Меню

Исследовательская работа по теме орнамент

Исследовательский проект «Узор и орнамент»

Проектная работа охватывает темы: параллельный перенос;осевая симметрия с вертикальной осью; осевая симметрия с горизонтальной осью; центральная симметрия.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятиями осевой и центральной симметрии, параллельным переносом, используя различные источники информации (библиотека, Интернет). Проводят исследование с учениками 6 класса. Оформляют результаты в виде презентации и исследовательской работы. Проект позволяет учащимся в ходе исследования открыть новые аспекты применения математики, убедиться в единстве законов математики, активизирует и поддерживает интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельности учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
uzor_i_ornament.pptx 2.89 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект по наглядной геометрии На тему: «Узор и орнамент» Выполнила ученица 6 «В» класса Поликанина Анастасия Научный руководитель: Павлюк Ольга Владиславовна

Цель: Выяснить, пользуются ли популярностью среди современных подростков узоры и орнаменты. Задачи: 1) Узнать, что такое узор и что такое орнамент. 2) Узнать, чем узор отличается от орнамента. 3) Выявить способы составления и виды орнамента. 4) Узнать, что такое бордюр и каковы принципы его построения. 5) Провести опрос. На основе результатов опроса подвести итог. Гипотеза: Узоры и орнаменты – устаревшие, среди подростков, элементы украшения, которыми они не интересуются.

Общие сведения о понятии узор Узор – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова означают «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами . Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Общие сведения о понятии орнамент Орна́мент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов архитектуры, произведений прикладного искусства и т.п. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектурную выразительность.

В чём заключается различие между узором и орнаментом. Не зная, что обозначают данные понятия, выявить признаки различия сложно. Но мы теперь знаем что такое узор и что такое орнамент , и сможем визуально отличить их друг от друга. Одна из задач проекта решена. Есть достоверные источники. И на основе их информации можно выделить следующие признаки. Узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин. Части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

Виды орнамента По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические , представляющие собой последовательность абстрактных форм: форм: Антропоморфные , с изображенными фигурами людей: Зооморфные , стилизующие животный мир: Растительные , составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Что такое бордюр Также есть ещё один особый вид (линейного) орнамента – бордюр . Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте. Бордюры используются в настенных росписях, в чугунном литье для оград, мостов, набережных. Рисунки в виде бордюров наносятся на ткани , обои и т.п.

Геометрические принципы построения бордюра Для создания бордюров — линейных орнаментов — используются следующие преобразования: а) параллельный перенос; б) осевая симметрия с вертикальной осью; в) осевая симметрия с горизонтальной осью; г) центральная симметрия.

Результаты опроса 1) Слышали ли вы что-нибудь о понятиях узор и орнамент, или проходили ли вы это в школе? * ДА — 69 % * НЕТ — 31 % 2) Напишите, в чём их отличия друг от друга? *Правильный ответ–41 % * Неправильный ответ- 48 % *Нет ответа- 11 % Что из нижеперечисленного является видами орнамента? Геометрические Зооморфные Трапезные * Правильный ответ – 52 % * Неправильный ответ – 48 % 4) Пробовали самостоятельно построить узор или орнамент? *Пробовал(а) построить узор- 57 % *Пробовал(а) построить орнамент – 20 % Никогда не пробовал(а) построить – 23 % 5) Есть ли у вас дома какие-либо вещи с узором или орнаментом? * ДА – 82 % * НЕТ – 18 %

Фотографии вещей опрошенных

Подведём итог На основе результатов опроса, можно сказать, что гипотеза ( о том, что узоры и орнаменты устарели среди современных подростков ) опровержена ! Сверстники, среди которых был проведён опрос, на самом деле интересуются узорами и орнаментами. — Это самое универсальное и изящное украшение для декора , мебели, одежды и т.п. — мнение опрошенных. Такие, вроде бы ничем непримечательные узоры и орнаменты имеют столько информации и пользуются популярностью с древних времён, и по сей день.

Источник

Исследовательская работа «Тайны русского орнамента»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тайны русского орнамента Номинация: лучшая исследовательская работа Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» XI городская научно-практическая конференция Руководитель: Кандыба О.Л, учитель русского я зыка и литературы Автор: Рубан Анна Александровна 9 «А» класс, МОБУ «СОШ №3»

Введение: Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота.

Обоснование выбора темы: Я обратила внимание, что на современной одежде встречаются подобные узоры. Через орнамент мы можем узнать традиции народа, целостное мировосприятие.

Актуальность темы: Человек, относящийся с уважением к наследию своего народа — КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Гипотеза: «Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе». Рей Брэдбери

Цель исследования: Изучить историю народного орнамента.

Задачи исследования: Собрать материал о появлении орнамента; Систематизировать материал, связанный с темой исследования; Узнать о символике, об особенностях русского народного узора; Рассказать об орнамент в наши дни.

Толкование слова: Толковый словарь Д. Н. Ушакова ОРНАМЕНТ (орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum). 1. Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см. растительный). Серебром отливают колонны, орнаменты ворот и мостов. Некрасов. Украшение подобного рода на предметах обихода. 2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.). Толковый словарь С. И. Ожегова ОРНАМЕНТ 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. 2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. трель. || прил. орна-ментный, -ая, -ое и орнаментальный, -ая, -ое.

Историческая справка: Языческая культура — это культура, отражающая систему мировоззрения, религию, мифологию различных, в данном случае дохристианских, народов.

Первые знаки орнамента: Ромбо-меандровый орнамент на браслете (кость мамонта.палеолит) Бивень мамонта, орнамент на котором расшифровывался как «Мастерская Рода» — артефакт эпохи палеолита.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия и передавали свои знания потомкам.

Источником для нанесения узоров всегда была природа.

Символика и значение: Композиция выстраивается по принципу чередования. Чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится.

Вышивка – это защита! разрез горловины плечи ворот манжеты подол одеяния пояс

Хлябь: Хлябь — знак водной стихии и ее духов.

Макошь: незасеянное поле засеянное поле

Солярный знак Знак солнца:

Оропей: Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие.

Треугольник: Жизнь, огонь Женский символ

Ладинец: Исключительно женский символ

Свадебник: Славянский обережный символ

Народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности.

Информационные источники: http://styleinua.blogspot.ru http://slavtorg.org/category/ornamenty-i-vyshivka/russkie-ornamenty/ http://www.fashionbank.ru/articles/article2732.html https://tvoi-uvelirr.ru/slavyanskie-simvoly-vidy-i-znacheniya-slavyanskix-simvolov/ https://tvoi-uvelirr.ru/slavyanskie-simvoly-vidy-i-znacheniya-slavyanskix-simvolov/ https://www.google.ru/imghp?hl=ru Книга: Символы славян- ОЛЬГА БЕРЕГОВА Толковый словарь Ушакова Толковый словарь Ожегова

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-331316

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России оценили уровень комфорта обучения в образовательных организациях

Время чтения: 3 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения анонсировало изменения в перечень олимпиад школьников

Время чтения: 2 минуты

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Путин поручил актуализировать Концепцию психологической службы в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательский проект «Традиции народного орнамента»

В данном проекте учащаяся раскрывает тайную глубину и значение знаков-символов народного орнамента.

Скачать:

Вложение Размер
nash_proekt.docx 71.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Третья Межрегиональная научная студенческая конференция

«От поиска – к решению. От опыта – к мастерству»

посвященная 150 – летию со дня рождения Н. Ф. Катанова

Традиции народного орнамента

Золотоверхова Мария Александровна

Ученица 9 А класса

Банникова Надежда Федоровна ,

учитель графики и черчения

Глава 1. Целительные свойства орнамента, оберегов

Глава 2. Об орнаменте в целом

2.1. Русский (славянский) орнамент

2.2. Хакасский орнамент

Глава 3. Практическая работа

Глава 4. Народные умельцы

Однажды, когда я гостила у бабушки, я услышала от нее такую поговорку: «Своя рубаха ближе к телу», я спросила у нее, что же это значит? Ведь все поговорки и пословицы имеют практическую направленность в жизни. Бабушка ответила, что народные костюмы украшались орнаментом не только для украшения, но и для защиты от злых сил и болезней. Мое любопытство раскрыло тайные сокровища бабушкиного сундучка, в котором хранились вещи и с душевной теплотой вот уже несколько десятков лет передавались из поколения в поколение. Меня охватило ощущение какого-то волнения от увиденного бабушкиного богатства. Здесь были: старинные рушники, сарафаны, платки, салфетки, украшенные интересными, не понятными узорами-символами: причудливые птицы, цветы, ягоды, занятные геометрической формы фигуры.

Под впечатлением увиденного — появилась идея и я решила более подробно и кропотливо раскрыть для себя тайную глубину и значение этих знаков-символов. А также узнать были ли орнаменты в народных костюмах коренных жителей моей малой родины — Хакассии. Актуальность данной темы заключается в том, что в погоне за модой в текстильной индустрии стали использовать орнамент, не зная его значения и тем самым подвергая опасности свое здоровье. Гипотеза : если орнамент обладает целительной силой, то он действительно благотворно влияет на здоровье человека, а знаки-символы были еще защита и оберег для хозяина. Перед собой я поставила цель: через мотивы орнамента выявить общие исторические корни русского и хакасского народов, а также выявить целительную сторону орнамента. Наметила следующие задачи:

— изучить историю возникновения орнамента;
— анализ знаков-символов;

— схожесть и особенности хакасского и русского орнамента

— значение орнаментов хакасского и русского народов

-диагностика целительных свойств орнамента

Задачи я буду решать с помощью таких методов : изучение литературы разных авторов и годов издания, периодической и документальной литературы, информации о народных умельцах своей малой Родины, изучение интернет ресурсов.

Глава 1. Целительные свойства орнамента.

Считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты. Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли. Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские.

На местах раскопок (чаще в женских погребениях) нередко находят фигурку коня. Конь, согласно верованиям древних славян, — символ добра, счастья, мудрости богов. Его куль связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах -коньках. Славянки носили их у левого плеча. И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц — лебедей, гусей, уток: ведь все тот же Даждьбог дважды в сутки (утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами. Встречаются даже обереги — тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки.

Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача — привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство.

И женщины, и мужчины носили обереги — топорики. Отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины — у плеча, мужчины — у пояса. Топор — символ Перуна, бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы.

Только мужчины носили миниатюрные копии оружия — мечей, ножей, копий, ножен.

Круглые женские подвески-обереги — это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы — белые сплавы (холодные, как сама луна) из серебра, серебра с оловом, реже — из бронзы.

Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией.

Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны. Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они — персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов. В них отражаются оппозиции: мужское — женское, день — ночь, тепло — холод, положительное -отрицательное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны — следить за ростом трав и деревьев.

Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом.

Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.

Глава 2. Об орнаменте в целом .

Орнамент-это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее, возникло оно в эпоху палеолита.

Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.

Сам орнамент можно разделить на 7 групп:

  1. геометрический
  2. животный
  3. пейзажный
  4. астральный
  5. растительный
  6. каллиграфический
  7. фантастический

Цветовая гамма орнамента выбирается не просто так, каждый цвет что-то обозначает, причем у разных народов по-разному, об этом более углубленно мы поговорим позже.

Сам орнамент употребляют для украшения, во многих видах декоративно прикладного искусства: орнаментом расписывают кухонную утварь, украшают одежду, полотенца, занавески, ковры и многое другое.

Источник

Читайте также:  Пинетки спицами узором шишечки