Меню

Для отделки казахской национальной одежды применяют орнамент

Казахский орнамент и его значение

Флаг Казахстана: Pixabay

Казахские узоры имеют конкретное значение и отражают художественное видение окружающего мира. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от злых сил, приносили счастье. Ими украшали одежду, ювелирные изделия, жилища, посуду, ковры. Некоторая символика сохранилась до наших дней в неизменном виде. Значение же другой безвозвратно утеряно. Рассмотрим основные символы казахского народа.

Казахские простые орнаменты и узоры

Прямолинейные простые символы использовались для создания сложных композиций. До наших дней они дошли в виде росписи на тканях и предметах быта. Это часть преданий и культурного наследия. Некоторые орнаменты и их значение такие:

  • «Балдак». Орнамент напоминает перевернутую ручку костыля. Применяли при росписи войлока. Отождествляется с балдаком — подставкой под руку в виде рогатки, которую использовали во время соколиной охоты.
  • «Балта». Символ напоминает букву «Г» и отождествляется с топором.
  • «Мор». Это равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света.
  • «Канка». Напоминает хребет животного. Использовался для украшения вязаных вещей и предметов обихода.

Государственные символы РК, их история и значение

Простые казахские орнаменты: UGC

Существует множество узоров, каждый из которых дает сотни производных. Известны лишь предпочтения древних казахов в нанесении тех или иных рисунков на предметы, в то время как их точная смысловая интерпретация утеряна.

Угловой казахский орнамент, растительные и животные мотивы

Наблюдая за явлениями природы, тотемными животными и звездным небом, казахский народ создал сотни орнаментов. Они отождествляли неведомые силы, загадочные и повседневные явления. Рассмотрим распространенные орнаменты и их значение:

  • Зооморфные. Они результат от созерцания поведения тотемных животных. Лошади, верблюды, соколы и бараны оживали в узорах. В дальнейшем воспроизводились отдельные части тела животных: крылья, головы, рога, горбы. В каждом орнаменте можно угадать определенную смысловую отсылку.
  • Растительные мотивы. Растения служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот. Недаром растительности уделялось такое внимание в древнем мире. Цветы, листья, соцветия и плоды послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские орнаменты. Встретить их можно на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.
  • Космогонические. Смотря на небо, казахи зарисовывали увиденное. Так появились космогоническое орнаменты. На одних — звезды и луна, на других — некоторые природные явления. Как и большинство древних народов, казахи обожествляли небо.
  • Геометрические мотивы. Безупречная геометрия правильных форм привлекала людей. Они запечатлели ее в этнических мотивах, дошедших до наших дней. Такими орнаментами украшали предметы быта и интерьера, сбрую, украшения и одежду. На основе геометрических форм составляли усложненные схемы.

Казахские национальные платья в современном стиле

Казахский орнамент: UGC

Казахские национальные орнаменты символизировали защиту от темных сил, приносили удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Особенно значимой была символика в языческие времена. Сегодня орнаменты встречаются в одежде, используются в оберегах, украшениях, интерьерах и аксессуарах. Во время ритуальных обрядов — свадеб, похорон или этнических праздников — все вокруг украшают орнаментами. Это часть истории казахского народа, дань его обычаям и традициям. Даже через столетия эта символика не утратит своей актуальности, потому что в ней — культурная самобытность народа.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Вязание крючком (381)
  • Жакеты / болеро (84)
  • Платья / туники (81)
  • Мотивы, узоры, канты (62)
  • Вязание крючком — Аксессуары (41)
  • Салфетки, скатерти (34)
  • Шапки, шали, шарфы (30)
  • Сумки (25)
  • Юбки (11)
  • Вязаные цветы (7)
  • Новые техники (3)
  • Детская одежда (2)
  • Ирландское кружево (1)
  • Вязание спицами (105)
  • Пуловеры, кофты, жакеты, туники (23)
  • Сумки, аксессуары (21)
  • Платье / туники (5)
  • Вышивка (102)
  • Вышивка крестиком (56)
  • Блэкворк (18)
  • Монохром (12)
  • Барджелло (11)
  • Вышивка лентами (3)
  • Орнаменты (53)
  • Казахский орнамент (36)
  • Русский орнамент (13)
  • Разное (38)
  • Искусство (6)
  • Праздники (31)
  • Новогодние украшения (28)
  • Пасха (3)
  • Бумажное чудо (27)
  • Вырезалки (7)
  • Квиллинг (6)
  • Оригами (1)
  • ЗДОРОВЬЕ и ПУТЬ к НЕМУ (26)
  • Рецепты (22)
  • Торты, десерты (7)
  • Кружева (20)
  • Модели для «Роскошных» (17)
  • Журналы (17)
  • Журналы-Крючок-Журнал мод (13)
  • Журналы-Крючок-Дуплет (1)
  • Royals (16)
  • Россия (8)
  • Великобритания (3)
  • Дания (1)
  • Фен шуй (16)
  • Имена. Значение имени (16)
  • Моё любимое имя «Елена» (7)
  • Оформление (11)
  • Шитьё (11)
  • Гороскопы (11)
  • Змея (1)
  • Знак Зодиака (1)
  • Гадания и тесты (10)
  • Дивы, ретро-дивы (9)
  • Традиции, обычаи, обряды (8)
  • Казахские обычаи (3)
  • Портрет (7)
  • Мода (6)
  • Религия (5)
  • Джунгли «ЛиРу» (5)
  • Модные детали (4)
  • Юсуповы (3)
  • Колористика (3)
  • Фавориты (2)
  • Личное (1)
  • Инфографика (1)
  • Великолепный век (0)
  • Бухгалтерский учёт (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Казахский орнамент. История

Казахский орнамент

Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда — все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора — «бараньи рога», «верблюжий след», «голова змеи» и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным стилем».

Саки — народ, населявший Казахстан в VII — IV вв. до н.э. Их искусство было одним из важнейших звеньев скифской культуры. Для него характерны были изображения реальных и фантастических зверей, входящие в круг «звериного стиля»: баранов, козлов, оленей, птиц, крылатых пантер и драконов.

В художественных изделиях первых веков н.э. преобладает геометрический орнамент.

В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки — «текемет» и «сырмок». Текемет — войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока — в кайме. При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Фон ковров — красный, реже оранжевый и синий, узоры — многоцветные.

Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана.

Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом.

Среди традиционных и наиболее распространенных орнаментальных мотивов чаще всего встречаются трилистники, пальметки в сердцевидном обрамлении, волнистый стебель с полупальметками, отходящими от него, солярные знаки, S-образный завиток и роговидная спираль. С помощью этих мотивов создается богатый орнаментальный декор. Все перечисленные мотивы развиваются из одного элемента — рогообразного завитка. Этот элемент, близкий по закону построения к логарифмической спирали, имеет ярко выраженную тенденцию к развитию. В зависимости от контекста он может изображать и рог барана, и листок растения, и водный поток, и крыло птицы. Растительные композиции с вертикальной осью симметрии, символизирующие древо жизни или райский сад поздней мусульманской традиции, спиралевидный завиток, трилистник, сердцевидный знак — эти древнейшие и всеобъемлющие знаки-символы не просто сохранялись в отдельных деталях орнамента, а составляли главные формообразующие его элементы. Именно их символический характер, выраженный многозначительными и предельно лаконичными формами, сообщает казахскому орнаменту отвлеченность от конкретных деталей, характерную для передачи универсальной картины мира. Главным в космогонической картине мира была идея движения. Движение предполагает преодоление сопротивления, и это выражено в системе орнамента, которая материализовалась в равновесии узора и фона орнамента.

Читайте также:  Вязание пальто кардиган спицы схемы описание

Динамизм казахского орнамента, его способность покрывать большие плоскости, не утрачивая ясности и структурности, ярко выраженная тенденция к развитию за пределы ограничивающих его рамок — эти качества придают ему своеобразные черты.

В орнаментации предметов быта и интерьеров юрты сказалось умение народных мастеров согласовывать декор вещи с ее формой. Принцип соподчинения формы предмета ее композиционному и цветовому решению декора, то есть единства утилитарных и эстетических свойств, лежит в основе развития всего прикладного искусства и говорит о глубине традиций, основанных на преемственности технических и художественных приемов и навыков, передаваемых из поколения к поколению.

Цветовой фон интерьера у казахов является главным, а предметы обихода и детали становятся второстепенными. Это стало одной из специфических особенностей орнамента тюркских народов.

В художественной вышивке, в металлических украшениях одежды и конской сбруи чаще всего используются S- и Х-образные фигуры, имеющие общие корни с искусством тюркских и монгольских народов.

Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» — бараньи рога; «аркармyйiз» — рога архара; «бугымyйiз» — рога оленя; «кырыкмyйiз» — сорок рогов; «космyйiз — двойные рога; «сынармyйiз» — однорогий; «сыныкмyйiз» — сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — «торткулак» — крестовина; тyйетабан — верблюжья ступня; «сынарокше» — единственная пятка; «косалка» — двойное ожерелье; «кзтабан» — гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — «мyйiз» — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой — крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные — в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках — вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Народные мастера, используя орнамент «мyйiз» во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.

Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.

В изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Продолжение в комментариях 🙂

Основные источники:
«Орнамент» Л.В. Фокина
«Традиционная культура казахов» М.Ш. Омирбекова

Источник

Язык казахского орнамента

Казахский орнамент — важная часть культуры народа, который долго вел кочевой образ жизни. Он был не только украшением немногих, самых необходимых предметов быта кочевников, в его элементах — отголоски древних верований, представлений о мире, главные ценности людей, живших тысячи лет назад. Предлагаю вам иллюстрированный рассказ о разных видах орнамента: геометрическом, космогоническом, зооморфном, растительном, о символике цвета. В конце текста вы найдете викторины и игру онлайн на эту же тему.

Содержание.

Сегодня мы смотрим на эти рога, ромбы, круги просто как на украшение предметов нашей повседневной жизни. В наши дни язык орнамента почти утрачен, ученым лишь в малой степени удается восстановить значение его элементов. И, что интересно: одни и те же мотивы встречаются у народов, живших за тысячи километров друг от друга. Что это значит?

Принято орнаментальные узоры делить на зооморфные, растительные, космогонические и геометрические.

Зооморфный орнамент

Самый распространенный элемент зооморфного казахского орнаментамүйіз , рога Сегодня забавно читать , что рога у самых разных народов: египтян, германцев, шумеров, — да почти у всех были знаком могущества. Шлемы с рогами носили цари, и когда Александр Македонский пришел в Азию в рогатом шлеме, все сразу решили, что он — бог. Так что быть рогоносцем было почетно. Вот только некоторые знаменитые рогачи.

Кстати, обратите внимание, у Зевса бараньи рога. А если вспомнить, зачем аргонавты плавали в Колхиду — за золотым руном, бараньей шкурой. Так что баранов почитали не только кочевники. Но вернемся к рогам. В Берельских курганах на Алтае были захоронены кони в масках с рогами. А ведь кони сами по себе были самыми почитаемыми животными у степняков. И тулпар, крылатый конь, на шапке «Золотого человека» тоже с рогами.

Орнаментальный мотив «бараньи рога» — қошқар мүйіз украшает и юрты, и городские жилища, одежду и посуду. Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур. Когда-то это было пожеланием богатства, потому что именно символом земного благополучия считался баран.

Кроме барана, символом благополучия в «среднем», земном мире был верблюд. Поэтому элементы, связанные с ним, встречаются нередко.

Есть традиция украшать одежду мужчины, который отправляется в путь узором «След верблюда».

Я назвала только несколько элементов зооморфного казахского орнамента. На самом деле, одних только вариантов мүйіз есть несколько: сломанные рога, ветвистые рога, оленьи рога и т д. А есть еще другие элементы, связанные с частями тела: птичий клюв — кус тумсык , позвоночник — омыртка , роговидный завиток — откiзбе .

Если человек желал кому-то счастья, свободы, то дарил подарок со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло). Если девушка, выйдя замуж, присылала родителями подарок, украшенный узором «птичий клюв», это значило, что в новом доме ей хорошо. Ит куйрык — собачий хвост — им украшали мебель, вход в жилища, в соответствии со своим названием он выполнял охранные функции. Говорят, он и дружбу символизировал: известно же, собака — верный друг. А если рога «скрестить», получится элемент «крестовина«, по-казахски — « төртқұлақ «, он символизирует четыре стороны света, степной вариант креста, одного из самых распространенных и древних символов. Одним из самых древних орнаментов является орнамент «9 холмов» Его находили на изделиях карлуков, народе, первые сведения о котором восходят к V веку. Он , в частности украшает и купол мавзолея Айша-биби.

Часто крестовины на коврах вписаны в ромбы, которые не только у казахов, но и многих народов связывались с женским началом, плодородием.

Геометрический орнамент.

Но ромб, крест, а еще круг, треугольник — это уже элементы геометрического орнамента, самого древнего, геометрические фигуры находят на предметах каменного века. Они встречается у разных народов, разделенных тысячами километров. Вот крест и ромб в прикладном искусстве разных народов.

Читайте также:  Волшебный сундучок вязание спицами детский кардиган

Ромбы здесь сочетаются не только с крестами, но и со свастикой. Для нас это эмблема фашистов, но они, считая себя арийцами, взяли ее у индусов, предками которых были древние арии. Я прочла, что этот элемент возник в эпоху неолита, свастика была распространена и в Азии, и на Кавказе, в Греции, даже в Америке ее находят среди предметов государства Майя. Говорят, Млечный Путь, напоминает свастику. Она включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг мировой оси. Ну вот, у них — свастика, а у нас — крестовина. Крест — один из самых древних символов, но, наверное, самый древний — круг, который родился из поклонения солнцу. Сколько всего круглого создали разные народы!

Вы скажете, что круг — это просто красиво. Но, может, потому круг нам и нравится, что тысячелетия его признавали изображением совершенства, божества. Кстати, и древние строения делали в форме круга. Например, Стоунхендж или древний город Аркаим , который был открыт в середине прошлого века в Челябинской области был тоже круглым.

Круг — один из древних оберегов. Вспомните, чем спасался гоголевский Хома Брут от ведьмы? Чертил круг. А вот круги в казахском орнаменте.

Если круг люди могли увидеть, то остальные фигуры пришлось придумывать. Почему треугольник тоже стал оберегом, можно гадать. Но все мистики от индийских браминов, египетских и иудейских жрецов до масонов придавали ему особый смысл. Для любой религии число 3 имеет особое значение. Еще древние тюрки верили, что мир состоит из 3 частей: верхнего среднего и подземного. Во времени число 3 присутствует в виде прошлого, настоящего и будущего. Любопытно, что в легендах о Коркыте говорится, что мать носила его 3 года и 9 дней. Опять тройка.

А вот современные казахские треугольные тумары, амулеты. Сегодня них вставляют цитату из Корана.

Космогонический орнамент

Если говорить об элементах космогонического орнамента, то они отражали представления древних людей о космосе. Я уже упоминала о круге, элементе, явно связанном с поклонением солнцу. Элемент спираль известен еще со времен палеолита.

Древние люди могли видеть, что водовороты образуют спираль, и домик улитки тоже. Сегодня мы знаем, что ДНК, тоже имеет форму спирали. Если взять у нас отпечатки пальцев, получится спираль, у всех разная. Да и наша галактика тоже спиралевидная. Этот элемент орнамента встречается у древних египтян, индусов, скандинавов, то есть у народов, которые жили так далеко друг от друга, что не могли заимствовать элементы орнамента друг у друга.

У казахов спираль называется еще«шимай» , она символизирует со времен древних саков мировое пространство и вечное движение. Смотрите, и у солнцеголового человека голова не круг, а скорее спираль.

Древние народы поклонялись и луне, причем, лунные культы были не менее распространены, чем солнечные. Не зря многие важные праздники христиан, мусульман, иудаистов привязаны именно к фазам луны (пасха, рамадан). Говорят, у славян в свадебных обрядах солнце символизировало женское начало, а месяц — мужское. Хотя, с другой стороны, амулет «лунница» дарили девочке, чтоб она росла здоровой и красивой. Древние кочевники, предки казахов, считали луну хозяйкой вселенной. И в то же время луна внушала опасения. До сих пор считается, что окна должны быть плотно занавешены, чтобы лунный свет не падал на человека, это дурная примета. Разные народы видели на луне изображения земных объектов. Китайцы видели зайца, не случайно их луноход получил название «Нефритовый заяц» . А казахи — старуху. Существовало поверье, что если человек будет долго смотреть на луну, то старуха сосчитает его ресницы, и он умрет. Чтоб предотвратить эту беду, надо, не сходя с места, сорвать пучок травы и дома бросить в огонь. Элементы «ай гуль» — «лунный цветок», «айшик гуль» — полумесяц — одни из древнейших в казахском орнаменте.

То, что звезды — далекие солнца, древние народы не знали, но верили, что эти маленькие точки влияют на их жизнь. По тюркским легендам, когда Тенгри увидел, что небесный свод обрушился и придавил землю, он подпер его своим железным посохом. В точке, где посох Тенгри уперся в небо, находится звезда Темир казык — так зовут Полярную звезду, неподвижную точку на небе, по которой ориентируются путники. А еще считали, что не родившиеся души живут на Венере. Эта планета, Шолпан, была важна для кочевников еще и потому, что пастухи по ней ориентировались во времени: взошла звезда — можно гнать стада домой, поэтому ее звали «пастушеская звезда». Впрочем, древние изображения звезд скорее всего имеют земное происхождение.

Говорят, еще шумеры начали изображать пятиконечную звезду, в их клинописных значках она означала угол или маленькую комнату. Греки, ученики великого Пифагора, считали пентаграмму совершенной фигурой, а еще — символом здоровья. В мусульманском орнаменте пятиконечная звезда — напоминание о пяти заповедях ислама. А были еще звезды шестиконечные — их почитали египтяне и другие древние народы, восьмиугольные, трехлучевые — «всевидящее око», четырехлучевые. Словом, знак звезды у всех народов был одним из важнейших. Ну и в рукоделиях как западных, так и восточных народов, звезда занимает центральное место.

Растительный орнамент

У разных элементов орнамента были свои функции: одни вырезали на деревянных изделиях, другие нашивали на одежду, расписывали посуду. Узоры жапырак — листья, уш жапырак — трилистники, гуль — цветок вышивали гладью, ими украшали одежду и головные уборы. Узоры агаш — древо встречаются в оформлении мавзолеев. Вообще этот элемент восходит к мифу о мировом дереве, который есть почти у всех народов. Такое дерево, по тюркским преданиям, росло на самой высокой горе Алтая. Оно называлось Байтерек. Дерево с сидящими на нем птицами мы видим и на шапке Золотого человека.

Так что этот элемент орнамента имеет отношение к государственной символике нашей страны. Таблицу зооморфных, растительных, космогонических и геометрических элементов орнамента можно найти в разделе «Казахский орнамент» в моей публикации о первобытном искусстве, пройдя по ссылке: Искусство первобытного общества.

Цвета казахского орнамента

Если же говорить о красках казахского орнамента, то самые распространенные — черный, белый, красный. В этом нет ничего удивительного: именно эти краски научились использовать еще люди палеолита, получая черный — из угля, белый из извести, красный из обожженной охры, из нее же получался желтый цвет, только тогда камни гидрата окиси железа не надо было обжигать. Ученые говорят, что древние люди считали: красная охра — кровь древнего гиганта-прародителя людей. Предполагают, что слово Адам восходит к слову « Едом » — «красный». Многие народы считали этот цвет целебным. В древности верили, что этот цвет отпугивает злых духов, поэтому двери домов красили этой краской. Кстати, археологи говорят, что самым древние камнем-талисманом был гранат, а он красный. Именно этот цвет является самым распространенным в казахском орнаменте. Как и у других народов это цвет силы, солнца. Впрочем, если судить по казахским пословицам, он имеет еще одно значение: молодой. Говорят, над юртой, где родился верблюжонок, поднимали красный флаг. А еще красным цветом обозначался юг.

Читайте также:  Двойной чепчик для новорожденного спицами

Север же обозначался черным. Черным цветом окрашено у большинства народов то, что вызывает отрицательные эмоции: зло, печаль, смерть. Впрочем, философы говорили о нем как символе непознаваемости Бога. Мусульмане говорили, что черный — цвет чернил Аллаха, которыми написан Коран. Но при всем том, у всех народов этот цвет активно включен в орнамент. Конечно, у казахов это тоже цвет траура, но этнографы считают, что есть еще одно значение: священный. Так, со словом шанырак порой употребляют «черный», что означает «священный», шанырак большой семьи. А, может, черный цвет важен в орнаменте, потому что придает яркость узору, выгодно оттеняя красный и белый?

Белый цвет у всех степных народов считался священным, матерью всех прочих. Он олицетворяет собой счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почет и высокое положение в обществе. Не зря же степных аристократов всегда звали «белая кость».

Синяя краска появилась гораздо позднее красной и черной. Ее научились получать из лазурита египтяне. Это был очень дорогой минерал, поэтому особенно ценился. В гробницах Египта и Месопотамии ученые находили великолепные предметы из золота и лазурита. Но у большинства народов Азии и Европы синий цвет связан с тоскливым, печальным настроением . Впрочем, на Ближнем Востоке он ассоциируется с небом, водой. У тюркских народов этот цвет был символом Тенгри . Словом «көк»обозначают и цвет, и Бога, и масть лошади, и понятие воли, свободы. Кстати, древние тюрки назывались көк -тюрки , что значит небесные. Эта краска применялась для обозначения востока.

Казахский орнамент в архитектуре

В украшении архитектурных сооружений орнаментом соединились как казахские традиции, так и традиции ислама. Мавзолей Айша-биби, который датируется XII веком сплошь покрыт терракотовыми плитками, украшенными разными мотивами орнамента. Это и растительные, и зооморфные элементы. Считается, что здесь около 60 разных элементов. Если мы посмотрим только на один фрагмент мавзолея, то легко найдем и самый известный казахский элемент «кошкар муйиз», и «төртқұлақ» — крестовину, в них вписаны растительные элементы: ушжапырак, гуль — цветок. Есть здесь и восьмиугольная звезда, элемент, характерный для ислама.

В облицовке мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи использована глазурованная плитка, покрытая характерными для мусульманской культуры видами орнамента: гирихгеометрический и ислими — растительный.

Вопросы викторины

1 тур «Древние люди верили…»

  1. Говорят, когда Тенгри увидел, что небесный свод обрушился и придавил землю, он (подпер его своим железным посохом, поднял его на свои плечи, слепил новый небесный свод) В точке, где посох Тенгри уперся в небо, находится звезда Темир казык- так зовут Полярную звезду, неподвижную точку на небе, по которой ориентируются путники.
  2. Древние степняки верили, что это- священный дар богини Умай, относились к нему как к божеству (солнце, огонь, вода).
  3. Древние степняки верили, что на Луне живет (дракон, старуха, барс)
  4. Люди боялись, что если долго смотреть на Луну, то старуха (откусит у них нос, сосчитает их ресницы, утащит их к себе)
  5. Согласно поверьям, эта часть тела, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной (рот, глаз, ухо)
  6. В старину верили, что не родившиеся души живут (на Луне, на Венере-Шолпан, на самой высокой горе).
  7. Степняки верили, что шаман, во время камлания, чтоб встретиться с духами предков, поднимается на небо (на Тулпаре, по ветвям мирового дерева, у него вырастают крылья)
  8. В степи верили, что предком тюрков был (волк, конь, барс)

2 тур. Восемь красок казахского орнамента

Мы сегодня используем те или иные цвета в зависимости от моды или личных вкусов, в то время как древние люди верили в то, что каждый цвет обладает определенным значением. Об этом мы много узнаем, участвуя во втором туре.

  1. Этот цвет у всех степных народов считался священным, матерью всех прочих. Он олицетворяет собой счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почет и высокое положение в обществе. (красный, синий, белый).
  2. Этим словом обозначают и цвет, и Бога, и масть лошади, и понятие воли, свободы (золотой, синий, белый).
  3. Стороны света древние тюрки и монголы обозначали цветами черным, красным, голубым, белым. Каким цветом они обозначали восток?
  4. Желтым цветом тюрки обозначали юг, север, середину земли
  5. Именно этот цвет чаще всего встречается в орнаментальных узорах (белый, черный, красный)
  6. На языке орнамента этот цвет означает силу и могущество (белый, черный, красный)
  7. Этот цвет означает высшую ценность, он связан с образами священных животных и царей (золотой, красный, голубой)
  8. Говорят, этот цвет пробуждает патриотический дух казахов, символизируют казахскую землю, цвет и мелодии музыкальных произведений. Есть предание, что Коркыт исцелил лежачего больного мелодией, в названии которой было слово (ақ, қоныр, қара)

3 тур. Символика казахского орнамента.

Когда мы рассматриваем сегодня узоры, украшающие предметы быта, мы воспринимаем их просто как элемент декора, не подозревая, что для наших далеких предков, это был особый и хорошо им знакомый язык. С этими линиями, кругами, завитками они связывали представление о благополучии, могуществе, защите от враждебных сил.

  1. Эта геометрическая фигура часто встречается в орнаменте. Такую форму имели обереги от дурного глаза (квадрат, круг, треугольник)
  2. Говорят, этот древний элемент- символ опоры. Им сегодня украшают ковры (балдак-костыль, сынар-муйыз — сломанный рог, позвоночник- омыртка)
  3. Бетпис- бесконечность Этот узор не только у казахов, но и у других народов символизирует вечное движение, бесполезное занятие, человеческую жизнь)
  4. Этот элемент орнамента олицетворял дружбу, выполнял охранные функции. Поэтому им украшают двери юрты (верблюжий след -туйе табан, собачий хвост —ит куйрык, птичий клюв).
  5. Этот элемент у казахов связывается с человеческой душой (звезда, солнце, месяц)
  6. Узором «верблюжий след» -туйе табан никогда не украшали (сапоги, головные уборы, верхнюю одежду)
  7. В представлении казахов и многих других народов эта фигура олицетворяет плодородие, женское начало способствует увеличению семьи (ромб, круг, крест)

А теперь можете поиграть в игру онлйан:

Отвечая на вопросы викторины «Язык казахского орнамента», вы сможете блеснуть эрудицией или просто узнать что-то новое о загадочных древних узорах, которые и сегодня украшают нашу жизнь. Ваша задача — выбрать из предложенных вариантов ответа один и навести курсор на квадратик в нем. Чтобы перейти к следующему вопросу, нажмите на галочку, а потом стрелку в правом нижнем углу. Желаю успеха.

Конечно, сейчас язык узоров орнамента в значительной мере утрачен, но все же интересно хоть краем глаза заглянуть в древность, которая, я убеждена, только от нашего незнания кажется дикой и примитивной. Если бы нам отбросить наше высокомерие и попробовать приглядеться внимательней к тому немногому, что осталось от людей, живших тысячи лет назад, у нас был бы повод не только удивиться, но и восхититься их умению, их мудрости. О древней символике я сделала ролик. Вы можете посмотреть его, пройдя по ссылке: От древних священных знаков к символам независимого Казахстана

Источник