. Перед вами предстал в натуре конкретный слепок гипсового орнамента со своим светотеневым состоянием, характером изгиба ветки, особым делением частей, и именно этот натурный предмет надо нарисовать.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед Вами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке .

Читайте также:  Вязать спицами шапочку чепчик для новорожденного спицами

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Источник

Академический рисунок розетки

Карандашный набросок орнамента

Обучающимся живописи в обязательном порядке преподают рисование разнообразных архитектурных элементов, в том числе розеток, поскольку розетки имеют точно очерченные объемы и определенную структуру.

Задача в этом случае — выработать у подопечных умение строить геометрические тела и изображать объемы и формы, задействуя светотень.

Построение гипсовой розетки

Изображение орнамента из гипса предполагает, что ученик уже освоил изображение основных фигур и теперь может приступить к сложным формам, которыми обладает большинство реальных предметов. У розетки глубокий объем отсутствует, в то же время из-за ее поверхности обучающемуся живописи будет непросто ее изобразить. Потренировавшись на подобных элементах орнамента, ученик поймет, каким образом изображать фигуры, которые обладают дополнительными деталями.

На начальной стадии обучения розетку рисуют на чистом листе бумаги, а затем можно упражняться во вписании данного элемента в интерьер.

Порядок действий аналогичен тому, которого нужно придерживаться, рисуя геометрические тела. Чтобы облегчить задачу, саму розетку рекомендуется не вешать на стенку, а вертикально разместить на столе.

Рисование розетки карандашом поэтапно

Первая стадия — размещение объекта на листе. В первую очередь выполняют плиту, далее обозначают форму элемента и его каркас, наносят его границы. Когда устанавливается размер плиты и место, где она располагается, изображают центральную ось, по которой в дальнейшем будут ориентироваться. Далее выполняют линии, изображающие непосредственно орнамент, а также вспомогательные, относящиеся к тем или иным элементам. Размер плиты определяет, какие пропорции будет иметь изображение на бумаге.

Все составляющие элементы розетки необходимо изобразить легким штрихом. Далее устанавливают главную выступающую часть украшения, определяют его крупные детали, а следом — детали поменьше. Рисуя мелкие детали, требуется иметь в виду крупные, отдавать себе отчет, каковы пропорции между теми и другими элементами рисунка.

Если форма украшения симметричная, то в первую очередь нужно обозначить элементы, которые располагаются по две стороны от оси. Если форме несимметричная, то изобразить ее на бумаге более сложно. Требуется ориентироваться на характер такой формы. Необходимо также верно соотнести размеры различных компонентов по отношению друг к другу. Величину розетки указывают, используя вспомогательные линии.

После того как форма орнамента очерчена и обозначены ее компоненты, требуется определить тональные границы. Все элементы штриховки должны служить для передачи объема. Если точно передать светотень, то объект в целом будет изображен точным образом.

Если человек лишь учится рисованием, то ему большую пользу принесет передача светотени и ее подчеркивание с использованием объема. В результате ученик в дальнейшем с лучшей четкостью прорисует любой предмет независимо от того, какова его форма.

Как нарисовать розетку карандашом

Сначала имеет смысл изображать орнамент плоской конфигурации, объем которого невелик. После освоения базовых навыков, можно перейти к рисованию более рельефных украшений.

На профессиональных художественных курсах слушатель освоит выполнение описанных выше заданий. В процессе он сначала научится рисовать несложные орнаменты, а далее овладеет искусством отрисовки сложных украшений с заметно выступающим рельефом. В итоге он обретет навык изображения различных предметов с натуры.

Источник