Меню

Что означает термин спица колеса

Спица

Спица — конструктивный элемент колеса, представляет собой стержень, соединяющий центр колеса (ступицу) и его обод. Использование спиц позволяет значительно облегчить конструкцию колеса, при этом не снижая его прочности. Изобретение колеса со спицами было настоящей научно-технической революцией своего времени, позволившей народам, впервые применившим боевые колесницы с колёсами нового типа, расселиться практически по всей Евразии.

Спица в ортопедии — тонкий металлический стержень, вводимый в кость для фиксации ортопедического аппарата при лечении методом скелетного вытяжения.

Конструктивные особенности

Спицы могут изготавливаться из дерева, металла или синтетических материалов в зависимости от того, какой вид нагрузки они испытывают.

  • Первоначальным типом спиц были сжатые спицы, изготавливаемые из дерева. Такие спицы применялись в колёсах колесниц, позднее — в колёсах повозок и экипажей, а также ранних автомобилей и пушек.
  • В велосипедных колёсах тяжёлые деревянные спицы были заменены значительно более лёгкими металлическими, работающими на растяжение. Подобные спицы используются в колёсах мотоциклов и автомобилей.

Спицы в колесе образуют так называемый спицевой набор, который решает несколько задач: центрирует обод, задает его положение относительно фланцев втулки, перераспределяет нагрузку равномерно по ободу, удерживает форму колеса и помогает обеспечивать его прочность и жёсткость.

См. также

Ссылки

  • Джеймс Гордон «Конструкции, или почему не ломаются вещи» Часть 4 И ПОСЛЕДСТВИЯ БЫЛИ. Глава 13. — Колеса со спицами
  • Устройство велосипеда по компонентам и велосипедного колеса. Спицы. // Всё о велосипедах для начинающих
  • Размеры и калибры спиц //velonn.ru
Оборудование велосипеда
Рама Руль • Вынос руля • Велосипедная рулевая колонка • Вилка • Подседельный штырь • Седло • Подвеска • Кареточный узел
Колёса Велосипедная шина • Флиппер • Спица • Ниппель • Золотник • Эксцентрик • Обод • Втулки (ступицы) колес • Оси колес
Трансмиссия Педаль • Велосипедная цепь • Велосипедная трансмиссия • Переключатель скоростей • Звёздочка • Шатуны
Кабели и тормоза Манетки • Тросы • Велосипедный тормоз • Тормозные ручки
Дополнительное оборудование Велокомпьютер • Велосипедный багажник • Крыло • Подседельный хомут • Грипсы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Спица» в других словарях:

СПИЦА — жен. (нем. Spitze?) острие на тычок, жалом; заостренная палочка, тычинка или жердь. Спицы городьбы, палисады, колья, жердочки решетки, к вер хушке заостренные. | Китайцы едят деревянными или костяными спицами, палочками. | Спица на башне, на… … Толковый словарь Даля

СПИЦА — СПИЦА, спицы, жен. 1. Тупая игла для вязания. 2. Один из деревянных или металлических стержней, прутьев, соединяющих втулку колеса с его ободом. Колесная спица. Велосипедная спица. ❖ Последняя спица в колеснице (разг.) о человеке с ничтожным… … Толковый словарь Ушакова

спица — не последняя спица в колеснице, пятая спица в колеснице.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. спица стержень, чулочная игла, ганшпуг, вязальная игла Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

СПИЦА — СПИЦА, ы, жен. 1. Тонкий, длинный, заострённый с двух сторон стержень, игла для вязания. Стальные, деревянные спицы. Вязальные спицы. Вязать на спицах. 2. Один из стержней, соединяющих ступицу колеса с ободом. Колёсные спицы. Последняя (пятая) с … Толковый словарь Ожегова

СПИЦА — (Spoke) ручка в виде стержня, помощью которого соединяется обод колеса с его ступицей (втулкой). В зубчатых колесах, шкивах, маховиках спицы отливаются за одно целое с ободом и втулкой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… … Морской словарь

Читайте также:  Триммер как делать узоры

СПИЦА — Девятая спица в колесе. Морд. То же, что последняя спица в колеснице. СРГМ 2002, 117. Невелика (небольшая) спица в колеснице. Народн. Ирон. То же, что последняя спица в колеснице. ДП, 549, 731. Последняя спица в колесе. Пск. Ирон. То же, что… … Большой словарь русских поговорок

спица — диал. также вязальная игла, заноза , олонецк. (Кулик.), копье для охоты за морским зверем , арханг. (Подв.), отсюда образовано спичка, диал. шпица спица , севск. (Преобр.); укр. спиця, блр. спiца, др. русск. стъпица (Успенск. сборн. ХII в.; см.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

спица — Последняя спица в колеснице (разг.) о человеке с ничтожным значением в той или иной области или организации. Прежде поп был притча во языцех, последняя спица в колеснице, а нынче и мы себе цену узнали. Мамин Сибиряк. Пятая спица в… … Фразеологический словарь русского языка

спица — ы; ж. см. тж. спицевый, спицевой 1) Длинная игла для вязания. Вязать шарф на спицах. 2) а) Один из стержней, соединяющих ступицы колеса с ободом. Колесная спи/ца. Велосипедная спи/ца … Словарь многих выражений

Спица — ж. 1. Тонкий длинный стержень для вязания; вязальная игла. 2. Деревянный или металлический стержень различного назначения. отт. перен. устар. Остроконечная верхушка какого либо здания; шпиль. 3. Один из деревянных или металлических стержней,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Что означает термин спица колеса

Спицевые колеса, по сравнению с цельнокатаными, позволяют уменьшить неподрессоренные массы, подавляющую часть которых составляют колесные пары и входящие в них колесные центры. Это, в свою очередь, повышает показатели динамических качеств подвижного состава, т.е. улучшаются коэффициенты вертикальной и горизонтальной динамики, плавность хода экипажа, снижается износ бандажей и рельсов.

Однако технология производства спицевых колес дороже по сравнению с более простыми в изготовлении цельнокатаными колесами. Кроме того, разность напряжений в отдельных спицах доходит до 30 — 40 % номинальных значений, что требует повышенной прочности спиц.

Альтернативой спицевым стали подрезиненные колеса. Они были спроектированы и эксплуатировались на вагонах метрополитена типа «Еж» и первых партиях 81-714, 717. В данной конструкции резинометаллические элементы шестигранной формы установили между ступичной частью колесного центра и поверхностью катания колеса.

На трамваях производства завода «Татра» (ЧССР) устанавливали цельные резиновые «блины», выполнявшие роль амортизирующих элементов. Однако усложнение конструкции повлекло за собой дополнительные расходы в эксплуатации, а также повысило требования к обслуживающему персоналу. Поэтому новые технологии в 1960 — 1980 гг. так и не были реализованы.

Кроме того, колесные центры в экспериментальном порядке выполнялись из алюминиевых сплавов и из композиционных материалов. Но использование дорогостоящих цветных металлов и новейших технологий не было одобрено руководством государства и отдалило сроки создания более совершенного подвижного состава.

Снижение неподрессоренных масс возможно и за счет применения полых осей или безосных конструкций рельсового подвижного состава. Такие свободно-посаженные на оси колеса обеспечивают лучшие условия взаимодействия между колесом и рельсом. Улучшить динамические качества возможно и в радиально устанавливаемых конструкциях безрамных и одноосных тележек. Такие подходы требуют еще большего конструкторско-технологического оснащения производства.

Таким образом, весьма прозаичный вопрос о спицевых и цельнокатаных колесах приводит к рассуждениям о необходимости создания нового поколения более экономичного подвижного состава.

Читайте также:  Красивая кайма для кардигана спицами

От редакции. На ряде железных дорог в Западной Европе вместо спицевых колес на тяговом подвижном составе устанавливают цельнокатаные. Это стало возможным благодаря применению высокопрочных материалов и новых технологий, высокому качеству изготовления колесных пар. Такие колеса обеспечивают пробег до смены 1 млн. км.

Источник

Что означает термин спица колеса

Несколько слов о видах спицовки

Данный текст является значительно дополненным и переработанным переводом главы из книги «The Art Of Wheelbuilding» известнейшего швейцарского веломеханика Герда Шренера (Gerd Schraner). Герд собирает и проектирует колеса уже больше 45 лет для множества как MTB, так и трековых чемпионов мира, в настоящее время работает техническим консультантом в DT SWISS. Вcя книга это небольшие заметки-параграфы, поскольку издание собиралось именно на базе пометок Герда сделанных по ходу работы. Мы постарались сохранить структуру изложения придав нашим дополнениям форму текста-оригинала. По мере возможности, мы использовали устоявшуюся в России терминологию, в случае спорных названиях адаптировали зарубежный аналог. Все поправки приветствуются.

Рисунок спиц
Давайте договоримся: существует два принципиальных вида спицовки для собираемых руками колес: «солнцем», или «радиальная» и «крестом». Все прочие названия («два»-«три»-«четыре» креста, «крученые спицы» (twisted spokes) и пр.) являются лишь уточняющими итоговый рисунок термин. «Радиальная» предполагает что спица не имеет перекрещиваний с другими на всем своем протяжении от фланца втулки до отверстия в ободе. При сборе колеса «крестом», соответственно, спица пересекает собратьев от одного до четырех раз, в зависимости от того, какой метод избрал веломеханик.

Радиальная
Опытные веломеханики используют радиальный рисунок для сборки только передних колес под ободные тормоза. В отличие от задних и колес под дисковых системы, они не испытывают лишней скручивающей (торсионной) нагрузки от дискового тормоза и педалирования.

Но даже несмотря на это, переднее колесо с подобным рисунком испытывает чрезвычайно высокую нагрузку в вертикальном (радиальном) направлении. Вдобавок, риск разрушения фланцев тем выше, чем больше количество спиц и соответственно плотность рассверленных отверстий на втулке. 32 спицы являются рекомендуемым максимумом для такого рисунка.

Стоит помнить, что производители втулок не покрывают гарантией фланцы, разрушенные при использовании спицовки «солнцем». Так, DT Swiss выпускает особую версию своих Onix и 240 серии именно под радиальный рисунок спицевания.

В радиальной спицовке не важно куда обращена головка спицы: внутрь или снаружи фланцев втулки. Современная мода использует чаще всего такое положение, при котором клеймо на головке обращено к стороннему зрителю, все измерения производятся от этого положения.

Преимущества радиальной спицовки незначительны, и самый заметный из плюсов, это отличный внешний вид. Исследования в аэродинамической трубе не показывают каких-либо выдающихся результатов этого рисунка перед классической спицовкой крестом — абсолютно все спицы, неважно под каким углом они подходят к ободу приносят одинаковое возмущение воздушного потока тем сильнее, чем быстрее вращается колесо. Экономия веса (а при спицовке «солнцем» самые короткие спицы) с использованием качественных спиц также может заинтересовать только техноманьяка

Нарушение правил сборки, некорректное натяжение спиц, неправильный выбор втулок может привести к выходу из строя не только новых колес из веломастерской, но даже колес поставляемых с велосипедом в базовой комплектации.

Крестовое спицевание
Тангенциальное (tangential) или крестом единственная возможность собрать колесо адекватно реагирующее на вращающее или тормозящее усилие идущее от втулки. Чем больше угол между фланцами и спицей, тем правильней распределяется нагрузка от езды или торможения между спицей, ободом и фланцем. В идеальном колесе прямая положенная через ось втулки и спицевые отверстия подходит к спице под прямым углом. Даже под нагрузкой от педалирования и торможении дисковым тормозом (сила происходящая в районе втулки) сам рисунок спицевания переводит возникающую деформацию на растяжение спицы.

Читайте также:  Вязание спицами косынки с зубчиками

Как обратный пример, радиально собранное колесо пытается адаптироваться к скручивающей (торсионной, силой пытающейся «накрутить» спицы на втулку) силе что приводит к ИЗГИБАНИЮ, а не вертикальному РАСТЯГИВАНИЮ спицы, что и в итоге либо разрушает фланцы, либо ослабляет ниппели спиц. И именно по этой причине радиальную спицовку НИКОГДА нельзя использовать на дисковых и задних колесах, где есть мощная нагрузка от ВТУЛКИ.

Да, несмотря на эту научным образом доказанную и исследованную вдоль и поперек проблему существуют всем известные производители, что используют радиальную спицовку на дисковых и задних заранее собранных колесах. Их колеса имеют право на существование только при использовании вытянутого с V-образным профилем обода выдерживающего нестандартно высокое натяжение спиц, предотвращающих самозакручивание.

«Три креста» самый проверенный временем и стабильный рисунок для 36 спиц как для переднего, так и для заднего колеса, претендует на звание классического рисунка. При cпицовке в четыре креста спицы в большинстве случаев будут закрывать головку соседней спицы.

В спицовке одним, двумя, тремя или четырьмя крестами уплотнение рисунка не только лучшим образом сказывается на способности колеса поглощать вибрацию от дороги, но и дает немного больший зазор между переключателем и и спицами правой стороны.

Смешанная Спицовка (Вороний след- Crow’s foot)

Вернувшийся из небытия узор совмещающий радиальную и спицовку крестом. Структура базируется на рисунке из трех спиц, где центральная проходит к ободу как в радиальной спицовке, а боковые скрещиваются. Естественно, что такой рисунок требует кратного трем сверления обода: 18, 24 и 36 спиц.

Нельзя сказать, что он совмещает в себе все достоинства и недостатки прародителей, но необычно выглядит и хорош при использовании ободов с высоким профилем и аэроспицами.

Twisted Spokes (крученые спицы)
Один из самых необычных видов спицовки абсолютно бесполезен на дороге в отличие от классического крестового рисунка. Тесты показывают крайне нестабильное поведение этого колеса. Сохраняя приемлемую торсионную устойчивость на уровне классических радиально или крестом собранных колес, в вертикальной плоскости (радиально) такой рисунок демонстрирует чрезмерно запоздалую реакцию на неожиданные и сильные вертикальные удары (выбоины на дороге) с «превосходным» амортизирующим раскачиванием через некоторое время.

Однако, кручение спиц с его легким амортизирующим эффектом может применяться в триале, где такая способность может кому-то показаться необходимой для лучшего контроля над велосипедом после сильной ударной нагрузки.

Крученые спицы не только не эстетичны и раздражают веломеханика, но и вносят изрядную лишнюю нагрузку на спицы, фланцы и обод из-за сильного угла под которым они подходят к пистонам. Мне кажется, что любой серьезный веломеханик попробовавший этот метод, должен присягнуть на отказ от повторения таких ошибок.

Конечно, молодые фанаты экстремальных видов спорта, и начинающие веломеханики продолжают пробовать данный вид спицовки. Мой совет: оставьте их в покое и дайте возможность им сполна насладиться своим новым приобретением. Уж лучше пусть крутят спицы, чем самокрутки с марихуаной.

Источник