Меню

Геометрический орнамент эпохи неолита

Орнаменты палеолита — геометрия и искусство

Орнаменты палеолита

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

Геометрический орнамент палеолита и неолита

Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать.

Например, на Мезинской палеолитической стоянке, находящейся на территории современной Украины, были обнаружены украшенные таким способом костяные изделия. Геометрический орнамент представляет собой большое число зигзагообразных линий. Украшения с подобным рисунком были обнаружены на других стоянках древних людей эпохи палеолита, находящихся в Восточной и Средней Европе.

В период земледельческих общин отмечен расцвет геометрических орнаментов, которые становятся искусством. Данные орнаменты имеют сложную символику. Художники не просто отображают природу, они ее творчески переосмысляют и выражают в разных геометрических фигурах: овале, круге, линии. Фигура женского божества символизирует плодородие. Водная стихия изображается спиралью или ломаной линией. Треугольник обозначает плодородие. Ромб символизирует мир, а его четыре угла ориентированы на стороны света.

Рисунками украшали посуду, предметы обихода. Для древних людей они являлись не просто украшениями, а скрыто отображали картину мира, мировоззрение людей. Геометрический орнамент неолита является следующим этапом развития искусства, которое выходит на новый абстрактный уровень.

Источник

Образцы керамики эпохи неолита

Глиняный сосуд эпохи познего неолита

Горшок эпохи позднего неолита

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд с геометрическим орнаментом

Сосуд эпохи неолита, покрытый так называемым кардиальным орнаментом (Испания). Богатый геометрический узор этого образца керамики выполнен путем прижимания к свежей глине зубчатых краев морской раковины cardium edule

Параллельно с культурой мегалитов развивался своеобразный тип керамики, получившей название колоколообразной. Б эпоху достаточно развитого неолита колоколообразная керамика распространилась по всей Европе. Сосуд колоколообразной формы, найденный в Асуэрос (Кордова, Испания), геометрический орнамент на котором выполнен методом процарапывания и последующего заполнения углублений белой пастой

В галерее использованы материалы с сайтов:

Источник

Геометрический орнамент

Становление геометрического орнамента

Геометрически орнамент возник задолго до появления текстиля, керамики, металлических предметов быта и орудий труда и каких бы то ни было рукотворных архитектурных сооружений. Как украшения для этих форм он стал использоваться по мере их изобретения. В большинстве случаев орнамент при этом выполнял не столько функцию украшения, сколько нес сакральный мистический смысл. Одним из самых первых распространившихся повсеместно элементов орнамента стал ромб. Так же достаточно часто использовался ромбо-меандровый орнамент. Данный геометрический элемент можно считать структурообразующим. Именно ромб лежит в основе орнамента в целом.

В качестве примера можно привести найденные на территории России костяные фигурки Матери-прародительницы, относимые к эпохе палеолита, декорированными именно ромбическим орнаментом. Женщины того времени на празднествах украшали себя именно таким узором. Постепенно он стал символом именно плодородия, удачи и процветания. Палеонтологом В. И. Бибиковой было убедительно доказано, что ромб и волнообразные линии, часто сопровождающие его, являются ничем иным, как воспроизведением узора мамонтовой кости. Раскопки показали, что такой орнамент использовался повсеместно, начиная от неолита и до бронзового века. Вплоть до гальштатской эпохи он помещался в основном на ритуальных предметах и жертвенниках.

Во время неолита к ромбо-меандровому орнаменту добавляются спирально-змеиный и линейно-струйчатый. Для этого периода характерны вертикальные линии, волнистые либо прямые, символизирующие дождь. Часто композицию дополняли клубки сплетшихся змей. Важным этапом в становлении орнамента считается возникновение геоцентрической идеи. Именно она стала символом завершения человеком познания мира. Изображения коловрата встречаются, например, на русских прялках, прославянских сосудах, в русских народных костюмах и т.д. Чаще всего «колесо Юпитера» изображалось с шестью спицами. Широко использовался этот орнаментальный элемент и в резьбе. В данном случае он носил название «громового знака». Все основные виды геометрического орнамента полностью сложились уже к I в до н. э. За прошедшие столетия этот вид декора изменений практически не претерпел. Если сравнить, например, орнаменты фабричных тканей XVIII – XX века с древними декорами, особой разницы заметить нельзя.

Читайте также:  Узоры звездочка крючком для начинающих

Арабский геометрический орнамент

В историю арабский геометрический орнамент вошел под названием «гирих» (араб. – «узел»). Мотивом восточного декора часто становилась плотно связанная орнаментальная сетка. В основе гириха лежит разделенный на части круг. Таким образом, происходит построение всех других фигур – треугольника, прямоугольника, многоугольника и т.д. Такое композиционное решение позволяет создавать симметричные мотивы. Любой геометрический орнамент всегда математически правилен и может быть разделен на равные части. Особенностью арабского гириха является некоторый отход от этой точности, предоставляющей художнику больший простор для творчества.

Создание бесконечного орнамента состоит из следующих основных этапов:

• выбор определений раппортной системы;
• построение отдельных мотивов;
• размещение их на сетке;
• выбор способа исполнения (зависит от материала).

Художественная сторона в орнаментах напрямую связана с четвертым этапом, то есть находиться в полностью зависимости от того, на каком предмете будет выполняться декор. Еще одной особенностью именно арабского узора является получения очень сложных геометрических систем всего лишь из одного мотива. О сложности орнаментов говорит, например, то, что уже в XVIII веке восточные художники умели гармонично сочетать двенадцатиконечные звезды с пятиконечными.

Но, как уже упоминалось, мастера довольно часто отступали от строго математического расположения мотивов в пользу творчества. При этом, конечно, нарушалась сетка, использовались геометрически неправильные фигуры, либо добавлялись новые. Именно благодаря этому стало возможным создание на Востоке нескольких разных школ орнамента. Геометрический орнамент веками использовался для украшения текстиля, интерьеров, предметов быта, оружия и орудий труда. И в наше время этот вид декора является одним из самых популярных. Что-либо более подходящее для оформления окружающих человека предметов достаточно простое в исполнении и при этом эффектное найти, кажется, просто невозможно.

Источник

Искусство первобытного общества.

Сегодня уже никто не сомневается, что в эпоху палеолита, мезолита, неолита существовала живопись, скульптура, что древние люди без помощи технических средств создавали такие сооружения, какие и сегодня нелегко сделать. И чем больше изучаешь культуру первобытного общества, тем больше поражаешься таланту и изобретательности древних художников. Я предлагаю вам презентацию и краткий конспект моей лекции об искусстве каменного века, эпохе бронзы и железа, в частности, на территории Казахстана. В конце есть вопросы для учеников художественной школы.

Содержание:

Палеолит

О том, что древние люди умели создавать произведения искусства стали говорить в XIX веке. В 1833 году француз Андре Буйе нашел кость, на которой были изображены лани. Среди открытий того времени были изображения животных, много тысячелетий, не живших во Франции и Испании: северные олени, мамонты. Значит, рисовать люди научились много тысяч лет назад. В 1868 г. дон Марселино де Саутуола в пещере Альтамира на потолке обнаружил изображение стада быков, написанных четырьмя красками: красной, желтой, белой и черной. Так была открыта живопись палеолита.

Справедливости ради надо сказать, что первой быков Альтамиры увидела Мария, его дочь . Однажды, когда отец был занят находками, обнаруженными на полу пещеры, Мария отошла в соседний коридор, подняла лампу вверх и увидела то, что до нее никто не видел. «Папа, смотри, нарисованные быки!» — воскликнула она. Дон Марселино был восхищен искусством древних мастеров. Он долго не решался поделиться своим открытием с учеными. А когда опубликовал сообщение о своей находке в журнале, на него обрушился шквал насмешек. Ученые были уверены, что это подделка, что эти изображения сделал современный художник, знакомый владельца Альтамиры . До конца своих дней Марселино де Саутуола не мог доказать обратное. И лишь в 1912 году ученые поверили, что изображения на стенах пещер, которых к тому времени нашли немало, действительно сделаны в древности. В одной из пещер поверх живописи наросли сталактиты, про которые было известно, что им больше 10 тысяч лет.

Первооткрыватель Альтамиры к тому времени уже умер. В 1940 году на юге Франции была открыта пещера Ласко . Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева, была дыра. Говорили, что там есть ход в средневековый замок. Но, пройдя по коридору, они попали не в замок, а в пещеру, на стенах которой были изображены огромные звери.

Заслуга французских школьников не ограничивалась открытием пещеры. Они устроили возле нее лагерь и стали первыми хранителями пещеры, защищая ее от толп любопытных. Но сейчас доступ в пещеру Ласко закрыт, потому что, просуществовав в целости 15 тысяч лет, живопись в наши дни стала разрушаться.

Мезолит.

О том, что произошло о примерно в 10 тысячелетии до нашей эры, есть разные, суждения. Предполагают, например, что тогда на Землю упал огромный метеорит. Возможно, в самом деле, в результате этого теплое течение, Гольфстрим, стало омывать берега Западной и Северной Европы, и в 10 тысячелетии до н.э. произошло потепление, изменившее жизнь древних людей. Началась новая эпоха в развитии человечества — мезолит. Именно тогда крупные животные, на которых охотились люди палеолита, ушли на север. Люди по-прежнему знали только каменные орудия, но жили уже не в пещерах, они начали приручать некоторых животных (собак), изобрели лук, и охота стала безопаснее.

Читайте также:  Вязание спицами узор ажурного ромбы схема

И искусство стало другим. Если в палеолите художники рисовали только животных, то теперь в их произведения главное — люди. Художники изображают танцы, сцены охоты.

Но если раньше художники передавали цвет, объем, то в мезолите изображение напоминает современные пиктограммы. Казалось бы, рисунок стал проще, но он требует умения обобщать. Люди палеолита умели изображать отдельные предметы, а в мезолите научились связывать их в целое. Изображения среднекаменного века находят уже не в пещерах, а на открытых местах — на скалах.

Неолит

В эпоху неолита от охоты и собирательства люди переходят к скотоводству и земледелию. Они научились ткать и шить одежду, делать из глины посуду. Человек задумывался о невидимых силах, которые влияют на него и пытается передать свои представления графически. Так возник орнамент. Казалось бы, орнаментальные узоры рисовать проще, чем фигуры, но орнамент требует умения мыслить абстрактно. Если круг человек мог видеть каждый день, поклоняясь солнцу, то крест, спираль свастика не встречаются в природе. Человек создал их, возможно, чтоб передать такие понятия, как круговорот жизни, движение Солнца, бесконечность и т.д. Орнаментом начинают украшать одежду и домашнюю утварь. Среди древнейших элементов орнамента — круг, крест, а еще меандр — изображение, состоящее из линий, изогнутых под прямым углом. Этот узор назвали в честь реки в Малой Азии, известной своими причудливыми изгибами. Меандры использовали разные народы. Считается, что он символизировал переменчивость человеческой жизни. Использовалась и спираль. Понимали ли древние гончары, что это символ вечного движения или ею просто было удобно украшать посуду?

Среди элементов геометрического орнамента, которым украшали посуду неолита были зигзаги, ромбы. Про зигзаг одни говорят, что это символ воды, другие — молнии. Но, как и волнистая линия, он часто встречается в узорах как каменного века, так и поздних эпох. Что касается ромба считают, что это — символ плодородия.

О возникновении орнамента можно еще почитать, пройдя по ссылке: Язык казахского орнамента. Игра

Сведения о нем есть и в презентации (в начале этого материала). Неолит — великая революция в жизни людей. Они начинают объединяться, образуются первые общности, из которых вырастут государства. Древние оставили нам загадки, на которые у современных исследователей нет однозначного ответа. Непонятно, как мог человек, использующий каменные орудия труда возводить гигантские каменные сооружения, которые находят в разных точках мира: в лесах Амазонки, в Европе, в Сибири. Их называют мегалиты (огромные камни).

Самые простые — вертикально стоящие каменные столбы археологи называют менгирами. Они бывают разных размеров — некоторые с человеческий рост, но бывают такие, которые достигают 20 метров.

От той эпохи дошли до нас и дольмены. Простейший дольмен — две вертикально поставленных плиты, перекрытые горизонтальной. Порой на этих плитах стены были покрыты символическими знаками.

Как древние люди доставляли на место такие камни, как устанавливали?

А были еще и кромлехикаменные столбы, расположенные по кругу. Самый известный кромлех — Стоунхендж. Это сооружение, состоящее их 125 каменных глыб, весом до 25 тонн. Ученых поражает еще и то, что круги и эллипсы, образующие кромлехи, идеально правильной формы. А если древние люди умели строить эллипсы, то должны были владеть необходимыми вычислениями. Заметили, что своей осью Стоунхендж ориентирован на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Что это было? древнее святилище или приспособление для наблюдения за светилами?

Эпоха бронзы. Тамгалы. Казахстан

На рубеже 3 и 2 тысячелетия до н.э. люди научились добывать металлы и делать металлические орудия труда. Первым сплавом была бронза (сплав меди и олова). Много загадок эпоха бронзы оставила на территории России. Внимание археологов и просто любителей старины привлек Аркаим, городище эпохи бронзы в Челябинской области. При аэрофотосъемке местности были обнаружены правильные круги, которые при детальном изучении, оказались остатками поселения, где жилища располагались концентрическими кругами. Там были найдены печи для выплавки бронзы. Надо сказать, Аркаим находился на той же широте, что и Стоунхендж.

На территории Казахстана в эпоху бронзы (во 2 тысячелетий до н.э.) люди жили большей частью по берегам рек. Известны поселения этого периода вдоль рек Тобол, Ишим, находили их и на берегу Аксу. Людей, которые жили там, называют андроновцами, по имени деревни, где были найдены первые захоронения — Андроновка. В могилах находили погребальную посуду, украшенную зигзагами и треугольниками. О находках эпохи бронзы близ Степногорска подробнее в моих материалах: Степногорск предыстория и Степногорск. Древняя история нашего края.

О том, что древние люди поклонялись солнцу, свидетельствуют петроглифы (изображения на камнях) ущелья Тамгалы. Оно находится в 170 км от Алма-Аты. Среди самых древних — изображения солнцеголовых людей.

Эпоха железа н территории Казахстана

Если в эпоху бронзы люди жили оседло, обрабатывали землю, разводили скот, то в эпоху железа на территории Казахстана люди вели кочевой образ жизни. В то время велись завоевательные войны, появились рабы. В середине 1 тысячелетия до н.э. степи от Алтая до Причерноморья заселяли племена, которых одни авторы называли «скифы», а другие — «саки». Возможно, это были одни и те же племена, кочевавшие по всей Великой Степи. Говорят, название восходит к скифскому слову saka – олень.

Они слыли непобедимыми воинами, великолепно стреляли из лука, были прекрасными наездниками. Известно, что персидский царь Кир пытался завоевать их, но был побежден. Чуть не погибло и войско Дария, отправившегося в поход против саков. Если люди эпохи бронзы хоронили умерших в вырытых в земле могилах, то кочевники насыпали курганы над могилами вождей. Курганы в большом количестве находили причерноморских степях, а в последнее время интересные находки делались и в Казахстане. Именно они дали нам информацию об искусстве эпохи железа, которое вошло в историю произведениями звериного стиля. В этот период упряжь, доспехи воинов, головные уборы украшались фигурками животных, сделанными из золота или других металлов. Подробнее о значении фигурок звериного стиля можно прочесть в моей публикации : Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

Читайте также:  Связать спицами комбинезон для новорожденного мальчика мишка

То, что фигурки одних и тех же животных повторялось, позволяет сделать вывод, что изображались особо почитаемые животные, которым поклонялись как основателям рода или покровителям. Часто встречаются фигурки оленя, пантеры, коня, крылатого коня тулпара , архара и др. Большинство курганов, найденных на территории Казахстана, были разграблены. В 1969 году близ города Иссык в Алма-атинской области группой академика Акишева был обнаружен курган, который именуют «Курган Иссык». Центральное захоронение там было разграблено, а боковое сохранилось. В нем нашли останки 18-летнего юноши в богатом золотом костюме. Его стали называть «Золотой человек«. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры. Каждый предмет имел символическое значение. Т. к. юноша , скорее всего, был царского рода, то в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. Поэтому каждая деталь несла определенную смысловую нагрузку. Голову «золото человека» венчала шапка с фигурками архара, тулпара.

Подробнее об открытии кургана Иссык вы можете почитать, пройдя по ссылке: Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

Изображение коней у древних кочевников связывались с культом Солнца. Конь для степных народов всегда был самым почитаемым животным. На поясе — конь и олень. Для многих народов олень олицетворял дерево жизни. В древнетюркских легендах говорилось о дереве жизни, по ветвям которого поднимаются в верхний мир, где обитают самые почитаемые предки.

Казахский орнамент

Следы поклонения животным, растениям, небесным светилам сохранились и в казахском орнаменте. Вот элементы орнамента, опубликованные в книге У. Жанибекова «Эхо».

Как все люди древности, первобытные жители степей, верили в то, что изображения почитаемых животных являются оберегом. Можно не изображать все животное, а только часть его тела, и это тоже может помочь. Многие народы верили в особую силу рогов. Не случайно головные уборы царей украшались рогами. Шлем с рогами был у Александра Македонского, поэтому народы Средней Азии сразу признали его богом. Поэтому мотив « муйыз » рога часто встречается в казахском орнаменте. Из них самый распространенный — « кошкармуйыз » — бараньи рога. Баран для казаха был не только основной пищей, но и символом земного благополучия. Почитали степные народы и верблюда — олицетворявшего мир, благоденствие. Среди элементов орнамента- « оркеш » — горб , туйе табан — след верблюда. Поклонялись они и небесным светилам. Круг или крест связывали с солнцем, на луне, по преданию древних, жила страшная старуха. Элементы геометрического орнамента восходят к самой глубокой древности. Скажем, «балдак»— костыль восходит к меандровым узорам, известным еще с каменного века. Изображениями животных, зооморфным орнаментом украшали одежду, юрту, ковры. Растительные орнаменты мы часто встречаем на деревянных изделиях. Подробнее о казахском орнаменте можно прочесть в моем материале: Язык казахского орнамента. Игра
Если говорить о скульптуре эпохи железа, то до нас дошли каменные изваяния, так называемые, каменные бабы. Их сохранилось много в западной части степи, ближе к Черному морю. Как правило, это обобщенные изображения человека. Чаще это мужчина-воин , который в одной руке держит кинжал, а в другой — чашу. Встречаются и изображения женщин с прической в виде кос. Каменные изваяния эпохи железа в наших местах редки, поэтому балбал, найденный в окрестностях Степногорска, заинтересовал ЮНЕСКО. Он хранится в степногорском музее. Там же можно увидеть еще одно каменное изваяние, обнаруженное археологами в конце ХХ века. Оно принадлежит к тюркскому периоду.

Со времен саков кочевники строили временное жилище. Поначалу это были шкуры, прикрепленные в шесту. Постепенно сложилась архитектура юрты.

Когда устанавливают юрту, сначала ставят дверь, к ней прикрепляют решетки из дерева — канаты. Средняя юрта состоит из 6-8 канатов. Они образуют кереге. Это стены юрты. К кереге прикрепляют жерди — уыки, они образуют купол. Вверху они прикрепляются к шаныраку, который в то же время служит для вентиляции и освещения жилища. Юрту утепляют кошмой, коврами.

А вот вопросы контрольной по первобытному искусству:

  1. Палеолит вошел в историю живописи картинами, нарисованными на…
  2. На них были изображены…
  3. Первая найденная пещера называлась…Ее открыли…
  4. На рубеже палеолита и мезолита произошло…
  5. Кого изображали на наскальных рисунках мезолита?
  6. Люди начали украшать одежду и посуду орнаментом в эпоху
  7. Древнейшие элементы орнамента…
  8. Изображения, высеченные на камне, называются…
  9. Место в окрестностях Алма-Аты, где найдены петроглифы…
  10. Самое известное изображение в ущелье Тамгалы
  11. Вертикальные каменные глыбы, дошедшие до наших дней от эпохи бронзы называются…
  12. Самый известный кромлех
  13. Эпоха железа вошла в искусство произведениями …стиля.
  14. Самое известное захоронение эпохи железа в Казахстане…
  15. На шапке Золотого человека изображены.
  16. Это животное считается символом земного благополучия.
  17. Самый распространенный мотив казахского орнамента.
  18. Составные элементы юрты
  19. Самое почитаемое животное у казахов
  20. 2-3 элемента казахского орнамента.

Источник