Меню

Изображение различных чудовищ характерно для какого орнамента

Зооморфный орнамент

Скифо-сибирский звериный орнамент

Анималистический рисунок известен еще с палеолита (20 тыс. лет назад). В творчестве древнейших художников изображение зверя встречается гораздо чаще любых других (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). Очень популярен этот сюжет был и в более поздние времена. Известны работы шумерских, древнеегипетских, древнегреческих и т.д. художников, выполненных с огромным мастерством и считающиеся на данный момент настоящими шедеврами древнего искусства. Одним из самых ярких вариантов звериного орнамента прошлого является скифо-сибирский, появление которого относят к I в. до н. э. Изображения животных встречаются на скифских и сарматских ювелирных изделиях, оружии, конской упряжи. Считается, что на развитие «звериного стиля» в культуре этих народностей большое влияние оказало искусство древних племен Передней и Центральной Азии. Приблизительно с IV в до н. э. скифский рисунок с подобным мотивом начинает напоминать и древнегреческие варианты зооморфных изображений.

К середине I тыс. до н. э. изображение животных становится декоративным. При этом рисунки приобретают орнаментальность геометрическую, более точную и сложную. Из звериных тел выполняются завитки и переплетения. В этот период животные предстают в основном как воплощения того или иного божества. Например, скифская богиня победы Вертрагна превращается в рисунках древних художников в белого коня. В ряде музеев России и Украины имеется огромное количество блях с изображением животных, свернувшихся в кольцо. Уже к IV—III вв. до н.э. зооморфный скифский орнамент становится более реалистичным и натуралистичным. Историки связывают это, прежде всего, именно с греческим влиянием.

Популярными становятся разного рода жанровые сцены, связанные с героическим эпосом. Поскольку у всех индоиранских народов, в том числе и у скифов, распространенным было представление о том, что часть может служить выражением целого, в орнаментах часто используются только отдельные части животных. К примеру, птица в мотиве – это одна лишь голова, коготь или клюв. Позднее древние мастера начинают соединять элементы отдельных животных разного вида в одном звере. Так, в орнаменте появляются фантастические существа. У скифов, например, очень популярным было изображение бараноптицы, а также бараногрифона (птица, конь, баран). Конечно, для того, чтобы соединить части животных гармонично, да еще и в пластичном отображении, требовалось проявлять поистине недюжинный талант. Собственно, образ грифона появился у скифов, видимо, под влиянием искусства Малой Азии.

Разумеется, считать, что все искусство скифского орнамента было полностью заимствовано из других культур, было бы совершенно неправильным. Его своеобразие наглядно доказано находками, сделанными в Пазырыкских курганах (Алтай, V в до н. э.). Более того, орнаментальное искусство древних скифов оказало огромное влияние на культуру многих европейских народов.

Европейский зооморфный орнамент

Использование изображений животных в европейском орнаменте было распространено очень широко. К примеру, в романский период во множестве населенных пунктах практиковалась орнаментальная резьба по камню с применением таких изображений, как сирена, грифон, кентавр, орел и лев. Они же украшали керамическую плитку, мозаичные панно, декоративный текстиль. В эпоху готики традиция их изображения была продолжена. Например, сюжет с использованием звериных мотивов часто применялся в главном достижении этого периода – миниатюре. Особенно широкое распространение в европейском орнаменте нашли изображения разного рода птиц. Очень часто их рисовали сидящими на Древе Жизни. Весьма распространена была тема птиц, разгуливающих в саду (райских кущах) и клюющих ягоды. Подобные сюжеты часто использовались для украшения текстиля и в росписях по дереву.

Читайте также:  Вязание спицами шапки шахматка

В эпоху Возрождения в связи с популяризацией изображения человеческого тела зооморфные мотивы отходят на второй план. Тогда при рисовании орнаментов художники часто использовали древнеримские элементы. Поэтому декор, выполненный с применением львиных голов и дельфинов, встречается все же достаточно часто. Античный стиль был необыкновенно популярным и в эпоху классицизма. Лебеди, куропатки и павлины в этот период используются для украшения текстиля и предметов быта повсеместно. Широко известной, например, является «ткань с куропатками», примененная во времена Екатерины II для оформления Царскосельского дворца. Примечательны и ткани Лассаля «с павлинами», хранящиеся сегодня в Государственном Историческом музее. Животные мотивы часто использовались для оформления текстиля и в XVIII – XIX вв. При этом в качестве обрамления в сюжет обычно включались растения. Зооморфный орнамент оставался популярным вплоть до конца XX века. Популярен он и в наше время.

Источник

Средневековый орнамент: виды рисунков, их роль в искусстве и описание с фото

Во все времена люди пытались украсить окружающее их пространство, выразить свое мировоззренческое отношение к окружающей действительности. В определенную эпоху возникали характерные типы орнаментов, по которым можно было определить принадлежность к какому-либо народу. Одним из примечательных художественных творений человека является средневековый орнамент, воплощенный в очень многих сферах: в зодчестве, декоративно-художественной деятельности, вооружении, книжных трудах (миниатюры, фолианты), одежде и тканях и так далее.

Определение и характерные черты орнаментов

Орнаментом называется узор, который основан на ритмичном повторении и чередовании (ритме) составляющих его элементов (раппорт). Служит для придания красоты, эстетичности зданиям и иным архитектурным творениям, предметам разнообразного назначения (мебель, утварь, книжная, текстильная и оружейная продукция).

Древнейшие люди использовали его для украшения своего тела, нанося разные татуировки, играющие как эстетическую, так и роль оберега.

Характерной особенностью орнамента является непременная связь с поверхностью, на которую он нанесен, а также ее назначение и форма. Данный тип украшения отображает или умозрительные, выдуманные образы, или же реальные мотивы. Исходя из характера композиции, он может быть ленточным, окаймляющим, центрическим, геральдическим, заполняющим поверхность. И также встречаются и их комбинации.

Исторические факты

Орнамент появился уже в глубокой древности. Продолжительный временной период он играл роль оберега и талисмана. Тогда люди украшали узорами вещи, используемые в быту, свои одежды, жилища. Образцы повторения разнообразных элементов люди встречали в природе: в окрасе животных, в устройстве растений, в движении волн и так далее.

Чтя и обоготворяя силы природы, человек отобразил их символику в орнаменте. К примеру, с солнцем отождествляли круги, розетки, кресты. Расположенный в круге крест обозначал движение солнца по небосводу. Спустя века магический смысл орнаментальных мотивов был забыт, они стали применяться в качестве декора.

Средневековый орнамент неразрывно взаимосвязан с самим объектом, который он украшает: с его назначением, формой, материалом и размером. Он передает даже ощущения и эмоции: например, торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Исходя из вида узоров, возможно сделать выводы о специфике культуры народа, сотворившего их, а также об эпохе создания.

Читайте также:  Вто вязаных изделий спицами

Краткая характеристика орнаментов Средневековья

Говоря об искусстве средневекового орнамента кратко, можно выделить основные его черты. Во-первых, это сильная взаимосвязь с христианской религией. Многие сферы человеческой жизни, в том числе и искусство, контролировались церковью. Во-вторых, это тесное соприкосновение с творчеством народа. Это и любовь к яркой узорности, и изображения простых людей. А многие мастера происходили из низших сословий.

Кроме того, для изображений и узоров характерна символичность, динамика. Типично использование различных символов, ярких и драгоценных материалов.

В данную эпоху были характерны фантастические и сказочные изображения, в которых за основу брали растительные и животные мотивы. Посредством изобразительно-декоративных средств, в том числе и орнаментов, в Средневековье стали передавать внутренний мир, состояние, чувства и эмоции человека, что не было характерно для предыдущих эпох.

Средневековый орнамент очень часто встречался в геральдике, где использовали разные символы, гербы, эмблемы, части снаряжения воина.

Ранний период Средних веков

Средневековый орнамент содержал в себе множество иносказательных изображений и растительных мотивов, был распространен в зодчестве, изобразительном искусстве. И также применялся при украшении одежд и другого текстиля, мебельных гарнитуров, ювелирных украшениях. Художники создавали соразмерную композицию, в которой все элементы были скрупулезно расположены по отношению друг к другу и частям самого объекта, на который они наносились.

Своеобразной чертой эстетической сферы раннего Средневековья была приверженность к употреблению сочных цветов и дорогостоящих материалов. На искусство распространялись религиозные установки, каноны. Церковь способствовала процветанию искусства: посредством творчества, в том числе и орнаментального она пропагандировала свои идеи.

Используемые орнаментальные мотивы

В этом периоде развития изобразительной культуры не характерно отображение человеческих фигур. Наиболее употребляемыми являлись изображения растений, животных, птиц, разных фантазийных чудовищ.

В Средние века главенствовало несколько популярных узоров. Средневековый растительный орнамент был весьма распространенным, встречался практически повсюду. Он изображает различные вьющиеся и переплетающиеся стебли растений, переплетения листьев (часто — винограда и плюща), цветы (например, лилии, розы, клевера, репейника).

На облицовке зданий нередки были динамичные образы птиц, листвы, цветков, различных плодов. Они создавали иллюзию живой природы. Замысел применения темы осязаемой естественной растительности в готических украшениях был специфическим каноном.

Также часто используемым являлся и геометрический орнамент, в основе которого лежали абстрактные символы (круги, кресты, звезды, многогранники, точки, самые разнообразные линии). В зооморфном мотиве мастера пытались отобразить зверей (как реально существующих, так и мифологических, выдуманных) или части их фигур. Антропоморфная тематика, стилизующая образы человека или частей его тела, например, головы, встречалась реже. Кроме того, мотивы основывались на изображении оружия, архитектурных элементов, разных гербов.

Характеристика фрагмента орнамента

Рассмотрим краткое описание фрагмента средневекового орнамента на примере церковной миниатюры из Часослова середины XV века. В данном фрагменте миниатюры ярко выражен растительный орнамент. На ней изображены монахи, поющие в хоре.

Картинка со всех сторон окаймлена повторяющимся красочным узором из переплетенных стеблей, листьев и бутонов растений. Использованные краски довольно разнообразны: применены красный, синий, зеленый, розовый и золотой цвета. В витиеватых узорах просматривается некоторая закономерность: повторение идентичных элементов, чередующееся использование цветов. Использование сусального золота придает иллюстрации драгоценное мерцание.

Читайте также:  Схемы вязания беретов круговыми спицами

Романский орнамент

Одним из видов орнаментального украшения является романский средневековый орнамент, распространенный в X—XIII веках в Западной Европе. Данный жанр художественно-изобразительной сферы заимствовал многие элементы и образы из древнеримской культуры эпохи античности. Его определяющими чертами стали стремление ко всему удивительному, мифологическому, фантазийному и божественному. Присутствовало немало образов выдуманных существ, чудовищ, экзотических зверей. Например, это кентавр, сфинкс, пеликан, гидры, горгульи.

Также встречалось много творений, не связанных с религией. Свое воплощение в художественной культуре, в узорах нашли сюжеты из басен, романов и сатирических произведений, фигуры людей низших сословий, трудящихся в поле. Нередки образы служителей церкви, паломников. Здесь очень заметны народные черты — живописность, фантастичность, юмор, живость и жизненность.

В этот временной промежуток применялось немного цветов: желтый и красный, белый, черный и серый цвета. Особенно ярко и свободно романский декоративный мотив формировался в живописи в манускриптах, для которых было типично филигранное исполнение заглавных букв и инициалов.

Основные элементы узоров: геометрические фигуры и символы, распустившиеся цветки, необыкновенные растения, извивающиеся и переплетающиеся виноградные стебли, и плоды, пальметты, а также птицы и звери.

Готический орнамент

Искусство средневекового орнамента в западноевропейских странах в готическую эпоху (XII–XV века) было под мощным авторитетом зодчества, а также церкви. Готический орнамент примечателен разнообразием и символичностью, весьма декоративен.

Наряду с типичным применением античных и восточных тем, появляются и непривычные мотивы. Наиболее распространенные мотивы украшений: растительный, мифологический и геометрический. Очень популярны были изображения розы, исторических персон, воплощение разных библейских сюжетов.

В данный исторический период явил собой «золотой век» книжной миниатюры, расцвета декоративного искусства и живописи. Везде проявлялось буйство фантазии, великолепие, дороговизна и тщательность отделки. Применялось уже множество насыщенных красок: темные оттенки синего и красного, зеленый и желтый, фиолетовый и серый. Причем зачастую сочетания цветов было весьма контрастным. Очень распространено было использование позолоты, сусального золота.

Роль в искусстве

Средневековые узоры и орнаменты отображают особенности изобразительно-прикладной культуры народов той эпохи, способствуют пониманию того, чем жили люди, их устремлений, идеалов. Они являются отражением также и народного творчества, в котором люди пытались отобразить свое мировоззрение, восприятие природы, животного мира, красоты, счастья и других возвышенных понятий.

Орнамент сыграл весомую роль в искусстве Средневековья. Филигранные, наисложнейшие затейливые и разнообразные узоры радовали глаз, украшая очень многие поверхности. Они использовались для придания красоты и смысла вещам, используемым в быту (вазы, посуда, мебель). И также украшали оружие (мечи, щиты, знамена). И, конечно же, встречались повсюду в церковных сооружениях: в порталах, алтарях, стенах и потолках, креслах.

Христианство вернуло изначальный смысл многим орнаментальным знакам. Орнамент, таким образом, явился и в эту эпоху важнейшим носителем новейших или обновленных идей.

Именно в романскую и готическую эпохи Средневековья были разработаны двухмерные декоративные элементы и орнаменты, которые остаются популярными и в наши дни.

Источник