Меню

Что обозначает орнамент солнца

Знак Солнца: история появления, разновидности, значение

Знак Солнца – что это за сакральный символ? Куда уходят истоки его появления, какой первый народ использовал свастику? Если вам интересно получить ответы на поставленные вопросы? Тогда ищите их в следующем материале.

Символ Солнца: история возникновения

Хотя в современном мире солярный знак – свастику чаще всего ассоциируют с Гитлером и фашистами, на самом деле первоначально символ появляется у наших предков-славян.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Славяне очень трепетно относились к дневному светилу, почитая его как великую священную силу Богов. Именно красно солнышко дарило жизнь всему живому, его энергия способствовала хорошему урожаю. А ещё солнце являлось источником тепла и света, без которых жизнь на Земле была бы просто невозможной. Поэтому неудивительно, что наши пращуры преклонялись перед солнечными светлыми богами, светом и, конечно, самим Солнцем!

Причём славянская культура поклонялась не одному, а сразу четырём солнечным богам:

  • Хорсу – царившему на небе с зимы до весны;
  • Ярилу – чьё время начиналось весной и заканчивалось летом;
  • Даждьбогу – который вступал в свои права летом, а уходил на покой осенью;
  • и Сварогу – божеству, правившему с осени до зимы.

Кроме того, известны множественные солярные (то есть солнечные) славянские символы. Основная их масса имела защитные свойства.

Свастика славян – Коловрат

Самым известным и часто используемым славянским символом солнца выступает Коловрат. Его образуют восемь лучей, которые радиально исходят от центра. А концы лучей, замыкаясь, создают круг. В результате мы можем наблюдать иллюзию перемещения круга по направлению часовой стрелки. Не нужно долго думать, чтобы понять, что демонстрирует свастика – она отражает собой движение дневного светила по небосводу.

Но мы, из уважения к культуре наших пращуров – славян, будем называть символ солнца не свастикой, а коловратом. Откуда исходит такое название? Слово «коло» обозначает «круг», а «врат» — означает «вращение». Если быть дословными, то получаем «вращение круга».

Славянское солнце, или коловрат, имело важнейшее значение в жизни людей. Например, изготавливались специальные обереги в виде данного символа. Славяне верили, что коловрат способен принести такую пользу:

  • сделать землю плодородной, соответственно, обеспечить хороший урожай;
  • наполнить силой и энергией солнышка;
  • помочь добру победить тьму, силы зла;
  • подарить человеку здоровье тела и души;
  • уберечь от любого негатива;
  • привлечь удачу в различных хороших начинаниях.

Однако этим всё не ограничивается. Коловрат у славян не просто представляет собой солярный символ. Кроме того, он ассоциируется с вечной жизнью, непрекращающимся движением, бесконечностью нашей Вселенной. Наши пращуры активно использовали его в домашнем обиходе: наносили на кухонную утварь, вышивали на одежде. И даже орудия воинов и их доспехи были украшены изображениями коловрата.

Когда же в 988 году князь Владимир насильно окрестил Киевскую Русь, данный символ запретили, так же, как и прочие древнерусские сакральные знаки. Истинную веру славян – язычество кроваво вытеснило со сцены христианство.

Увы, но даже сегодня далеко не всем известно о родных богах, современные люди не знают истинной веры-Веды, живут по канонам многократно переписанной Библии, а не по традиционным для нас славяно-арийским Ведам. Конечно, каждый сам выбирает, по какому пути ему идти: открывать ли для себя истину либо блуждать во тьме.

Но вернёмся к символу солнышка. В древние времена основой для его изготовления служило золото или любой другой жёлтый металл, к примеру, латунь, бронза. Это неудивительно, ведь золото традиционно считается солнечным металлом, проявляющим активную, мужскую энергию. Волхвы на Руси носили амулеты со свастикой в качестве мощного оберега от злых сил. На сегодняшний день коловрат используют с аналогичной целью.

Благо сейчас славянские знания начинают постепенно снова выходить наружу. Люди всё больше и больше интересуются родной верой, начинают критически оценивать христианство, и многие из них приходят к верным выводам в данном вопросе. Сегодня при желании вы можете купить коловрат в жизни или в интернете. Его также делают из разных материалов, начиная золотом и заканчивая деревом. Амулет носится на шее как подвеска или в виде кольца.

Какими свойствами обладает талисман?

  • защитит своего владельца от любой злой энергии;
  • повысит силу, что физическую, что духовную;
  • поможет выйти на верную тропинку жизни;
  • наполнит оптимизмом, верой в лучшее;
  • позволит найти выход из любого положения.

Безусловно, коловрат всё так же актуален для повышения плодородия грунта. Просто на сегодняшний день это уже не самое востребованное его свойство, ведь времена сильно изменились.

Чем свастика славян отличается от свастики фашистов?

Гитлер в своё время сильно опорочил символ солнца, так как решил использовать его в символике фашизма. И до сих пор очень многие люди понятия не имеют о том, что нацисты не изобрели свастику, а просто позаимствовали её из древней славянской культуры.

Всё просто – Адольф Гитлер стремился создать нацию ариев. Но кто же такие арии на самом деле? Это высокоразвитая цивилизация, существовавшая задолго до нашего появления на свет на Земле. И уже научно доказано, что арии были предками славян. Вот и получается, что покушался Гитлер именно на славянское наследие.

Но наша цель сейчас не углубляться в эту тему, а понять, есть ли различия между свастикой славян и нацизма? И если да, то как их выявить? Ответ будет однозначно положительным. Конечно, символы отличаются друг от друга. Чем именно – предлагаю рассмотреть дальше.

Можно выделить такие следующие виды отличий:

  • Форма. Если брать фашистскую свастику, то мы видим, что линии в ней довольно широкие, идеально прямые и изображаются в чёрном цвете. Причём сам символ расположен на фоне – белом круге, который, в свою очередь, находится на красном полотне.

А что же символика славянского народа? Прежде всего, следует отметить, что в славянстве существуют различные свастичные знаки, и коловрат не является единственным из них. Все они отличаются друг от друга по своей форме. Но основа всегда остаётся одинаковой – это крест, имеющий прямые углы по своим концам. Меняется только количество концов: их может быть 8, 4, 6. Плюс, линии часто украшаются дополнительными элементами, к примеру, чистыми, плавными и округлыми элементами.

  • Цвет. Второе различие заключается в цвете свастичных символов. В данном пункте они тоже отличаются друг от друга, правда, уже не так выражено. У славян наблюдаем преобладание символа красного цвета на белом фоне. Причём алый оттенок не является случайным – он символизировал энергию солнышка для наших предков. Правда, в некоторых знаках встречаем добавление голубых и жёлтых цветов. У фашистов же, как мы уже выяснили, свастика имеет чёрный цвет основного символа.
  • Направление движения. Славяне изображали свастику с левосторонним (то есть против хода часовой стрелки) движением, а немцы, наоборот, делали её правосторонней. Правда, есть исключения из правил и у первых, и у вторых.

Чёрное солнце – ещё один солярный символ

Рассматривая солярную символику, нельзя не упомянуть о ещё одном сакральном символе – чёрном солнце. К тому же оно, пожалуй, является наиболее таинственным и окутанным мифами и легендами изо всех прочих знаков.

Чёрное солнце также является славянским оберегом, имеющим большую магическую силу. Оно обладает невероятно мощным сакральным смыслом, относится к символам нави (потусторонний мир, в котором живут мёртвые и царит тьма).

На сегодня известно катастрофически мало информации о точном возникновении данного знака. Считается, что первоначально оберегом чёрное солнце могли пользоваться исключительно славянские жрецы, когда проводили различные ритуалы. А для обычных людей символ был недоступным и строго запрещённым.

Но всё поменялось 5000 лет тому назад. Тогда жрецы были вынуждены сами же отдать человечеству амулет с целью самозащиты. События имели место в смутные времена перед наступлением Ночи Сварога, когда должна была выступить Мидгард-Земля. Это было предсказано ещё самим Перуном.

Читайте также:  Узоры спицами с прибавлением петель

Поэтому жрецам не оставалось ничего, как дать силу чёрного солнца людям. И якобы именно благодаря этому человечество сумело выжить в те жуткие времена, сохранив свою цивилизацию от уничтожения. Так это было или не совсем так, сегодня уже не установить, предлагаю ознакомиться с более детальным значением данного символа.

Славянское чёрное солнце очень тесно связано с предками. Причём имеются в виду не конкретно ваши предки, а речь идёт о более широком значении: подразумевают предков-прародителей всей расы славяно-арийских народностей. А амулет призван помочь человеку постичь мудрость праотцов.

Но славяне не просто ассоциировали чёрное солнце с пращурами. Также, как уже говорилось выше, верили в его мощные силы, что позволяло применять его в различных мистических ритуалах. Символ помогал волхвам устанавливать связь с духами. Безусловно, такое действо имеет свои последствия, вот почему изначально знак был доступен далеко не всем.

Это ещё не всё: также символ позволяет отличать правду от лжи, которая маскируется под истину. Помогает забыть про своё тёмное прошлое, обратившись к светлому будущему, избавившись от тяжкого морального груза. Кроме того, чёрное солнце уберегает своего владельца от влияния злых сил, способствует лучшему познанию себя, избавлению от ложных заблуждений и проявлению скрытых до этого талантов.

Но, чтобы амулет не погубил человека, а действительно был ему полезен, важно соблюдать некоторые правила. Прежде всего, самому обладать исключительно светлыми, благими намерениями. А также иметь тесные связи со своими пращурами: чтить их традиции, интересоваться историей своего рода.

В противном случае, при отсутствии связи с пращурами и наличии нечистых помыслов следует отказаться от ношения талисмана. Ведь он способен довести человека до сумасшествия и даже уничтожить его. Такое оно, чёрное солнце – мощное, но оказывающее помощь далеко не всем.

Если вы хотите получить ещё чуть больше информации по данной теме, советую просмотреть следующий видеоматериал:

Источник

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение.

Оглавление

Предисловие.

Эта статья появилась благодаря тому, что к статье «Солярные знаки вокруг нас» был проявлен повышенный интерес. Тема солнечных символов многим увлекает. Во-первых, своей древностью. Солярные символы появились с начала времен, возможно в тот самый момент, когда человек осознанно взглянул на сияющий огненный круг в небе, круг который мы зовем Солнце. Во-вторых, тем что это один из часто используемых славянами символов. В-третьих, тема солнца близка каждому, ну кто из нас не радуется когда солнышко выглядывает после длительного ненастья?

В современном рунете много разной информации по солнечным знакам и, поэтому очень важно «отделять зерна от плевел». Т. е. если вас интересует настоящая история эту статью можно и нужно читать, если вас устраивает псевдославянская клюква, то читать статью смысла нет, купите себе какую нибудь «Перуницу», «Звезду Лады» или «исконный славянский символ» «Коловрат» и успокойтесь. Тем, кто собрался дойти до конца, советую запастись терпением.

Все иллюстрации в статье можно посмотреть в увеличенном виде ( правая клавиша мыши — открыть изображение)

Культ Солнца.


Солярные символы со стоянки Сунгирь. Вырезаны из кости мамонта. Возраст около 25 тыс. лет. .

Давайте поговорим, откуда мы знаем о солярных знаках, таких, какими их понимали и изображали праславяне, славяне а потом и русские люди. Источники наших знания это прежде всего археология и этнография. Археологические раскопки дают многочисленный материал: украшения, культовые предметы и предметы быта. Этнографы дают материал в виде домовой резьбы, резьбы по предметам быта, вышивке и устному творчеству, обрядам.

О древности культа Солнца говорят археологические находки. Например солярные знаки со стоянки Сунгирь. . Река Сунгирь приток Клязьмы, недалеко от Владимира. Возраст дисков примерно 25 000 лет ( от 20 до 29 тыс. лет). В могилах охотников на мамонтов диски были расположены таким образом что версия об их культовом значении, прежде всего об обереговом значении солярных знаков, всерьез рассматривается многими учеными. Высокий уровень культуры захоронения, высокие технологии в изготовлении одежды ( одежда охотника была расшита 10 000 тысячами бусин из кости мамонта), оружия (копье из выпрямленного бивня мамонта) и бытовых предметов говорит о развитости культов и вообще культуры. (читайте статью О. Н. Бадера «Элементы Культа светил в палеолите»)

Считается что культы почитания солнца родились еще в неолите. А особый интерес вызывает то, что эти культы свойственны практически всем. И земледельцы, и скотоводы, и охотники-рыболовы почитали солнце похожим образом. Культы солнца были похожи у разных этнических обществ, проживающих порой далеко друг от друга и никак между собой не связанных. Очень похожи между собой и символические знаки, которые связывают с культом солнца. Эти знаки сохранились у многих народов мира в той или иной форме, как правило в виде орнаментики. В вышивке, народных промыслах, в быту.

Солярные знаки славян.

Оставим в покое далекое прошлое и поговорим о том, что по мнению историков происходило совсем недавно. О временах формирования Киевской Руси и первых столетиях формирования Русского государства. В частности нас интересуют настоящие артефакты прошлого, найденные учеными, а «нечто» выдуманное из головы современными затейниками.

Тему солярных знаков наиболее полно представил в свой книге «Язычество древней Руси» замечательный ученый Рыбаков Б. А.. В его книге прослеживаются несколько главных тезисов касающихся солярных знаков, которые использовали славяне.

Солярные знаки восточных славян несут в себе прежде всего обереговое , защитное значение. Различные варианты солнечных знаков славяне использовали для защиты человека и его жилища от злых потусторонних, ночных сил. От упырей и навий.

Рыбаков считает что символы солнца использовались нашими предками не сами по себе, а как часть мироздания, которое восточные славяне представляли себе следующим образом : «земная твердь», с растениями, зверями и людьми была накрыта дугой небосвода, по которому двигалось солнце. При этом своем движении солнце изображалось в нескольких ипостасях – Утреннее, Полуденное, Вечернее, все три солнца вместе составляли Триединое солнце. Часто при этом, ниже уровня земли, изображалось Полуночное солнце, которое вечером, уйдя за один край земли, утром показывалось из-за другого края. Выше небосвода располагались «хляби небесные» в которых хранилась вся влага, выпадающая потом в виде дождя. Струи дождя связывали «хляби небесные» с землей.

Рыбаков предлагает различать солнечные знаки по форме. Например круг с четырьмя спицами он наполняет смыслом оберега «на все четыре стороны». Солярный символ с шестью спицами традиционно называет громовым колесом и соотносит его прежде всего с культом солнца. Солнечный знак со многими спицами или лучами Рыбаков соотносит не с Солнцем а с Белым Светом, понятие которого он отличает от понятия Солнца ( о Белом Свете читайте факультативно у Рыбакова). Солярные символы с восьмью спицами Рыбаков отдельно никак не определяет, говорит лишь о редкости их использования славянами.

Основные изображения солярных символов, которые использовали славяне в жизни и быту.

Простой вариант солярного символа
Простой вариант солярного символа
Солярный знак «на все четыре стороны»
Солярный знак «шесть спиц» — Громовое колесо»
Солярный знак «восемь спиц» Многолучевой солярный знак.

Такой вариант имеет большое количество различных изображений . Многолучевой солярный знак.

Такой вариант имеет большое количество различных изображений . «Художественный» солярный символ.

Такой вариант имеет большое количество различных изображений .

Обереговое значение солярных знаков.

По мнению ученых солярные знаки использовались славянами прежде всего как охранительные, обереговые символы. Ход солнца по небу был предопределен и не менялся с тех самых пор, как хранилась людская память. День за днем огненное колесо вставало над горизонтом и, прокатившись по небосводу, опускалось за другой край земли. Надо было молится небу что бы оно послало дождь, надо было молится богам что бы они уберегли от непогоды, града, нашествия и других напастей. Но солнце, за е го незыблемый ход по небосводу , можно было просто почитать и благодарить. День за днем солнце, вставая над горизонтом, дарило людям свое тепло и свет, разгоняя ночной сумрак и прогоняя холод. Солнце воплощало собой победу светлых сил над темными. Торжество сил добра над силами зла.

Поэтому солярные знаки несли в себе прежде всего обереговый смысл – извечную победу добра над злом. Какая темная тварь сунется туда, где изображено яркое и горячее солнце?

Таким образом можно заключить, что славяне а позднее русские люди, использовали многочисленные изображения солнца как мощнейший обереговый символ в надежде защитить себя и свой дом от всяких напастей «знаемых и незнаемых»

Защитная домовая резьба славян.


Резьба на причелинах. Иллюстрация из книги Рыбакова Б. А «Язычество Древней Руси»

Родной дом, святое для каждого человека место, надо было защищать прежде всего. При набеге врагов, мужчина брал в руки копье и шел в бой, пытаясь от стоять свой дом. Но как быть с напастями невидимыми, со злыми и злобными духами, навьями и упырями? Для защиты дома от этой угрозы славяне использовали хорошо разработанные методы домовой резьбы, обязательным элементом которой были изображения солнца.

Все входы в избу прикрывали как замками солярными знаками. В этот защитный комплекс прежде всего входила резьба на причелинах и резные наличники на окнах.

Рыбаков однозначно связывает орнаментальную резьбу на причелинах изб с пониманием славянами устроения мироздания.

Причелины воплощают собой небосвод, по


Фрагмент резного наличника. Фотография из книги Чекалова А.К. «Народная деревянная скульптура»

которому движется триединое солнце. Слева внизу — восходящее, под коньком полуденное, справа – заходящее. Солнц может изображаться несколько, вероятно для усиления действия. Под коньком, на вертикальной доске – полотенце тоже могло изображаться несколько солнечных знаков. Один из которых чаще всего был громовым колесом. Изображения громового колеса ( шесть спиц) под коньком предполагалось как использование в качестве оберега от грома и молнии. По верхней кромке причелин часто пускали волнистую линию, которая по мнению Рыбакова, являла собой «хляби небесные».

Но, прикрыть от злых сил главный вход в избе было недостаточно. Надо было защитить и окна. Обереговую функцию для окон выполняли солярные знаки вырезанные на наличниках среди прочего орнаментального узора.

Помимо внешнего охранного комплекса создавалась еще и внутренняя защита избы. Потолочные брусы ( бревна) которые называли сволоки или матицы, несущие в избе большое бытовое и сакральное значение так же украшались обереговой резьбой, включающей в себя солярные символы.

Защитная бытовая резьба славян.


Зыбка (люлька) . Фотография из книги Чекалова А.К. «Народная деревянная скульптура»

Обереговая резьба славян распространялась на все аспекты жизни человека. Защитить избу было не достаточно. Поэтому защитные меры предпринимались и к предметам быта, которые использовали в своей жизни люди.

Символами солнца украшали многие предметы. Посуду – ковши, глиняные горшки, сундуки, лари. Солярными знаками украшались спинки кресел, детские колыбельки.

В ряду защищенных предметов быта и орудий труда особое место занимают те, что использовались при производстве ткани и одежды на всем протяжении цикла создания. Орудия и принадлежности для ткачества и прядения особенно густо украшались солярной символикой. Все предметы используемы в цикле создания ткани – вальки, мялки, трепала, чесала и другие несли на себе солнечные знаки.

Особенно щедрой резьбой украшались прялки, нередко представляющее собой истинное произведение народного творчества. Все работы с пряжей считались сакральными и нередко образы связанные с ткачеством использовались в различных магических ритуалах.

Рыбаков считал что обереговая резьба на лопатах прялок зачастую не просто несла в себе изображения солнца, но часто отражала славянское миропонимание, с его земной поверхностью, ходом солнца и «небесными хлябями» связанными с землей нитями дождя.

Предметы быта, украшенные обереговой солярной резьбой.

Предметы связанные с производством ткани. Прялки, вальки, трепало.

На этой иллюстрации я хотел бы остановится подробнее. Она из книги Даркевича В. П. «Путешествие в древнюю Рязань». Рязань была разрушена войсками Батыя зимой в 1237 году. На этом месте города больше никогда не было. Та Рязань, которую мы знаем сейчас, была построена на другом месте.

Даркевич много лет возглавлял Старорязанскую археологическую экспедицию. Был найден богатейший материал, в том числе многочисленные донца горшков, несущие на себе клейма. Очень часто клейма представляли из себя солярные символы.

Одна из гипотез говорит что эти знаки — личные клейма мастеров. Но Даркевич, после углубленного изучения материала, утверждает что эти клейма — символы-обереги от злых духов, нанесенные на горшки с магическими целями.

Обереговая защита одежды.


Подчелок. Женский головной убор, украшенный символами солнца. Фотография из книги Григорьевой Г. А. «Головные уборы русского Севера»

Защитив избу, предметы труда и быта надо было защитить и себя. Одежда человека, и мужская и женская покрывалась обереговой вышивкой или уже ткалась с обереговым орнаментом. Орнаментальные изображения солярных знаков, земли, засеянного поля защищали «отверстия» одежды – ворот, рукава у запястий, подол. Женская одежда была украшена тщательнее.

Обереговым орнаментом украшалась такая часть одежды как пояс. Без пояса не мыслился не один костюм славянина. Пояс был обязательной принадлежность костюма. Пояс часто использовался в народных обычаях, неся сакральный охранный и соединительный смысл. Появится на людях без пояса было немыслимо.

Еще одной сакральной частью костюма славян и русских был головной убор. Девушка, после замужества, всегда носила головной убор покрывающий голову и скрывающий волосы. Женщины в избе не снимали головной убор как мужчины. Женский головной убор так же как и одежда был богато украшен вышивкой и различными металлическими изделиями.

Часто головной убор женщины, особенно праздничный убор, представлял собой сложное в понимании изделие, каждая деталь которого несла тот или иной сакральный и обереговый смысл. Украшением ( особенно праздничного ) головного женского убора являлись и различные изделия из металла, но об этом ниже.

Количество различных вариантов и богатство украшения женских головных уборов поражают воображение. Но часто можно обнаружить символы солнца, охраняющие женщину от зла.

А вот еще одна интересная иллюстрация. Слева прорисовка вышивки на сороках ( один из вариантов женского головного убора) из книги Григорьевой Г. А. «Головные уборы русского Севера».

Такую вышивку можно принять за какой то традиционный орнамент с расти тельными элементами.

Но! Если мы попытаемся приложить к этой вышивке теорию мироздания славян по Рыбакову, то легко различим в этой вышивке «земную твердь» — ее символизирует растительный орнамент, небосвод со многими солнцами, изображающими его ход, и волнистую линию «хлябей небесных» над солнцами.

Вот оно — славянское мироздание, изображенное в центре головного женского убора.

Очень часто вместо традиционной окружности в качестве солярных символов в орнаментальной вышивке использовали свастический символ в виде четырехлучевого креста с загнутыми концами. Или различные комбинации соединения этих символов. Ученые традиционно включают этот свастический символ в группу солярных знаков, иногда говорят о втором смысле этого знака. Этот знак символизирует огонь. Впрочем знаки огня легко соотносятся с солнечными символами, так как солнце не что иное как «огонь небесный».

Присутствие в вышивке свастики ( традиционной, четырехлучевой) связано, как можно предположить, именно с техникой вышивания. Прямоугольные символы вышивать (ткать) проще чем круглые из них легко строить повторяющиеся сложные узоры.

Надо особо отметить, что все то богатство свастических символов, которые в наше время навыдумывали «неоязычники» и которыми набиты интернет магазины по продаже «псевдославянской клюквы», в народной вышивке отсутствует.

Обереговые ювелирные и металлические украшения.


Головной убор знатной горожанки. Из книги Даркевича В. П. «Путешествие в Старую Рязань» .

В вопросе украшений несомненное первенство принадлежит женщинам. Именно женский костюм и, особенно, головной убор, обильно украшается металлическими изделиями, несущими в себе различный обереговый смысл. Практически всегда на украшениях изображаются солярные знаки.

Ожерелья, подвески ожерелья, височные подвески головного убора, браслеты, кольца часто несли на себе изображение солнца, дополнительно прикрывая хозяина от темных сил. Височные кольца женского головного убора так же можно соотнести с солярными символами. Интересно что спускаясь по обе стороны головы женщины подвески с изображениями солнца как бы прикрывали собой уши женщины. Ведь уши это отверстия в теле и через них возможно проникновение зла.

В этом месте будет интересно провести некую аналогию. В своей статье о языческих женских татуировках я писал о татуировках берберских женщин. Нанесением обереговых охранных татуировок берберские женщины защищали все отверстия своего тела. Эта деталь интересно совпадает с построением обереговой защиты славянского костюма, в котором вышивкой стараются прикрыть все отверстия, через которые темные силы могут получить доступ к телу человека. Видимо люди и в Африке и здесь, на территории занятой славянскими племенами думали одинаково.

Монетовидные привески ( см. ниже). Из книги Седовой М. В. «Ювелирные изделия древнего Новгорода. ( X-XV вв.). Эти подвески были найдены в основном в слоях XI — XIII вв. и можно видеть сколько из них несет христианский крест а сколько солярные знаки. Вполне сопоставимое количество. Это говорит о широте распространения солярных оберегов в виде монетовидных подвесок.

Перстни с геометрическим орнаментом( см. слева). Большинство находок сделано в Московской области в бассейне верхней Клязьмы, ее притоках Уче и Воре, в бассейне средней Москвы реки. Все эти находки сделаны в погребениях, в курганах вятичей. Считается что время существования этих перстней начало третьей четверти XII века. Среди узоров легко вычленяются узоры содержащие в центре композиции солярные символы. (Т. В. Равдина «Древнерусские литые перстни с геометрическим орнаментом»).

Арабская цифра, справа от каждого рисунка перстня, означает количество найденных экземпляров.

Как можно убедится солярные символы и свастические были популярной частью орнаментов.

Сравнительная таблица из статьи Даркевича В. П. «Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси». I — общий вид украшений X-XIII вв., II — схема орнамента на украшениях, III — знаки, употреблявшиеся как солнечные символы в бронзовом и железном веках. Даркевич включил в таблицу украшения в виде креста, причем некоторые в виде явного христианского креста, на том основании, что крест древний символ, обозначающий огонь и солнце, но тем не менее, в эпоху , которой принадлежат данные украшения, эти кресты несли однозначный смысл — смысл креста христианского, поэтому основание для включения таких украшений в данную таблицу сомнительно.

Заключение.

Заканчивая тему обереговых солярных символов славян можно сказать следующее – против сил зла, против темных сил и разных напастей «знаемых и незнаемых» наши предки использовали могучую, если так можно выразится, «глубокоэшелонированную» оборону.

Первая линия обереговых символов защищала жилище.

Вторая — предметы быта и труда.

Третья линия применялась для защиты людей и особенно тщательно женщины.

Можно предположить что эта обрядность защиты была выработана нашими предками еще задолго до времен Киевской Руси и использовалась еще долго после, уже в христианские времена, как хорошо зарекомендовавшая себя защита. Однако, сокровенное смысловое значение такой защиты стало постепенно теряться.

На самом деле была еще одна линия защиты! Но она уже не несла в себе вещественного изображения солнечных знаков, хотя прибегала к прямой защите солнца. Об этом ниже.

Дополнение для особо интересующихся, таких как я J

Обереговое значение солнца в заговорах.

Почти дописав эту статью, я задумался над тем, что такая могучая вера в добрую силу солнца должна была оставить следы и в устном творчестве русского народа. В поисках таких следов мы можем оперировать только тем, что собрали для нас этнографы в последние века существования царской России. Понятно, что мы не можем увидеть обереговые заговоры славян, в той форме, в которой они существовали в языческие времена. Века православной веры внесли в заговоры сильный христианский элемент и в обращениях к активной действующей силе фигурируют прежде всего Иисус Христос, Богоматерь и различные христианские святые. Это вполне понятно и объяснимо.

Но, можно найти следы солнечного культа в своем обереговом значении ( приведенные цитаты взяты из книги А.Л.Т опоркова «Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в.»). Заговоры приводить полностью не буду, только то что связано с нашей темой.

Заговор от колдунов, злых людей и порчи.

Говор(и) в ыванскую пят(ницу) поутру на замок. Господи, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб имярек, стану благословя(сь), пойду перекрестяс(ь), оболоку на себя красное солнце ( выделено мной), опояшус(ь) светлой зорей, поттычюс(ь) частыми звездами, возму в руке млад светел месяць, и пойду в чистое поле, и стречю своего аггела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюс(ь) и плачюс(ь): Покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуниц(ы), от ведуна и от вещ(ицы), и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли. …

Охотничий заговор Список с Тимошкина письма Полохова.

Господи Боже, благослови отче. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Святый Труфан залучает с рек и с озер и с мель мя ружень. И тот же святый Труфан залучает ко мне, к рабу божию имяреку сыну, со всех четырех сторон всякую утку к моим ко святым пленкам, у моих святых пленок естьва сахарная, на моих кругах на мой выр питье медвяное, и исти досыта и пити допьяна. Земля всякому человеку отец и мати, землею сь подопру, а небом ся отгорожу, зорею ся потпояшусь, красным солнцем от ведуны одежуся, от ведунов и от ведуньи, от всяково конново волхва и от всяково волхвина от белово и от черново, от черньца и от черницы и от девки головочески, от лихие крови и от завидости. …

Заговоры от стрел, пуль и супостатов.

Сей ас, раб Божий имярек, ограждаюсь солнцем, покрываюсь звездами, одеваюся виденец от кулдунов и от колдуниц. Стани около меня, раба Божия имярек, стена каминная от супостатов наших, кои на меня воюют. Заклинаю вас, железа и меть, и олова, всякия стрелы, летящая во дни и в нощи, на всякое время от пушечных пуль, от ножа и от топора, и от бердыша, и от сабли, и от копей, и от рогатины, и от шила, и от деревянаго удару. Аминь.

Вот такие заговоры. И в каждом из них присутствует солнце, как добрая и крепкая защита от темных и злых сил. Относительно формулы из первого заговора «…оболоку на себя красное солнце. » Топорков дает объяснения соотнося эту формулу с христианской основой ( Откровения Иоанна Богослова), может быть он и прав, только уж больно точно эта фраза попадает в нашу тему – солнца как оберега. В конце концов можно понять и буквально – одеть на себя одежду украшенную солярными символами.

Как видно из цитат основной действующей силой к которой обращается тот, кто заговаривает, является сила христианская – православная, но, однако «имярек» не забывает воспользоваться могучей обереговой силой «красного солнца», как испокон веку делали его предки. В заговоре защитная сила солнца используется против колдунов и других злых людей а так же против оружия.

Самое интересное что и это далеко еще не все.

Практически в каждом обереговом или охранном заговоре упоминается солнце. Почти всегда говорится о том что заговор произносится при свете солнца – «на заре, как встает красное солнце», «под красным солнцем», «поворотясь к солнцу», «в восточную сторону, под утреннюю зарю, под красное солнце». Т. е. произносящий заговор как бы призывает солнце в свидетели, а солнце, в свою очередь, освещает и в прямом и в божественном смысле, закрепляет данное магическое действие. Часто данное закрепление происходит действием, например обходом три раза по ходу движения солнца –«посолонь», человек, произносящий заговор имитирует ход солнца по небосводу, таким образом дополнительно закрепляя заговор.

Источник