Меню

Бытовой предмет с орнаментом

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Рукоделие (993)
  • Бумага, газета (146)
  • Бисер, Стеклярус (130)
  • Игрушки (129)
  • Шкатулки-коробочки-упаковки (93)
  • Обереги, талисманы, амулеты (85)
  • Куклы (79)
  • Полезные советы (68)
  • П/глина (пластика, х/фарфор) (67)
  • Канзаши, цветы (62)
  • Идеи (52)
  • Роспись (41)
  • Декор (39)
  • Папье-маше, паперклей (33)
  • Соленое тесто (28)
  • Шаблоны, трафареты (27)
  • Бутылки (27)
  • Интерьер (24)
  • Букеты из. (23)
  • Декупаж (23)
  • Дерево (20)
  • Фоамиран (7)
  • Скрап (7)
  • Мыло (7)
  • Сутаж (6)
  • Кожа (5)
  • Макраме (5)
  • Филигрань (4)
  • Фриволите (3)
  • Фурошики — японские узелки (1)
  • Здоровье (761)
  • Полезные советы (420)
  • Растирки, мази, настои (196)
  • Упражнения (117)
  • Тело (104)
  • Лицо (102)
  • Ноги (69)
  • Диета (46)
  • Волосы/Причёски (35)
  • От простуды (33)
  • Возможности нашего организма (28)
  • Мастер — класс (626)
  • Вязание спицами (529)
  • Шапки (187)
  • Одежда (132)
  • Полезные советы (77)
  • Шарфы (68)
  • Носки (48)
  • Узоры (45)
  • Варежки, митенки (35)
  • Обувь (30)
  • Игрушки (20)
  • Идеи (10)
  • Сумки (6)
  • Шитьё (517)
  • Игрушки (167)
  • Сумки (98)
  • Одежда (96)
  • Полезные советы (81)
  • Обувь (54)
  • Головные уборы (29)
  • Переделки (3)
  • Постельное бельё (3)
  • Школа (342)
  • Рисование (245)
  • История (57)
  • Русский язык (14)
  • Английский язык (13)
  • География (4)
  • Это интересно (340)
  • Праздники (254)
  • Новый Год (144)
  • Пасха (71)
  • 8 Марта (5)
  • Кулинария (243)
  • Десерты (66)
  • Блины, Оладьи (27)
  • Выпечка (25)
  • Полезные советы (24)
  • Мясо (20)
  • Соленья (14)
  • Рыба (12)
  • Соусы (12)
  • Кабачки (10)
  • Сыр (7)
  • Картофель (7)
  • Марципан, мастика (6)
  • Помидоры (6)
  • Витамины (6)
  • Варенье (6)
  • Огурцы (4)
  • Каши (1)
  • Куличи (1)
  • Вязание крючком (234)
  • Игрушки (80)
  • Одежда (67)
  • Узоры (60)
  • Сумки (17)
  • Кайма (16)
  • Вышивка (205)
  • Вышивка крестиком (178)
  • Вышивка гладью (12)
  • Вышивка бисером (3)
  • Милый дом (145)
  • Полезные советы (111)
  • Декор (21)
  • Ландшафт (4)
  • Детям (141)
  • Народно — прикладное (76)
  • Цветы (69)
  • Розы (6)
  • Болезни растений (4)
  • Растения на балконе (2)
  • Орхидея (1)
  • Бамбук (1)
  • Дача (46)
  • Полезные советы (40)
  • От вредителей (9)
  • Бахчевые (2)
  • Мишки (22)
  • Дневник (11)
  • Мультиварка (11)
  • Вторые блюда (8)
  • Выпечка и Десерты (4)
  • Первые блюда (2)
  • Полезные советы (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ОРНАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ИХ РОЛЬ В БЫТУ

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 20:16 + в цитатник

ОРНАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ИХ РОЛЬ В БЫТУ

Украшению текстильных бытовых предметов уделялось большое внимание, как в крестьянской, так и в городской среде. Вышивка украшала русский традиционный костюм XVIII – начала XX в. Крестьянки вышивали женские и мужские рубахи, передники (занавеска, запон), юбки (подолы), иногда сарафаны, а в южнорусских областях – поневы и нагрудники (навершник, шушпан).

Повсюду особо украшали головной убор замужних женщин (сороку, кокошник) и девичьи уборы (ленты, перевязки, чёлки, косники), а также косынки и платки. На Севере были распространены вышитые шейные украшения в виде воротника – наборушники и в виде полоски ткани, обвивавшей шею, – голунца.

Украшали вышивкой верхнюю (выходную, праздничную) одежду из сукна или овчины. В некоторых местах вышивали зарукавья – наручники, рукавицы, перчатки и даже обувь (матерчатую и кожаную). Пояс чаще ткали, но были и матерчатые вышитые пояса.

В зависимости от назначения, размеров, формы, материала, покроя менялись характер вышивки, ее композиция, техника.

Изменение характера вышивки в зависимости от функций предмета хорошо отражают украшения крестьянских головпых уборов XIX – начала XX в. Среди русских Тверской губ., где в некоторых мостах сохранялся традиционный костюм еще в начале XX в. свадебную сороку – золотоломку молодая женщина носила лишь два-три года, надевая в самые большие календарные и семейные праздники. Количество украшений, качество материала, узор очелья менялись в зависимости от того, предназначалась ли сорока для большого праздника или для будней, для ношения в великий пост, для послеродового периода.

Сороки пожилых, а тем более старых женщин заметно отличались: количество блесток, позумента, золотых или серебряных нитей уменьшалось соответственно возрасту. Очелья старушечьих сорок вышивали шерстью (жицей) косым стежком, без просветов фона. Эта вышивка называлась плотной, плотнушкой, шитёхой. Белым цветом ткани и вышивки отличались горевые сороки, которые носили «по горю» вдовы в периоды траура.

Вышивка (и украшения в целом) навершника, поневы в южных губерниях также отражала переходы из одного возраста в другой и семейное положение крестьянской женщины. Рубаху также, в зависимости от ее назначения, украшали по-разному: обычно лишь по плечевым вставкам – мышкам (отсюда ее название мышница); в праздничных рубахах молодых женщин узором покрывали весь рукав (она называлась порукавной); рубаха подольница отличалась широкой вышивкой по подолу. Подольницы обычно предназначались для особого вида работ: покоса (особенно если косили сообща всем обществом; на Севере это называлось – косить меснину), жатвы, дня первого выгона скота в поле. Жатвенные и покосные рубахи нередко надевали без сарафана или же подол сарафана поднимали и затыкали за пояс, так что вышивка была видна.

В обычае было нарядно одеваться и нередко в традиционную одежду, которую уже повседневно не носили, для выполнения разных обрядов: при проводах масленицы, похоронах русалки и др. Нарядно одевались на семейные торжества, особенно на свадьбу. Одежда невесты и жениха была наиболее красивой, хотя существовал обычай (сохранявшийся в некоторых русских областях до конца XIX – начала XX в.) до венчания одевать невесту «по-печальному» – в «беленькое» и «черненькое», в соответствии с первой – «горестной» частью свадебного ритуала, когда она оплакивала расставание с «вольной волей». После «окручивания» невесты (перемены прически и девичьего убора на женский) и в первые дни после свадьбы молодая одевалась особенно нарядно.

Читайте также:  Узор изящных чулок 4 буквы

Обилие украшений в одежде молодухи определялось и эстетическими стремлениями, и задачей показать ее трудолюбие, а также зажиточность. Но, видимо, были к этому и другие причины. Следует вспомнить, что время свадьбы и последующие первые годы супружества – весьма ответственный период в жизни молодых. В это время множество обычаев и обрядов было направлено на охрану молодых от вмешательства темных сил и на продолжение рода.

Кокошник, особо украшенный, молодая носила в первый год замужества или до появления первого ребенка. Украшения, орнамент головных уборов имели определенную символику.

Так, например, псковский кокошник украшался своеобразными шишками, подобно шишкам свадебного каравая, символизировавшего плодородие. На костромских, ярославских, сольвычегодских кокошниках устойчиво сохранялись определенные мотивы узоров, как бы отражавшие добрые пожелания молодой.

Головной убор и пояс были наиболее связаны с древними религиозными представлениями и играли большую роль в обрядах.

Заботливо украшали предметы и частиц одежды, связанные с рождением, а также смертью человека. «Наголовнички» в виде полуовала (вышитые техникой строчки или золотом) украшали детские пеленки, в которых носили детей к причастию (Вологодская, Олонецкая губернии). Крестильной пеленкой нередко служила венчальная красиво отделанная рубаха отца ребенка (Рязанская губ.). Смертной одеждой нередко служила венчальная или специальная одежда, заранее приготовленная и в отдельных случаях имевшая особую вышивку.

Русский наряд с сарафаном носили не только крестьянки, но и горожанки в малых и средних городах России в середине, а кое-где и во второй половине XIX в. В Торжке, например, с сарафаном надевали кисейные рукава и передник, расшитые битью, сборник, платок, обувь – обильно расшитые золотом6. Также украшали традиционный костюм горожанки Галича, Сольвычегодска, Великих Лук, Старой Руссы и других городов.

Вышитые, чаще самодельные, ткани использовались для домашнего обихода и убранства крестьянского жилища, а в какой-то мере и горожан до второй половины XIX в., а в отдельных местах и позже. К ним относятся полотенца (убрус, ширинка, рукогер, рукотерник, утиральник, плат, наспишник, постинник), имевшие самое разнообразное применение в быту. Убрус, ширинка, косынейка – полотенца составляли часть женского головного убора.

В некоторых русских областях сельские жительницы до сих пор различают утирку, или рушник, – чисто утилитарного назначения, для вытирания рук и пользования «зався» (т. е. повседневно), которые мало или совсем не украшали, и полотенца (платы, платовья), предназначенные для убранства избы в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего кужельного холста. Длина полотенец была от 2 до 4 м (Весьегонский, Устюженский, Холмогорский уезды). Ширина их – это обычная ширина русского крестьянского холста – 36 – 38 см; реже делали их более узкими – 19 – 35 см или более широкими – 40 – 41 см. Холст тщательно отбеливали. В отдельных местах полотенце изготовляли из цветной ткани. Рукотеры перебираные шили из ткани с перетыкой, пропуская в утке красные нити, или же из клетчатки, клетцитины – белой в красную клетку (иногда с добавлением нити желтого цвета) домотканой материи (Холмогорский, Устюженский, Сольвычегодский, Великоустюгский уезды).

В первой четверти XX в. В селениях, где фабричный материал почти вытеснил домотканину, полотенца стали шить из хлопчатобумажной ткани разных цветов, вышивая их крестиком по канве (д. Косарево и другие селения Великоустюгского у.).

Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стеновое (длиной в стену). Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. По другим сведениям, в некоторых селениях рукобитное полотенце уступало по украшениям полотенцу жениха, и его дарили свату после того, как «ударят по рукам», т. е. договорятся о свадьбе.

Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные, и впоследствии они нередко служили утирками. По словам старых жительниц д. Кузьминская, девушка раньше заготовляла к свадьбе обычно не менее 12 полотенец, а в состоятельных семьях на свадьбе раздаривалось до 30 полотенц. По другим данным, в семье заготовливалось иногда до сотни полотенец. Дарили также рубахи или «на рубаху», пояски, кисеты и т. п.

Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. После «окручивания» следовало ее «открывание»: дружко снимал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал его всем, приговаривая: «невеста не спала, не дремала, все вам дары припасала». Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни. В Подвинье невесту, закрытую платком, брат выводил к столу, держа ее за расшитое полотенце, которое укреплялось на ее руке. Конец полотенца он подавал жениху, и тот трижды обводил невесту вокруг себя, а затем усаживал ее рядом с собой с левой стороны.

Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в переднем углу, поэтому его называли божник; вешали на окна, зеркала, фотографические карточки (распространившиеся в крестьянском интерьере в конце XIX – начале XX в.), на спицы по стенам. Отсюда названия полотенца: наспишник, спишник (Вологодская, Архангельская губернии), постинник (Великоустюгский у.), накрючник (Курская губ.). К свадьбе в доме устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности невесты, ее мастерстве и трудолюбии.

Читайте также:  Вязание спицами новое для мальчиков

Значительную роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронной и поминальной обрядности – по истечении 40 дней после смерти человека и в особые «родительские» дни в году, когда поминали умерших предков. Обычаи жертвовать полотенца в церковь («по обету» в случае болезни или смерти близких), а также одаривание церковного притча за выполнение обрядности широко практиковались вплоть до первой четверти XX в. включительно.

Полотенце играло существенную роль не только в семейной, но и в общественной жизни у русских и их соседей: при общественных молениях, при тканье обыденных полотенец. Обыденные полотенца – это полотенца, сделанные (коллективными усилиями жителей селения) в один день или в одну ночь (как и построенный обыденный храм). Оно считалось безупречно чистым, обладавшим силой сопротивления «нечистой силе». Изготовляли их в случаях эпидемических заболеваний людей и скота, а иногда для предотвращения засухи и града. Связь обыденного полотенца с аграрной магией выражена вполне определенно. Иногда только вышитое в один день полотенце считалось обыденным. Таким образом, вышивке на обыденном полотенце придавалось также известное значение.

О культовой роли полотенца в Древней Руси свидетельствует житийная литература, где упоминается о том, что славяне «дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся». Пережитки культа деревьев (а также камней и источников) сохранялись на Севере вплоть до начала XX в. «Священные» рощи или отдельные деревья «не шевелили», т. е. не рубили. Нарушение запрета рубить эти деревья вело, как считали, к несчастьям. Обычно в роще устанавливали крест или часовню, куда приносили и вешали полотенца, точу – холст, лоскутки ткани, сороки – «по завету», чтобы излечиться от болезней. Приносили также шерсть, масло, а при заболевании скота резали кур. Рощи с часовнями, куда носили вышитые полотенца, были в селениях Кенозера, в Тверском крае.

В связи с этим следует привести интересные данные о существовании специально изготовленной «заветной» вышивки в селениях Волосовской вол. Каргопольского у. В начале XX в. «заветную» вышивку выполняли в случаях болезни: на куске ткани золотой нитью гладью (эта техника золотого шитья давно известна жительницам Каргополья) вышивали изображение человека или больной части тела (ноги, например) и отдавали в церковь или часовню. Вышивка, таким образом, являлась здесь вотивным приношением.

К орнаментированным предметам относятся ширинки из четырехугольного куска холста (квадратной или продолговатой формы), вышитые по краям или углам. Ширинки, кроме того, что они дополняли женский головной убор (о чем упоминалось выше), имели разнообразное применение. На свадьбе ширинки (размером 36 X 52 см)20 выполняли роль салфеток, их расстилали гостям на колени (Весьегонский, Бежецкий уезды). Ширинки служили подарками – невеста одаривала ими гостей на свадьбе – или играли роль платочка и затыкались за пояс. Подножную ширинку, или подножник (размером 48 X 83 см), расстилали в церкви под ногами жениха и невесты (Вологодская, Олонецкая губернии).

Известно, какое значение придавалось примете: кто первым вступит на ширинку (или коврик) – жених или невеста, тот и будет главенствовать в доме. Ширинки-подножники делали из тонкого беленого холста, отделывая по краям тонкой строчевой вышивкой (строкою), с геометрическим, нередко зооморфным и антропоморфным орнаментом (Черевковская вол. Сольвычегодский у., ГМЭ, кол. № 508).

Ширинку подавальную (размером 55 X 57 см) в Черевковской вол., сплошь или частично вышитую, клали в шапку жениха, когда он приезжал за невестой в день свадьбы21, или же в знак почтения ею покрывали шапку гостя. Ширинку-блинник, вышитую по углам, молодая дарила родне мужа в знак благодарности за угощение блинами на масленицу. Употреблялись специальные украшенные ширинки – наблинники (размером 41X 82 см) для покрывания квашни с раствором – тестом (Устюженский у.).

Скатерти – столешники (скатерейки, салфетки) – сшивали обычно из двух полотнищ холста. Размеры крестьянского столешника – примерно 0,75 X 1,5 м, иногда ширина их достигала 90 – 95 см, а длина почти 3 м. Ткань скатерти – была ли она белой или расцвеченной другими нитками – обычно делали узорной с помощью браной техники тканья или способом многоремизного ткачества. Ткань называлась браниной; узоры были кругам, пряничкам (прямоугольниками) и др. Браная скатерть упоминается в былинах. Скатерти украшали вышивкой, чаще всего вдоль их узких сторон.

В прошлом крестьянский стол для трапезы, как правило, накрывался скатертью-столешником. После трапезы крошки со столешника вытряхивали в ведро, так как крошить хлеб и сорить крошками считалось грехом.

Нарядные скатерти предназначались для свадьбы, праздника, особенно для пасхи, и постилались под иконы, когда священник обходил дома для совершения молебна. В Устюженском у. такая скатерть называлась запасалъной, ее берегли и расстилали только под иконы. Намогильную скатерть постилали на могилу во время поминальной трапезы, совершавшейся на кладбище (Псковская губ.).

Подзор с тканым или вышитым узором украшал крестьянскую кровать, главным образом в избах северных областей, закрывая нижнюю ее часть. Подзор – полоса холщовой кумачовой или другой ткани (размер 37 – 38 см X 1,70 – 1,80 м) – пришивался к краю простыни – настилальнику, постилалънику. Отсюда его названия: край настилальника, край простыни, закрайка, пристен, поднавес, подвес. В Каргополье его именуют еще трестой – так здесь называется полотнище холста.

Подзоры были приняты в помещичьем и купеческом обиходе в XVIII – начале XIX в., но и позднее во многих провинциальных городах России они были в употреблении у разных социальных слоев населения. В зажиточной городской среде Вологды еще во второй половине XIX в. было в обычае при подготовке постели новобрачным стелить несколько (до семи штук) постилальников.

Читайте также:  Узоры для пуховых шалей


В деревенском быту подзоры чаще встречались в северных губерниях – в Новгородской, Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской и др. Они менее характерны для интерьера крестьянской избы-хаты южнорусских областей – Тульской, Калужской, Орловской, Рязанской, Воронежской и др. Убранство и меблировка преобладающего большинства крестьянских изб в этих губерниях, где долго сохранялись сильные крепостнические пережитки, были крайне скудны. «Пол» – настил из досок в виде рундука у печи, лавки – служили для спанья, солома – подстилкой, а зипун, полушубок – одеялом.

В Рязанской губ. в мастерских изготовлялись подзоры, но не для крестьян. Подзоры были в обиходе у татар в Касимовском у. этой же губернии. Жилище касимовских татар сохраняло немало своеобразных черт в своем убранстве, хотя и подверглось городскому влиянию, так как среди татар было развито отходничество в столицы, на пароходы.

Интерьер северной избы отличался от избы-хаты южных областей. Сама изба была выше, просторнее. Чаще встречалась роспись переборок, стен, шкафчиков и пр. Деревенская кровать (которую украшали подзором), правда часто весьма примитивного устройства, не была большой редкостью в северной избе. Иногда кровать делали неподвижной, и она была без спинок: две ее стороны опирались на бруски, вдолбленные в стены, а один угол поддерживала единственная ножка.

Простыни с подзором были далеко не в каждой семье. По словам колхозницы И. А. Игнатьевой (р. 1896 г.) из д. Коровино23, «постилать простынь, чтоб спать, не было и моды. Стелили ее только в праздничек», а также на свадьбу. Специальная простыня-покрывало изготовлялась для покрытия саней (или телеги), когда невесту везли в церковь, и на другой день свадьбы, когда молодые ездили кататься. Покрывало шили из трех полотнищ холста, и украшенная вышивкой часть спускалась с задка саней (Тверская, Новгородская губернии).

Части одежды или декоративные предметы из текстиля, красиво отделанные, вышитые, нередко служили в качестве подарков. Такое их назначение подчеркивалось и надписями, сделанными на них. Обычай делать надписи на бытовых предметах – древнего происхождения. Их писали на ковшах, братинах; тексты, выполненные славянской вязью, включали в орнамент лицевого шитья XVI – XVII вв. В народной вышивке надписи встречаем на предметах XIX – первой четверти XX в. В некоторых областях включение текстов в вышивку распространилось раньше, в других – позднее (преимущественно в начале XX в.) и главным образом в тамбурной технике и крестиком по канве, реже в строчевой или другой технике.

В надписях отмечалась дата изготовления вещи, имя мастера или хозяйки, которой принадлежала вещь, а иногда и место изготовления – деревня. Кроме того, были надписи, указывавшие на подарочное значение вещи, выражавшие добрые пожелания. На полотенцах вышивали: «Кого люблю – тому дарю»; «люблюсердечно – дарю навечно»; «в знак благодарности»; «кому честь – тому слава». На концах одного костромского полотенца было вышито: «Нашу склонос предлагаем, вашу честнос уважаем и его с почтением вам вручаем». Миткалевый олонецкий платок с золотошвейным узором имеет следующую надпись: «Сей платок прекрасной девичи Лукерье Ивановны носить и щасливо 1872 г.» (ГМЭ, № 1558-23).

В некоторых надписях указывается на непосредственное назначение вещи. Так, на одном конце тамбовского полотенца вышиты слова «умывайся беленько», а на другом – «вытирайся сухенько. Е. Б.» (ГМЭ, № 7076-23). На каргопольском кумачовом подзоре тамбуром выведено пожелание: «Сей край Александры Федоровне Боголеповой держать, не марать, на кроватку чаще клась, надписал Андрей Николаев Новожилов 1901 года» 24.

Более частое включение текстов в вышивку в конце XIX – начале XX в. связано, по-видимому, с распространением в деревне грамотности, книг. Однако изготовлявшие эти надписи вышивальщицы далеко не всегда были грамотными (чем объясняются встречающиеся искажения слов и орфографии) и прибегали к помощи грамотных людей. Об этом рассказывают жительницы б. Валдайского у., и это видно из самих надписей. Например, на крае одного полотенца вышито тамбуром по кумачу: «1866 г. писал Матфей Николаев Быков Ирине Александровне Третьяковой шила Ульяна Андреевна Черепанова».

Украшенные вышивкой изделия имели многообразные бытовые функции. Чаще всего это праздничные или связанные с традиционными обычаями, обрядами и поверьями предметы, изделия, предназначенные для подарков. В них сочетались (как и в других видах народного творчества) утилитарное и декоративное значения.

В XIX – начале XX в. заметно усилилась их декоративная сторона. В некоторых случаях чисто утилитарные функции почти исчезли (полотенца-наспишники), Во второй половине XIX в. значительно изменились по сравнению с началом века состав, материал и назначение вышитых изделий, которые шли главным образом для города, на продажу. Кроме традиционных полотенец и простынь, вышивали наволочки, накидки на подушки, дорожки, салфетки, накомодники, а также дамское белье и пр. В крестьянский быт некоторые из этих предметов проникают большею частью позднее – в начале XX в., когда городское влияние распространяется и на интерьер крестьянской избы.


Магическое значение некоторых предметов (головного убора, пояса, полотенца), которое, по-видимому, им придавалось в древности, в XIX – начале XX1 постепенно сошло на нет, если не считать отдельных пережитков, слабо отражавших их былую роль.

Источник