Меню

Чем орнамент отличается от принта

Разница между узором и орнаментом

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно. Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

Общие сведения

Узор, согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Узор

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).

Орнамент к содержанию ↑

Сравнение

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:

Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:

Зооморфные, стилизующие животный мир:

Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.

Источник

Чем орнамент отличается от принта

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др). Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Читайте также:  Орнамент старше почти всех произведений искусства

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт(мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре .

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

Источник

Самый полный гид по принтам: какой подойдет вам и почему

Немного истории и много полезных инструкций, которые помогут избежать ненужных покупок.

Каждому из существующих принтов можно посвятить отдельный масштабный обзор, ведь за каждым тянется целый пласт истории, включающий не только модные, но и культурологические аспекты. Однако объять необъятное тоже можно: для этого нужно определить главные моменты и подать их максимально сжато. Этим и займемся. Для начала определим то, на какие группы принты можно условно разделить, а потом выделим самое интересное (и важное) в каждой из них.

Что такое принт?

Начать нужно с главного: стать чуть грамотнее в области истории и теории моды, поняв наконец-то, что же такое принт и почему чаще всего мы применяем это слово не к месту.

По сути, все, что мы называем «принт», — это узор или рисунок. Он может быть нанесен на ткань разными способами. Если используется печать (трафарет, цифровая и др.), это как раз и есть принт. Но иногда узор получается иными способами (переплетение нитей и т. п.), тогда уже слово «принт» применять некорректно. Такой узор, если он повторяющийся, будет носить название «паттерн». Но и тут есть нюанс: паттерн (например, клетка) может быть нанесен методом печати, тогда это будет еще и принт. Чтобы понять, какой метод нанесения узора был выбран производителем для создания ткани, нужно посмотреть ее изнанку. Если это принт, то его наличие не будет отчетливо просматриваться.

Маленький экскурс в историю моды закончен. Теперь вы знаете, что сегодня словом «принт» для упрощения модной терминологии принято называть все виды узоров на ткани. Это неправильно, но привычно. В заголовке мы тоже оставили слово «принт». Но далее будем использовать термин «узор».

Какие узоры на ткани существуют

Условно все виды узоров на ткани можно разделить на четыре большие категории:

Абстрактные (часто это не принты, а особая техника окрашивания ткани).

Разумеется, есть варианты, которые будут сочетать разные элементы и находиться на стыке категорий. Охватить все дизайнерские фантазии невозможно. Мы поговорим лишь о типичных случаях. Внутри каждой из категорий будут работать дополнительные признаки, по которым узор можно отнести к более узкой группе. Например, масштабность и уровень регулярности. Почти в каждой из категорий будет представители двух этих мелких подгрупп. Например, модный сегодня горох — это геометрический узор, который чаще всего является регулярным (здесь можно применить вышеописанный термин «паттерн»), но можно добавить нотку абстракции (пункт 4), и тогда он уже попадет на стык категорий.

Важно! Мелкие нюансы, которые получаются на стыке взаимодействия групп, позволяют нам подобрать «свой» узор с большей долей вероятности. Например, если вам не идет контрастный регулярный горох, то, возможно, стоит сделать ставку на его абстрактное воплощение.

Идет ли вам узор

Теперь самое главное: схема подбора «своего» узора. Важно понимать, что делать ставку на принт, исходя из его актуальности, — это акт неуважения к себе. В первую очередь вещь должна вас украшать, а уже потом — радовать глаз тех, кто стоит на страже неукоснительного соблюдения трендов. Но, конечно, есть куча модных способов все совместить. Важно просто уяснить главные принципы взаимодействия линий узора (принта) с линиями вашей внешности. Сейчас мы выделим три пункта, которые все четко разложат по полочкам.

Читайте также:  Вязаный спицами чепчик для новорожденного мальчика спицами

Узор, который напрямую взаимодействует с лицом (находится в портретной зоне), должен поддерживать черты по принципу подобия. Таким образом создается гармония. Понять, каков характер ваших черт и как его подобие проявляется в узорах, можно, определив свой стилевой типаж. Если для вас это сложно, то попробуйте хотя бы определить уровень остроты/плавности черты и их масштаб. В качестве теста поднесите ткань с принтом к лицу: рядом со «своими» линиями черты «соберутся», акценты встанут на свои места. Чужеродные линии сделают лицо отечным, овал может поплыть, искривятся линии и т. п.

Источник

Классификация принтов

Гид по разнообразным рисункам на ткани

Одежда далеких предков показалась бы нам довольно скучной, потому что свои краски она брала из природы. До конца XVIII века ткань отбеливали естественным способом: вывешивали на солнце, выдерживали в кислом молоке, поэтому она имела желтоватый оттенок. Красители натурального происхождения также не давали ярких оттенков, да и стоили недешево. Долгое время цветная одежда была доступна только обеспеченным людям. В основном узоры создавались на этапе производства: окрашенные нити заправляли в ткацкий станок и переплетали различными способами. Техника набивного рисунка стала массовой после изобретения специальных станков. Однако до появления химических красителей текстильщики не могли добиться стойкости цветов.

Сложности не мешали людям раскрашивать свою жизнь и создавать орнаменты, которые становились культурными символами. Как известно, цвет одежды зачастую имел социальную функцию, по нему определяли статус человека и принадлежность к тому или иному роду. Такие узоры, как «шотландка» или «пейсли», известны уже несколько столетий и до сих пор не теряют популярности. Периодически они появляются в коллекциях всех модельеров.

Принты для тканей можно условно разделить на две группы: изобразительные и геометрические. Первый тип включает в себя различные элементы из окружающего мира – животные, растительные и т.д. Второй основан на повторении или соединении геометрических фигур.

Геометрические принты

Пожалуй, клетка является одним из самых известных рисунков на ткани.В горной Шотландии цвет и размер клетки служил различительным знаком между кланами, поэтому общее название узоров в виде крупной клетки – «шотландка». Более мелкий узор принято объединять термином «гленчек».

Среди значительного количества тканей в клетку выделяют следующие:

— Тартан. Самая известная одежда с таким рисунком — шотландский килт, который производится из шерсти и имеет крупный «шаг» клетки. Традиционными цветами являются желтый, черный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, позже к ним добавились все остальные. Новые узоры создаются на основе древнего варианта расцветки, где приглушенные тона имитируют окрашивание натуральными красителями, и современного с более яркими цветами. Одним из примеров новаторства является клетка Nova, созданная компанией Burberry. Бренд использовал четыре цвета: черный, белый, песочный, красный, которые стали символом марки наряду со знаменитым тренчем.

— «Куриная лапка» (pied-de-coq, pied-de-poule, houndstooth). Мелкий и пестрый принт в виде деформированной клетки с вытянутым углом, действительно похож на следы гусиных лап или зубы собаки. Чаще всего встречается черно-белый вариант, но возможны и другие сочетания цветов. Традиционно используется для пошива пальто и костюмов-двоек.

— Клетка «принц Уэльский», или «виндзорская». Образована пересечением сгруппированных тонких линий на сером фоне, заполненном мелкими клеточками. Характерна для стиля «колледж», уместна в офисе.

— Мадрасская клетка получила название от индийского штата. Отличается от других клетчатых принтов асимметричностью, обилием цветов и крупным размером. Характерна для стиля преппи и кантри.

— «Виши». Мелкая клетка, названная в честь французского города-курорта Vichy. Обычно имеет два цвета, один из которых белый. Раньше этот узор выполнялся в красных/синих цветах и их пастельных оттенках, сейчас уместны любые расцветки. Непременный атрибут стиля «кантри» или «прованс».

— «Пепита». Мелкий рисунок из маленьких клеток с диагональным соединением. На ткани саржевого переплетения выполняется в мелкую, преимущественно, черно-белую или коричнево-белую клетку.

— «Арджайл» (argyle). Шотландская клетка, представленная в виде контрастных ромбов с пересекающими их тонкими полосками. Отличительный признак стиля «колледж» и любителей гольфа.

Известны и другие геометрические принты: полоска, зигзаг, горошек.

Полоски. У такого простого на первый взгляд узора имеются следующие виды:

Читайте также:  Зимний кардиган с капюшоном спицами

— Морская полоска. Белые полоски чередуются с синими, красными или черными. Обычная тельняшка стала модным нарядом для отдыха, подарив свои полоски другой одежде – платьям, жакетам, юбкам.

— «Омбре» (ombre). Полоски с эффектом градиента – плавного перехода из одного цвета в другой.

— «Райе». Вертикальные полоски как одинаковой, так и разной ширины. Выполнены в контрастных цветах.

«Зигзаг Миссони». Зигзагообразный узор, где чередуются полосы разного цвета и ширины. Символ бренда Missoni.

«Меандр». Орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей спираль. Родом из древнегреческой эпохи.

Принт «в ёлочку». Ломаные линии, напоминающие положение игл на ели. Образован переплетением различных по цвету нитей.

«Горошек». Принт известен с XVIII века, когда техника позволила наносить на ткань мелкий узор. Всплеск популярности гороха пришелся на 50-е годы прошлого века, когда Кристиан Диор представил коллекцию в «горошек», он же polka dot. В данном случае крапины расположены симметрично, они могут иметь различный диаметр. Классическим вариантом считается белый горошек на черном фоне.

Цветочные узоры. Изображения цветов никогда не выходят из моды. Крупные яркие цветы на павлопосадских платках или пастельные на летних платьях – такие принты остаются признаком женственности. Одним из самых популярных является «мильфлер» (millefleurs), который представляет собой рисунок из мелких цветов на однотонном поле. Техника заполнения свободного фона цветами используется в художественных произведениях, прижилась она и на тканях. На подкладочных материалах часто встречается узор «геральдическая лилия», или fleur de lis – стилизованные лилии, расположенные симметрично по диагонали.

«Пейсли» («индийский огурец», «бута»). Узор представляет собой элемент персидского орнамента в виде изогнутого листа. Название получил от шотландского города, где производились шерстяные шали с таким рисунком. В семидесятые годы XX века стал атрибутом движения хиппи. Сейчас узор пейсли часто называют Bandana print.

Арабеска. Восточный орнамент из повторяющихся групп растительных и геометрических элементов. В рисунок могут включаться отдельные изображения фантастических существ, людей, животных, птиц, а также арабский шрифт. Заканчивается и возобновляется в любой точке без нарушения целостности орнамента. Практически не имеет фона.

На одежде могут расцвести любые цветы – розы, пионы, ромашки, орхидеи. От техники рисунка зависит, какие принты получатся: акварельные, винтажные, психоделические, батик. Многие дизайнеры черпают вдохновение в прошлом. Тогда появляются гобелененовые принты, которые имитируют узоры на коврах ручной работы. Для них характерны контрастные цвета фона и цветочного орнамента. Узор может быть создан переплетениями нитей, тогда ткань получится плотной, либо нанесен на материал.

Ар нуво (модерн) – стиль, популярный на рубеже XIX–XX веков. Его лозунгом был призыв «назад к природе». Характерная черта – волнообразно изогнутая линия. Растительный узор приобретает гибкие текучие формы с подвижными линиями, плоскими и не дающими тени. Популярные элементы – цикламен, ирисы, лилии, водоросли. Узоры отличаются непрерывностью линий и симметрией, чем схожи с арабесками.

Барокко – витиеватые узоры, которые имитируют ручную вышивку и фактуру. Характерны золотистые и серебристые цвета, благодаря чему стиль ассоциируется с роскошью и изобилием. Растительные узоры отличаются обилием завитков, мелких деталей.

Дамасский (сирийский) узор – подчеркнуто декоративный растительный орнамент, чаще всего двухцветный. Рисунок строго симметричен и повторяется с определенной последовательностью.

Тропический принт использует изображения экзотических растений – пальм, лиан, орхидей. В последнее время появился не только на отпускных нарядах, но и на вполне солидных вещах, для этого модельеры приглушили основные цвета и использовали черную и белую «базу».

Английские розы. Крупные цветы с прорисованными лепестками на однотонном фоне, приглушенном, словно выцветшем на солнце.

Цветы являются основой и для группы узоров, которые объединяют под названием a la russe. Они используют элементы русского национального костюма и традиционные виды росписи: хохлому, гжель, павлопосадские узоры.

Гжель отличается использованием ярко-синей краски, белым фоном и «мазковой» техникой росписи. Для хохломы характерно применение черного или красного фона, тогда как орнамент выполнен в золотом цвете.

Павлопосадские узоры впитали в себя античные, европейские, восточные мотивы. Это могут быть виноградные лозы, вазоны с крупными цветами, бобы и пейсли. По краям традиционного павлопосадского платка расположены крупные пышные цветы, в центре – небольшие гирлянды. Классическая расцветка фона – черная или бежевая, в рисунке часто используются темно-зеленый, бордовый, ярко-красный и синий цвета.

Анималистические принты имитируют узоры животного мира. Змеиный, тигровый, леопардовый – они могут как воспроизводить естественные цвета, так и использовать любые другие.

Помимо вышеперечисленных можно упомянуть этнические, абстрактные, психоделические принты, где сочетание элементов не подчиняется каким-либо правилам.

Источник