Меню

Что такое арабский орнамент

Арабский орнамент: особенности, типы, способы построения

Основной формой художественной выразительности в арабской культуре стал орнамент, чрезвычайно развитый в различных формах прикладного искусства и в архитектуре. Это произошло из-за запрета на изображение человека в религии ислама.

Основные виды арабских узоров

Арабские орнаменты могут напоминать персидские, византийские узоры и частично греко-римские. Они бывают двух видов:

  • «гирих» или «узел» — жёсткий непрерывный геометрический рисунок, основанный на сетчатой структуре;
  • «ислими» — растительный узор, состоящий из гибких стеблей и побегов, покрытых листвой и соцветиями.

Очень редко оба мотива употребляются вместе, чаще — раздельно. Представители фауны в орнаментах практически не встречаются. Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию. Через их созерцание, человек пытался постигнуть тайны мироздания. Ислими заключал в себе как точные копии различных цветов и плодов, так и стилизацию различных частей растений, изменённых до неузнаваемости. Некоторые части арабского растительного орнамента используются для заполнения фона и некоторых других задач.

Орнамент использовался и для оформления бытовых вещей. Арабская мебель изготавливалась из дерева и тщательно обрабатывалась. Различные части предметов обихода украшались резными орнаментами: самым распространённым из них была стрельчатая арка.

Принципы создания орнамента

Декоративно-прикладное искусство Востока во многом построено на математических принципах. Первый тип орнамент в арабском стиле создаётся из геометрических узоров. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры. Так создаются сложные орнаменты, получаемые путём наложения друг на друга квадратов, многоугольников и кругов. Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке».

Связь арабских орнаментов и каллиграфии

Орнамент, получивший название «арабески», состоит из сложной системы, переплетающихся друг с другом, геометрических и растительных мотивов, включающей в себя надписи специальными каноническими шрифтами. К ним относится куфический, насах и прямоугольные буквы арабской письменности. Написание букв определяются геометрически, а пропорции задаются алифом — первой буквой в алфавите.

В качестве диаметра каждого знака используется воображаемый круг, диаметр которого равен алифу. Особое место в культуре Востока занимала каллиграфия. Овладение этой техникой считалось показателем культурного развития личности и её высокой духовности. Каллиграфия была тесно связана с арабскими узорами и орнаментами. Искусство художественного письма чаще всего использовалось для записи изречений из священной книги — Корана.

Особенности орнаментов

Арабский орнамент отличает узорность, особенно распространённая в мусульманском декоративном искусстве Средних веков. Этот стиль главенствовал не только в архитектурных решениях. Он активно использовался в музыкальных произведениях и поэтическом искусстве. Великие мыслители того времени пытались найти связь между явлениями природы, описать их математическими формулами. Восточные философы считали, что в цветочном орнаменте можно выразить человеческие представления о красоте и счастье.

Мотивы и цветовая гамма арабских узоров

Между гирихом и ислими находятся специальные фигуры — медальоны. Это арки и розетки, фигурная кайма, мадохили. В арабском орнаменте используются зооморфные и мифические мотивы, небесные тела, ритуальные сюжеты и сцены из повседневной жизни. Из-за запрета на некоторые виды изображений мотивы с животными часто были стилизованы и практически не содержали живых существ. Цветовая гамма не была единой для всех узоров.

В рисунке преобладали красные и голубые оттенки, разбавленные белоснежным и золотистым тоном. На Востоке использовались специальные краски, которые сочетались особым образом. Особенностью арабской архитектуры были «сталактиты» — множество мелких ниш, включённых друг в друга. Они изготавливались из терракоты или гипса и были способны передать тонкие переходы оттенков и игру светотени.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Вязание крючком (86)
  • Полезности (14)
  • Шапки, шапочки, береты, кепки (10)
  • Болеро (6)
  • Перчатки, варежки (6)
  • Уроки тунисского вязания (6)
  • Полезные программы (6)
  • Прихватки, подставки под горячее (5)
  • Шарфики, манишки, палантины (5)
  • Брюггское кружево (4)
  • Тапочки (4)
  • Туники, блузки, кофты, кофточки (4)
  • Жилетки (3)
  • Интересные блоги, сайты и пр. (3)
  • Узоры, мотивы (3)
  • Скатерти (2)
  • Обвязка края (2)
  • Платья (1)
  • Сумки, кошельки, чехлы и т.п. (1)
  • Основы вязания крючком (1)
  • Коврики, пледы (1)
  • Бижутерия handmade (31)
  • Рисование (20)
  • Точечная роспись (12)
  • ИЗО (учусь) (8)
  • Мои кракозябы (15)
  • Лепка (9)
  • Поделки из бумаги (7)
  • Все, что я смогла найти об орнаментах (7)
  • Арабский орнамент (2)
  • Кельтские узоры (1)
  • Вязание спицами (5)
  • Все, что не вписалось в другие рубрики (5)
  • Букеты из конфет (3)
  • Розы (3)
  • Выпечка (3)
  • Шитье (2)
  • Сумки, косметички, кошельки, рюкзаки и пр. (2)
  • Маленькие полезности для Illustrator CS4 (2)
  • Фетр (1)
  • Валяние (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Об арабском орнаменте

Арабский орнамент немало взял себе с иранского, византийского, немного греко-римского искусства. В силу того, что рисунки человека воспрещались религией ислама, основной фигурой образного олицетворения мусульманской культуры стали Зодчество и прикладные художества, в которых безмерного многообразия и выразительности добился узор.
В арабском орнаменте акцентируют 2 типа узора: геометрический – ”гирих” и флористический – ”ислими”. Как правило, они применяются отдельно. Однако имеют все шансы существовать совместно. Преуспевания орнаментально-декоративного художества Востока немыслимы в отсутствии значительных научных открытий в разделе математики. Они дали орнаменту просторный путь ради основания абстрактных геометрических построений.

“Гирих” – в переводе с арабского означает “узел”. Строится гирих на “сетках”, образующих “узлы”. Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного местонахождения на “сетке”. Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, правлиьное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника. Иначе говоря, гирих создается с помощью циркуля и линейки.
В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п.
Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.

Узор, применявшийся арабами и называемый традиционно арабесками, был из многообразно переплетающихся в виде сетки живописных тем геометрального и стилизированного растительного характера, пополненных надписями, сделанными канонизированными шрифтами: ”куфическим”, прямоугольными знаками аравийского письма и ”насх” (скорописным почерком). Раздельные составляющие растительного рисунка служили ради наполнения фона орнамента из геометральных фигур, а еще ради вывода наиболее независимых задач.

Узорность – обязательная часть средневекового (XI – XIII веков.) арабского орнамента. В эту эру узорность была присуща абсолютно всем типам искусства Востока и считается оригинальной характеризующей стиля как в зодчестве и прикладных искусствах, так и в поэзии и музыке. Мыслители и живописцы того периода представляли себе весь мир то в фигурах абстрактных построений, то в облике сказочных животных. Бируни дал академическое подтверждение взаимосвязи живой натуры с геометризацией фигур в искусстве, тем самым аргументировав нахождение черт геометрии в искусстве орнамента. В так величаемом ”цветочном жанре” философы средневекового Востока лицезрели вероятность, допустим в том числе и в фантастической, ”неземной” фигуре, проявлять грезы людей о безмятежности, красоте, блаженстве.

На границе промеж растительными и геометральными орнаментами стоят кое-какие образы: медальйоны. Розетки, скульптурные арочки, мадохили, каймы. Древесные ножки, спинки, локотники малочисленных фигур мебели возделывались с использованием всяких геометрических стандартных для арабов узорных тем, среди каковых наиболее заметное место занимала стрельчатая отлогая арка. Не считая их, арабский узор применял и иные мотивы: зооморфные, мифологические (крылатые животные), астральные (месяц, солнышко, звездное небо), звериный эпос старины, сцены охоты, святое дерево бытия.

В узорных росписях, в разработке резьбы доминировали багряный и синий тона в комбинации с белым и позолотой; применялись и иные тона – охристо-лимонный, зеленый. Такие гаммы цветов делают арабский узор исключительно оригинальным явлением. Цельной колористической палитры не имелось; в разных государствах Ближнего и Среднего Востока использовались собственные необычные сочетания красок.

Источник

Арабский орнамент. Древний национальный орнамент

Узнать и понять традиции народа возможно только через его культурное и художественное наследие. Древнейшая деятельность человека − украшение разными изображениями себя, своей одежды, жилища, разных предметов, орудий труда, оружия. Широко использующаяся форма искусства изображения − это древний орнамент. Его нельзя отделить от предмета, на котором он существует. Но чаще он сам по себе ценнее и является произведением искусства. По стилю бывают геометрические, растительные, по виду − живописные, скульптурные, графические орнаменты. Любой красивый орнамент несет в себе определенный мотив, состоящий из одного или нескольких элементов. Это множество элементов в орнаменте всегда оформлено как единое произведение. По способу изображения элементов, по тому, как у мастера создана схема узоров, как он сочетает мотивы из флоры или фауны с материалом или геометрические мотивы с формой предмета, можно определить культурные и исторические корни орнамента, принадлежность его конкретному народу.

И когда классифицируют орнамент, то вначале говорят о его происхождении, а затем определяют назначение и содержание. Значение орнамента древнего, во всем его национальном многообразии, в развитии современных видов прикладного искусства трудно переоценить.

Классификация многообразия орнаментов

Рисунки, украшающие глиняную посуду, и чеканка на серебряных подносах; схема узоров на древних самотканых коврах, тканях; особым образом сплетенная веревка — орнаменты такого типа возникли в результате деятельности людей (как потом стали говорить − профессиональной), и поэтому называются техническими. В странах Востока в орнамент часто вплетали различные символы и знаки. Такой тип получил название символический. А совмещение символов со сложными техническими элементами без определенного сюжета дало широкое развитие геометрическому типу. Это готика и орнаменты в арабском стиле.

Растительный тип считается самым распространенным и древним. Мотивы здесь от точных копий цветов, плодов, листьев растений до неузнаваемой их стилизации. И здесь у каждого народа свои любимые и почитаемые растения. Так же как на животных орнаментах древние мастера изображали диких животных, на которых они охотятся, или тех, которые для них священны, а также живущих рядом с ними и поэтому особо почитаемых.

В основе же фантастического типа орнамента лежат несуществующие растения или животные. Античный Рим, где особо любили сюжеты с предметами театрального и музыкального искусства, роскошного быта или военного оружия, является родиной предметного орнамента. Небо и звезды, Солнце и Луна − это элементы астральных орнаментов, характерных для Китая и Японии. Тут же зародился красивый орнамент пейзажного типа: на нем горы, реки, водопады, леса и поля. В арабских странах широкое развитие получил особый, возникший с появлением первой письменности, состоящий из букв и фрагментов текста, каллиграфический тип орнамента. Все типы орнаментов редко существуют в чистом виде, чаще они переплетаются, проникают и дополняют друг друга.

Особенности арабских произведений искусства

Произведения искусства, созданные народами стран арабского мира, отличаются особой одухотворенностью, выразительностью, тонким чувством прекрасного и возвышенного. Арабские узоры и орнаменты уникальны и самобытны при поразительном многообразии. В основе лежит мусульманская религия, которая запрещает изображать человека, животных, вообще живые существа. Поэтому, например, арабский орнамент крайне редко включает элементы фауны, и то в стилизованном виде. Исламской культуре ближе геометрические мотивы, которые ошеломляют ощущением непрерывности движения и погружают человека в мир созерцания, грез, стремления познавать тайны жизни.

Арабский орнамент является основой пластического творчества мусульман, каким стало искусство художественного изображения слов, изречений, афоризмов из священного для них Корана – каллиграфии.

Орнамент как вид искусства арабов

Изучение закономерностей и связей с обществом орнаментального искусства делает возможным применять все прогрессивное из прошлого в искусстве сегодня. Арабский орнамент как важнейшая составляющая тонкого и своеобразного искусства Востока имеет особое эстетическое наполнение и является ценнейшей частью мировой культуры.

Формы поражают сложнейшей простотой и бурлящим спокойствием, они вживаются в действительность и встают барьером между миром и человеком. Арабский орнамент обнажает глубокий внутренний мир создающих его мастеров. Кажется, что они научились управлять собственным талантом, обогащенным опытом, чтобы воспроизводить так тонко все оттенки переживаний человеческих. Чтобы наиболее полно раскрыть задуманный мотив арабского орнамента, мастер использует разные формы, придавая им новое звучание с помощью языка цвета и света.

Изобразительный элемент главенствует, и орнаменты у арабских мастеров кажутся объемными, динамичными. Творчески преображая все пространство, авторы стирают границы, превращая свои работы в воплощение мечты. Это очень важная особенность, которая отличает арабские узоры и орнаменты от любых других.

Закон ритма в орнаменте

Для человека привычно явление ритма. День и ночь. Сон и бодрствование. Поэтому мы ждем его в произведениях искусства: в музыке и стихосложении, в живописи и архитектуре. Ритм − это порядок. Нарушение или отсутствие ритма тревожит или даже раздражает. Именно благодаря присутствию ритма мы счастливы и полны удивления, любуясь красотой произведений искусства арабского орнамента на гипсе, кирпиче, дереве, меди, серебре. Кажется, что мастер объединил в ритме материал и рисунок орнамента, подчеркнув узором красоту и ценность материала. Разные элементы орнамента подчинены определенному ритму, и по отношению друг к другу они в ритме. Мастер арабского орнамента сродни дирижеру в оркестре. Поэтому настоящие произведения орнаментального искусства так гармоничны.

Типы арабских орнаментов

Чтобы понять, откуда черпали свое вдохновение арабские мастера, нужно представить бесконечные пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова: открытое, безбрежное пространство, изрезанное извилистыми путями, руслами речушек, холмами. Перед глазами позолота песка сливается с яркой синевой неба и рек, а ближе к воде вьющаяся благоухающая зелень и необычайно яркие цветы. Мастера приспосабливали и адаптировали в орнаменте все то, что веками их окружало. Мотивов очень много. Есть узнаваемые элементы, например, из античной культуры, а есть настолько абстрактные, что прообраз узнать практически невозможно. Важным элементом в арабском орнаменте является узел. Корни этого − в мусульманской религии. На Востоке разнообразные изображения узла в орнаменте имеют благостный смысл для долгой жизни, счастья. Его часто используют не просто для связи, а для преобразования одного типа орнамента в другой и дальше во что-то совершенно абстрактное.

Гирихов узел

Гирих − это геометрический тип орнамента. Основными элементами служат фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, многоугольники. Все они символы, на которых строится вселенная. Например, круг олицетворяет центр и движение, квадрат ассоциируется с порядком и четкостью. Из этих фигур-символов арабские мастера, многократно переплетая и накладывая одну на другую, создают сложнейший, математически точно выверенный орнамент.

А если рассматривать арабские орнаменты в целом (в мечети, например), то восхищает сочетание геометрических форм в пространстве. Восхищает точность подбора орнаментного узора с формой сводов галерей, формой окон. Какое изумительное цветовое решение орнамента на потолке и стенах, на фронтонах и на полу! Все это отдельно и вместе объемно из-за игры света и тени.

Ислими – путь в божественный сад

В основе этого арабского орнамента − изображения бесконечной спирали с листьями и цветами. Это как символ непрерывного пути в райский сад или идея непрекращающегося развития цветущего зеленого побега. У орнамента ислими есть пять форм: плетеный, простой, раздвоенный, миндалевидный и крылатый. Эти формы не существуют отдельно, ими дополняют и заполняют другие мотивы арабского орнамента, не терпящего пустот.

Хатаи − это упрощенный ислими. Те же стебли и ветви, но абстрактные. В арабских странах его часто используют на фасадах домов, при росписи кувшинов и в орнаментах ковров.

Исламская арабеска

Во всем исламском мире распространенным типом орнамента является арабеска. Им украшены и предметы быта, и светские постройки, и культовые сооружения. Этот тип орнамента строится на повторениях фрагментов в определенном ритме и не несет в себе никакого образа. Он практически исключает фон, потому что элементы вписываются один в другой.

В непрерывном плетении узора исчезает форма с вечным арабским намеком на бесконечность. Основными элементами арабески являются части растений и переплетения, соединенные в неповторимую вязь, уходящую в бесконечность.

Арабская каллиграфия

Особое декоративное качество у арабской каллиграфии. Возникновение алфавита и письменности вообще считается величайшим изобретением человечества. Древние надписи на камнях из деревни Набат, дошедшие до наших дней и выполненные еще в доисламские времена на арабском языке, подтверждают, что арабы позаимствовали алфавит у соседей набатцев, живущих на северо-востоке Аравийского полуострова. Для мусульман-арабов знание алфавита и умение читать было освящено и поощрялось Кораном. Арабский язык и есть, по сути, язык этой священной для любого мусульманина книги. И как Коран, он стал объединяющим фактором для арабского народа. Им пользовались для общения и писали образованные люди из любого сословия с разными религиозными взглядами. В этом настоящий демократический смысл арабской письменности. И естественно, что он стал инструментом творчества. Мастера каллиграфии, особенно те, что писали методом насхом (им написан Коран), занимали привилегированное положение в обществе, близкое к власти. Арабская каллиграфия − это искусство благородное, возвышенное и объединяющее. Благодаря ей священное в Коране приобрело осязаемую форму. Очень часто мастера настенных орнаментов вписывали в свои произведения арабскую каллиграфию в виде изречений из священного писания: «Хвала единому Богу», «Власть принадлежит Богу»; или отдельных слов: «Счастье», «Жизнь», «Вечность».

Источник

Читайте также:  Связать капюшон спицами для маленькой собачки