Меню

Бурятский орнамент шаблоны трафареты

Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами): типичные геометрические и зооморфные узоры с описанием их значений и шаблонами

Национальные узоры – это не просто набор «закорючек», соединенных в произвольном порядке, каждая из них имеет определенное значение и наносится на одежду или предметы быта неслучайно. В отличие от современных принтов, которые имеют исключительно декоративное значение, этнические мотивы основываются в первую очередь на значении цвета и символов, а только во вторую – на внешней привлекательности узора. Тем не менее, национальные орнаменты всегда выглядят удивительно стильно и продуманно, поэтому они уместно смотрятся даже на современных элементах одежды. В этой статье мы познакомимся подробнее с бурятскими узорами и разнообразными по тематике орнаментами — подборки с трафареты помогут при желании скопировать эти рисунки и украсить ими свои поделки или предметы гардероба.

Простые геометрические узоры – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов. К ним относятся ломаные линии, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.

Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.

Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).

1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.

Видео по теме статьи

Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалами, рассказывающими более подробно о значении бурятских узоров и орнаментов.

Источник

Бурятские узоры и орнаменты с трафаретами, шаблонами и фото

Бурятские узоры – это национальные узоры, которые несут в себе определенный смысл, а не просто графически изображенные закорючки. Такие символы стали популярны как орнамент на одежде или другой вещи, используемой в быту. Народные мотивы несут в себе смысл, а каждая деталь, цвет имеют огромное значение, в отличие от современных принтов, которые используются только для декора. Подобные рисунки, которые наносятся на одежду и несут в себе определенное значение, стали уже популярным течением среди модников. Бурятские узоры и орнаменты, трафареты стали все чаще использоваться среди рукодельниц.

Читайте также:  Шапочка для новорожденного двухцветная спицами

Но не все умеют передать точную копию подобных орнаментов, поэтому в помощь мастерицам может прийти трафарет. С помощью подобного инструмента можно сделать точную копию рисунка, безошибочно повторить его. Узоры настолько разнообразны, что покоряют все больше и больше людей. Своей яркостью, необычностью и в то же время простотой занимают одну из первых позиций в современном декоре одежды и других вещей. Такие узоры весьма распространенные среди народов монголоязычных.

Разновидность символики

Одним из самых популярных бурятских узоров является свастика. В переводе данное слово значит благосостояние. Подобная символика использовалась во всем мире и имела значение основных сил природы, четыре стороны света, четыре стихии, сезонов года. Свои корни эта символика берет из буддизма, поэтому те страны, где эта вера имеет место, узоры встречаются достаточно часто.

Рисунки появляются на святых местах, на статуях Будды. И вот такие интересные узоры пользуются спросом, когда их используют в одежде, в декорации комнат и даже в украшении своего тела. Многие рукодельницы часто используют такие рисунки в своих изделиях. Поэтому ниже мы предоставим шаблон узора.

Узоры животных

Бурятские узоры в виде животных известны еще с древних времен. С помощью таких изображений можно показать разные истории. Но порой в технике можно встретить не только четкие рисунки, но также и небольшие части животных.

У самих бурят в одежде и других бытовых изделиях можно легко увидеть рисунки пяти самых важных для этой культуры животных. Ведь именно в этой культуре скотоводство достаточно развито. Такие животные, как козы или коровы, являются теми животными, которые украшают одежду этого народа. Но также еще и рога, копыта и голова в целом.

Многим рукодельницам нравятся подобные орнаменты на одежде, особенно, если вещи будут вязаные. Свитер с оленями, другими узорами является одним из самых важных элементов современной вязаной одежды. Рисунки модно использовать в вязании варежек. Сами узоры достаточно простые. Важно придерживаться представленным схемам. Но кроме вязания, такие узоры можно сделать и с помощью вышивки на одежде, скатерти, салфетки. Они встречаются чаще у общества, которое не связано с буддизмом, именно в новогодние праздники или в холодный период года.

Главным источником, откуда можно черпать вдохновение по созданию бурятских орнаментов, является природа. Ведь именно все природное является неповторимым и уникальным. Для рукодельниц, которые хотят создать что-то необычное и совершенное, стоит взглянуть только на крылья бабочек или на форму листа, красивые рисунки на спинках гусениц, и это позволит фантазии плыть дальше.

Все орнаменты подразделяются на типы – геометрические, анималистические (изображение животного мира), растительные (рисунки изображены в виде растений – листья, деревья), природные (когда на рисуночке можно увидеть космическое тело, природные явления и другое), а также еще один тип – это культурные (события в жизни человека или даже народа). Каждый орнамент рассказывает свою историю. Поэтому мастерицы в рукоделии на полотне ткани, листе бумаги такую историю пытаются изобразить. Но чтобы получилось достаточно точно, нужно иметь не только терпение и фантазию, но еще и шаблоны, выкройки. В этой статье можно найти фото различных рисунков, которые с помощью трафарета возможно перенести на ткань или лист бумаги, а затем создать уникальный узор.

Например, культурные орнаменты выполняются чаще всего на полотенцах, скатертях и салфетках. Очень важная поправка — на данных вещах с учетом бурятских узоров нужно изображать восемь предметов. Ведь именно в Буддизме это важный элемент при создании вещей с этим рисунком. При создании таких рисунков нужно понимать, что необходимо соблюдать правильность подбора элементов, чтобы смысл не был утрачен.

Чтобы создать такие узоры, необходимо взять лист бумаги, где есть изображение рисунков, и с помощью трафарета перенести на нужный материал. А дальше, в зависимости от вида деятельности, сделать орнамент на данном материале.

Видео по теме статьи

В статье представлена видео-подборка, с помощью которой можно научиться делать шаблоны бурятских узоров с помощью трафарета.

Источник

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Ульяновская Наталия Юрьевна
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Выполнил: Ульяновская Н. Ю.

С. Турунтаево, 2018 г.

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшалась одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи, простота, четкость, и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черт произведений народного творчества.

Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. На многих бурятских изделиях из дерева, металла и нашитых работах часто встречается в различных вариациях мотив «бараний рог» (Слайд 2): иногда удвоенный, иногда в сочетании с крестом, с ромбом в виде якоря и т. д.

Читайте также:  Схема шапки с ушками спицами для девушек

Этот мотив характерен для многих кочевых и полу-кочевых народов Сибири. Его можно увидеть в орнаменте вязанных чулок у населения острова Ольхон, сохранившего самобытные черты в своем искусстве.

Техника вязания обусловила распространение геометрического орнамента на чулках. В основе этого орнамента лежит зигзагообразная линия, дающая различные узоры – бараний рог, птицу, елочку и др. Черный, темно-коричневый – естественная окраска шерсти – составляли основную гамму красочных сочетаний. Иногда шерсть красили в слабо окрашенной воде, от чего получали бледную окраску оранжевого, светло- желтого цвета. Ранний геометрический орнамент обеспечил твердый каркас решений многих композиций росписи, вышивок на различных предметах.

На старинных колчанах, налучниках и поясах особенно распространен мотив «Солнца» (Слайд) – круг. Его символическое значение связано с пожеланием удачи на охоте, в бою возможно это был талисман в виде круга, который затем перешел непосредственно на предметы, как украшение – серебряный диск, вышивка. Так именно расшиты одежды невесты, подушки, одеяла. Обычай украшения одежды невесты серебряными дисками существует у таджиков, туркмен, якутов и др народов.

Под влиянием буддийского искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое заимствование, а рождение нового, слияние примитивных мотивов старого бурятского орнамента с причудливыми мотивами буддийской иконографии. Этот период характеризуется появлением расписных вещей домашнего обихода и предметов культа.

Росписью занимались резчики по дереву. Красителями служили иногда привозные, иногда растительные и минеральные краски, которые получали из глины и коры лиственницы путем специальной обработки, те же самые орнаментальные мотивы – круги, зигзаги, бараний рог – усложняется в переплетениях с растительными.

Эта же тенденция усложнения орнамента встречается и на шитых работах. Мотивы орнамента на рукавах халата, на унтах – сочетание ромбов, крестов, завитков напоминающих бараний рог зигзаги.

Сохраняя старинные традиции, развивая и совершенствуя их, мастера создавали и по ныне создают подлинные шедевры искусства.

Бесконечно разнообразно орнаментация, используемая в украшении многочисленных женских нагрудных, поясных подвесок, браслетов, серег, колец, мужских поясов, ножей.

Конская сбруя, трубки, кисеты, табакерки, посуда так же богата орнаментированы. украшение предметов выполнены с большим чувством такта, ощущением цвета и линий, с учетом особенностей материала.Разнообразны были средства и способы украшения орнаментом различных предметов: вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, насечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.

Поле деятельности народного мастерства – это вещи окружающие его в повседневной жизни. Виртуозное владение приемами обработки металла, дерева, приемами вышивки дает возможность довести художественное оформление этих вещей до совершенства. Тяга народа к красоте нашла выражение в богатом убранстве одежды и различных предметов быта, в художественной оформлении изделий из металла.

В орнаментальных мотивах отразились спокойный ритм и гармония окружающей природы, мягкий колорит забайкальского лета, красочность осени. Основные элементы бурятского узора- солнце, луна, Облако- характеризуются четким узором и ясным цветом решением.

Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо знать, что означает тот или иной цвет.

Белый – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.

Золотой цвет – имеет высшую ценность. Это вечность, прочность, нетленноость, величие, блеск, и сияние Солнца и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность.

Голубой – отец цветов, Вечно Синее Небо, верность, постоянство.

Желтый – то же что и золотой.

Красный – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба, агрессивность.

Зеленый – цвет травы, листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и не увядание.

Черный – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое.

Бурятский орнамент глубоко национален. Это удивительно организованная и насыщенная плоскость, гармоническое сочетание графики и цвета. Это создание бурятского мастера, его любимая песня, отражающая природу края, уклад жизни народа.

Орнамент – это древний магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послания или тайное знание. Украшая свое тело татуировкой, парень может и не подозревать, что это может изменить его судьбу. Декор занавески может совершенно расстроить семейную жизнь. Поэтому значение знаний об орнаменте и цвете трудно переоценить. Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью играл роль оберега, талисмана, благопожелания. в сложной или наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

Инь и Ян – единство и противоположности мира. Это можно сказать наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы,перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского имужского, так можно продолжать долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и тд. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Этот добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.

Читайте также:  Вязание спицами капор труба

Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор — тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – то же Солнце, то же с ножками. Свастика древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят – это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца — добрая энергия, это четыре головы лошадей скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия. Вообще буряты предпочитают совершать все действия по ходу Солнца.

К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.

Меандр – похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбие и бесконечное счастье.

Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду. Это одно из буддийских жертвоприношений, которое означает непрерывные перевоплощения людей.

Облака – пожелания духовного развития, совершенства.

Все водные узоры – символ вечности народа.

ШОУ – круг поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.

После Великой Октябрьской социалистической революции искусство бурятского народа, в частности орнамент, получила исключительно благоприятные условия для своего возрождения и развития. Орнамент обрел свежую силу, зазвучал новыми мотивами, засверкал радужными красками. Во многие орнаментальные композиции вписались изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, эмблем красноармейца в шлеме и с винтовкой в руках, деталей различных сельскохозяйственных машин. Эти новые элементы вплетались в традиционные основы орнамента естественно и органично, неся в широкие трудящиеся массы основные идеи советской власти. Так своим специфическим языком орнамент говорил о радостных переменах народной жизни, о светлом счастье простых людей.

Живописцы, графики, мастера декоративно- прикладного искусства с большим вниманием отнеслись к орнаментальному наследию бурятского народа. В Республиканском художественном музее имени Ц. С. Сампилова сосредоточенно большое количество орнамента, бытовавших бурятских аймаках и улусах.

Собиратели бережно собирали образцы бурятских орнаментов и всячески способствовали их развитию. Имеется большое количество зарисовок, сделанных одним из собирателей народного орнамента Ц. Сампилова. с вещей домашнего обихода. Сампилов с увлечением занимался разработкой новых мотивов, часто он превращал в узоры отдельные характерные сцены бурятской народной жизни. Так, во многих орнаментах мы видим диких лошадей, скачущих по бескрайней степи; другие же изобилуют изображением домашних животных, чаще баранов, коз, овец. Сампилов выступил с призывом обогатить народный орнамент, безотлагательно взяться за обработку мотивов народной орнаментики.

Много труда и творческих сил вложили в дело собирания и развития народного орнамента художники Б. Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Все они неоднократно выезжали в районы республики, Иркутской области, Агинского Бурятского национального округа, где срисовывались орнаменты с предметов быта.

Орнаменты, созданные профессиональными художниками, имеют большое практическое значение. Благодаря своей подвижности эти орнаменты могут быть использованы для росписи по дереву, вышивки, в художественном оформлении изделий из металла.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей «Виды пластилиновой аппликации» Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.

Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющихся у детей,.

Консультация для воспитателей «Виды театров» Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! А когда ожившие куклы начинают двигаться,.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Консультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Источник