Меню

Геометрические орнаменты для черчения

Геометрическое построение в черчении

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (961 кБ)

Тема урока: Деление отрезка, угла, дуги на равные части (1час)

Методы:

Оборудование:

Презентация Power Point «Геометрическое построение», проектор, компьютер, чертежные инструменты и приспособления, графические карты и карточки задания (индивидуальные)

Тип урока:

Структура урока

Ход урока

Орг. момент.

Знакомство уч-ся с темой и планом проведения урока.

Проверить техническое оснащение учащихся (наличие чертежных инструментов)

Повторение

Повторение провести в форме фронтального опроса по материалу, изученного на уроках геометрии:

  1. Что называется лучом? Углом? Прямой?
  2. Какие углы по величине существуют?
  3. Как они отличаются друг от друга? Дать краткую характеристику каждому.
  4. Что такое отрезок?
  5. Что такое перпендикуляр?
  6. Как проводится перпендикуляр на определенной линии?

Новый материал

Для выполнения графических работ вместе с учителем необходимо иметь все чертежные инструменты и приспособления. Теоретический материал можно выполнять следующими способами:

  1. вместе с учителем (Учитель на школьной доске, ученики — в рабочих тетрадях)
  2. с использованием м/м презентации «Геометрическое построение»

Геометрическое построение — графический способ решения геометрических задач на плоскости при помощи чертежных инструментов

Оно включает
в себя:

1. Построение параллельных прямых с помощью линейки и угольника

2. Построение перпендикулярных прямых с помощью угольника и линейки (показать трудовые приемы)

3. Деление отрезка на равные части

4. Построение углов при помощи угольников

(Приложение 1 или обложка учебника)

5. Деление угла при помощи транспортира

6. Деление прямого угла на равные части

7. Нахождение центра дуги и определение величины радиуса

Практическая работа

В рабочей тетради вместе с учителем используя чертежные инструменты и приспособления выполнить следующую графическую работу:

  1. Разделить на две части острый угол.
  2. разделить на три части тупой угол.

Заключительная часть Подведение итога.

  1. Указать на типичные ошибки и найти способы их устранения.
  2. Оценить работу учащихся на уроке.

Домашнее задание

  1. Читать §15 п.1.
  2. Выполнить графическую работу по индивидуальным карточкам (согласно своего варианта).

Тема урока: Деление окружностей на равные части. Орнамент

Цель:
  1. Формирование знаний, графических умений и навыков у школьников;
  2. Развитие интеллектуальных данных в процессе изучения темы и освоения приемов построения чертежа;
  3. Развитие познавательного интереса школьников, их мышления, пространственных представлений, творческих способностей;
  4. Воспитание аккуратности и точности выполнения действий при выполнении графических работ
  1. Орг. момент – 1-2 мин.
  2. Повторение – 5 мин.
  3. Новый материал – 25 мин.
  4. Практическая работа – 10 мин.
  5. Заключительная часть урока – 4 – 3 мин.
  1. Деление отрезка на равные части;
  2. Деление угла и дуги на равные части;
  3. Деление окружностей на равные части;
  4. Создание орнамента с использованием техники деление окружностей на n-равных частей

Методы:

Оборудование:

Презентация Power Point «Геометрическое построение», проектор, компьютер, чертежные инструменты и приспособления, тесты

Структура урока

Ход урока

Орг. момент.

Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока.

Проверить техническое оснащение учащихся (наличие чертежных инструментов).

Повторение

Повторение провести в форме тестирования по изученному материалу на прошлом уроке.

Новый материал

Для выполнения графических работ вместе с учителем необходимо иметь все чертежные инструменты и приспособления. Теоретический материал можно выполнять следующими способами:

  1. вместе с учителем (Учитель на школьной доске, ученики — в рабочих тетрадях)
  2. с использованием м/м презентации «Геометрическое построение»

Геометрическое построение — графический способ решения геометрических задач на плоскости при помощи чертежных инструментов

Оно включает
в себя:

1. Деление окружностей на 4 и 8 равных частей

2. Деление окружностей при помощи угольников

(слайды 10, 12, 13, 15)

3. Деление окружностей
на 3 и 6 равных частей

4. Деление окружностей на 5 и 10 равных частей

5. Создание орнамента

Практическая работа

В рабочей тетради с помощью учителя. используя чертежные инструменты и приспособления выполнить следующую графическую работу:

  1. Разделить окружность на 10 частей.
  2. Разделить окружность на 12 частей (можно выполнять по вариантам).

Заключительная часть Подведение итога.

  1. Отметить лучших учащихся по результатам труда на уроке .

Домашнее задание

  1. Читать §15 п.1,2.
  2. Вычертить на формате А4 орнамент (сложный) в основе которого применяются правила деление окружностей на 3, 4, 5, 6 частей.

Литература:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение: учебник для образовательных учреждений/ -4 изд., -М.; Аст; Астрель, 2009
  2. В.В., Черчение: учебник для образовательных учреждений/ под ред. Степаковой В.В. -3 изд., перераб и доп. _ М.; Просвещение, 2005.
  3. Гордиенко Н.А., Степакова В.В., Черчение : учебник для образовательных учреждений/ -М.; ООО «издательство Аст», 2004
  4. Интернет – ресурсы: изображения для презентаций «Деление окружностей при помощи угольников»

Источник

Рисунок линейного орнамента

Научимся проводить прямые линии заданного направления, передавать на листе пространственное положение изображаемого предмета, изменяя толщину и тон линии.

Нарисуйте орнамент по заданному образцу.

В рисунке орнамента вы сможете закрепить навыки в проведении прямых линий через заданные точки и делении отрезков на равные части. Сначала изобразите основу — квадрат, разделенный на клетки (по восемь клеток в каждом из восьми рядов). Затем по полученным опорным точкам нарисуйте орнамент (рис. 1.3).

Обратите внимание на важную особенность этого и других заданий, где данный вам образец вычерчен. Вам следует сделать по этому образцу именно рисунок. Помните, что у чертежа и рисунка разная эстетика. Старайтесь, чтобы линия вашего рисунка была и точной (как на чертеже), и выразительной. Чтобы передать в рисунке переплетение полос, изменяйте толщину и тональную насыщенность линий. Каждая полоса орнамента на своем протяжении несколько раз пересекается с полосами перпендикулярного направления, причем попеременно то проходит поверх, то под ними. Таким образом, линии, ограничивающие каждую полосу, должны всякий раз плавно усиливаться, оказываясь наверху, а уходя вниз, становиться тоньше и слабее по тону. Вы можете также изобразить линейные орнаменты, представленные на рис. 1.4, 1.5 и 1.6, или любые другие орнаменты из пересекающихся полос, основанные на сетке из квадратов.

Источник

Урок-презентация по черчению на тему «Геометрические построения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 323 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ Автор – составитель учитель технологии Селиверстов Ю. И. заслуженный учитель РФ Москва 2014

Тема занятия: «Простейшие геометрические построения: деление отрезков, углов и окружностей на равные части. Нахождение центра дуги» Цель занятия: Образовательная: — приобщение учащихся к графической культуре, освоение правил и приемов выполнения геометрических построений с помощью чертежных инструментов; расширить знания обучающихся о способах геометрических построений, применяемые при выполнении чертежей деталей, изделий. Развивающая:- овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием ; формирование навыков работы чертёжным инструментом; самоконтроля при выполнение геометрических построений. Развивать у обучающихся глазомер, аккуратность при выполнении работы. Воспитательная: — воспитывать культуры труда, аккуратность, внимательность, трудолюбие, творческое отношение к труду; формирование навыков самостоятельной работы.

Давайте вспомним: 1.Какой инструмент и принадлежности применяются для выполнения графических работ? 2. Что такое чертёж, эскиз, технический рисунок? 3. Что называется отрезком? 4. Что называется лучом? 5. Какие линии называются параллельными? 6. Какие вы знаете виды углов? 7. Сколько градусов составляет окружность? 8. Какие вы знаете геометрические фигуры? 9. Какое назначение имеет штрихпунктирная тонкая линия?

Выполнение графических работ с помощью чертёжных инструментов: — деление отрезка на равные части; — деление угла и дуги на равные части; — деление окружностей на равные части; — нахождение центра дуги; — создание орнамента.

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА РАВНЫЕ ЧАСТИ 1. Установив в точке А иглу циркуля, проводим окружность радиусом R1 (величина которого несколько больше половина отрезка – её определяем на глаз). 2. Из точки В проводим окружность радиусом R2 = R1 . 3. Отмечаем точки C и D, в которых пересекаются окружности, и соединяем их прямой. 4. Отмечаем точку О, в которой прямая CD пересекает заданный отрезок АВ. Точка О – искомая середина отрезка АВ. Вспомогательная прямая CD перпендикулярна к отрезку АВ. * А В С • • R >½ AB D o R1 R2 R1 = R2 ∟AOC =90° [AO]=[OB]

* ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА n РАВНЫХ ЧАСТЕЙ Пусть отрезок АВ требуется разделить на 5 равных частей. Для этого из точки А проведем под острым углом к отрезку прямую линию АС, на которой от точки А измерительным циркулем откладываем 5-ть равных отрезков произвольной величины. Точку 5 соединяем с точкой В (концом данного отрезка) прямой. Из точек 1, 2, . 5 проведем ряд прямых параллельных прямой 5В, которые пересекая отрезок АВ разделят его на 5 равных частей. А В С • • • • 1 2 4 3 2′ 1′ 3′ 4′ (А1′)=(1’2′)=(2’3′)=(3′4′)=(4′В) 5

ДЕЛЕНИЕ ПРЯМОГО УГЛА НА ТРИ РАВНЫЕ ЧАСТИ Деление прямого угла АВС на три равные части выполняем в следующей последовательности: •из вершины угла В проводим окружность произвольного радиуса R до пересечения со сторонами угла в точках 1 и 2; • из полученных точек проводим две окружности тем же радиусом R, до взаимного пересечения с дугой 1-2 в точках 3 и 4; • точки 3 и 4 соединяем с вершиной угла В прямыми, которые разделят угол АВС на три равные части. Каждый угол будет равен 30⁰ * А В R1 R3 R1 = R2 = R3 α = β = γ С • • • 1 2 R2 • 3 4

ДЕЛЕНИЕ УГЛА НА РАВНЫЕ ЧАСТИ Для того чтобы разделить угол АВС пополам нужно из вершины угла провести окружность произвольного радиуса R₁ до пересечения со сторонами угла в точках 1 и 2; из полученных точек провести две окружности (дуги) радиусом R₂ и R₃ = R₁, до взаимного пересечения в точке D. Прямая проходящая через вершину В и точку D- биссектриса данного угла т.е. делит угол на две равные части. А В • R1 R3 R1 = R2 = R3 ABD = DBC С • • • 1 2 R2 • 3 4 D

НАХОЖДЕНИЕ ЦЕНТРА ДУГИ Для нахождения центра дуги и величину радиуса поступаем следующим образом: 1 – на дуге фиксируем произвольные четыре точки 1, 2, 3 и 4; 2 – соединяем выделенные точки отрезками 1- 2, 3 – 4 и делим их пополам; 3 – отмечаем точку О – точку пересечения перпендикуляров, проходящие через середины С и D отрезков 1 – 2, 3 – 4. Точка О есть центр дуги, а ОЕ – её радиус R А В • • • • 1 3 2 4 • • D C O E R R = (OE) ∟C =∟D=90°

Деление окружности на 4 равные части Строим центровые линии, проводим окружность и определяем точки 1,2,3,4 (концы диаметров), которые делят окружность на четыре равные части. Соединив отрезками прямых найденные точки, получаем правильный четырёхугольник (квадрат), вписанный в окружность. Деление окружности на 8 равных частей Разделив окружность на 4 равные части, делим пополам любую её хорду 1-2 и 3-4 диаметрами 5 — 7 и 6 – 8 соответственно. Точки 1,2,3,4,5,6.7,8 делят окружность на 8 равных частей. Соединив найденные точки отрезками в соответствующей последовательности, получаем правильный восьмиугольник, вписанный в окружность. Продолжив аналогично последовательное деление хорд пополам, можно разделить окружность на 16, 32, 64 … равных частей. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 6 7 8 • • • • О

Деление окружности на 4 и 8 равных частей с помощью циркуля и треугольника с углами 90⁰х45⁰х45⁰ *

ДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ НА 3 И 6 РАВНЫХ ЧАСТЕЙ Деление окружности на три и шесть равных частей выполняется в следующей последовательности:●Выбираем в качестве точки 1, точку пересечения осевой линии с окружностью. ●Из точки 4 пересечения осевой линии с окружностью проводим дугу радиусом равным радиусу окружности R до пересечения с окружностью в точках 2 и 3. ●Точки 1, 2 и 3 делят окружность на три равные части. Соединив данные точки отрезками в соответствующей последовательности, получаем правильный треугольник, вписанный в окружность. ●Из точки 1 проводим дугу радиусом равным радиусу окружности R до пересечения с окружностью в точках 5 и 6. ●Точки 1 — 6 делят окружность на шесть равных частей. Соединив данные точки отрезками в соответствующей последовательности, получаем правильный шестиугольник, каждая сторона которого равна радиусу R. Если продолжить деление каждой дуги пополам, то окружность можно разделить на 12, 24, 48…равных частей. 1 4 2 3 1 4 2 3 5 6

Деление окружности на 12 частей. Задание. Получив геометрический рисунок, дополните его простыми геометрическими построениями, чтобы получить оригинальный геометрический орнамент. 1 2 3 4 а с в d 5 6 7 8 • • • • • • • • 9 10 11 12

Деление окружности на 3 равные части с помощью циркуля, угольника и линейки

Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля, угольника и линейки

Деление окружности на 12 равных частей с помощью угольника и линейки

ДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ НА 5 РАВНЫХ ЧАСТЕЙ Деление окружности на 5 равных частей выполняется в следующей последовательности: 1) делим радиус ОВ пополам (точка С); 2) радиусом С — 1проводим окружность (дугу) до пересечения с окружностью, получаем точки 2, 3; 3) из точек 2, 3 этим же радиусом проводим соответственно окружности (дуги) до пересечения с окружностью, получаем точки 4, 5; 4) Соединив точки 1 — 3; 3 — 4; 4 — 5; 5 — 2 и 2 — 1 отрезками получаем правильный пятиугольник • 1 O B C R C = ½(OB) R = (C – 1) • • 5 2 3 • • 4

ДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ НА 7 РАВНЫХ ЧАСТЕЙ Деление окружности на семь равных частей выполняется в следующей последовательности: ● Из точки А радиусом, равным радиусу окружности R, проводим дугу, которая пересечет окружность в точке В; ● Из точки В опускают перпендикуляр на горизонтальную осевую линию; ● Длину перпендикуляра ВС (сторона семиугольника) откладывают от точки 1 по окружности семь раз и получают искомые точки 1 — 7. •Соединив точки 1….7 отрезками в соответствующей последовательности, получаем правильный семиугольник, вписанный в окружность

Некоторые детали и приборы имеют элементы, равномерно расположенные по окружности. При выполнении чертежей подобных деталей необходимо знать правила деления окружности на равное количество частей

Источник

Читайте также:  Связать спицами ботиночки для девочки

Вышивка и плетение © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Цель:
  1. Формирование знаний, графических умений и навыков у школьников;
  2. Развитие интеллектуальных данных в процессе изучения темы и освоения приемов построения чертежа, с применением правил деления окружностей на равные части;
  3. Развитие познавательного интереса школьников, их мышления, пространственных представлений, творческих способностей;
  4. Воспитание аккуратности и точности выполнения действий при выполнении графических работ
  1. Орг. момент – 1-2 мин.
  2. Повторение — 5 мин.
  3. Новый материал – 25 мин.
  4. Практическая работа – 10 мин.
  5. Заключительная часть урока – 4 – 3 мин.
  1. Деление отрезка на равные части;
  2. Деление угла и дуги на равные части;
  3. Деление окружностей на равные части;
  4. Создание орнамента с использованием техники деление окружностей на n-равных частей