Меню

Бурятские надписи с узорами

Бурятские надписи с узорами

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Читайте также:  Схема стежков для вышивки гладью

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.

Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

Источник

КОЛЕСО ЖИЗНИ: КАК «ПРОЧИТАТЬ» БУРЯТСКИЙ ОРНАМЕНТ

Рассказывать о национальных костюмах и их отдельных элементах можно бесконечно. Крайне интересно то, что у коренных народов Прибайкалья все детали, как правило, играли сугубо утилитарную роль, зависящую от основных занятий, климатических условий проживания и пола владельца одежды. Неслучайно и система украшения нарядов отражала особенности культурных традиций, имела символическое значение и была напрямую связана с картиной построения модели мироздания.

Читайте также:  Спецовка колеса 36 спиц

Код узора

У бурятских орнаментов есть собственное название – «угалза», что переводится как «узоры». В них нет случайных знаков и символов. Все они «считываются» как предложения в книге, являясь носителями накопленных и передаваемых знаний и опыта.

Узоры – это стихии и явления природы, смена времен года, разнообразие животного мира, богатство растительного покрова земли…

Расшифровывая смысловое наполнение бурятского узора, человек убеждается, что в начертании фигур не просто передано отношение предков к природе, а явно просматривается преклонение перед ней. И поэтому получался не просто орнамент, а специальное заклинание, не набор красивых символов, а оберег от злых сил, выражение представлений бурята о Вселенной и своем месте в ней.

В таких рисунках нет случайных элементов. Все они наносятся исходя из традиций предков, тщательно выбираются в зависимости от того, что ожидает получить от них человек, соответствуют определенной цветовой гамме.

Существуют разные варианты классификации бурятского орнамента.

Геометрический орнамент

Это целый набор разнообразных фигур, отличающийся невероятно большой вариативностью их использования. Данная группа включает точки, линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты… И все виды бурятских орнаментов геометрического типа играют глубокую сакральную роль и строятся, как правило, по так называемому закону ритмического ряда. По мере познания окружающего мира древние буряты заметили цикличность в окружающем их пространстве, начиная от смены времен года и заканчивая жизненными циклами растений, животных, людей, что и выразили в систематических повторениях элементов узора. Такое закономерное дублирование, с изменением, например, расстояния между элементами или цвета, придает определенный динамизм всей композиции.

Одним из распространенных и популярных геометрических вариантов является круг, обозначающий солнце, луну, небо. Символика круга у бурят – это бесконечность и цикличность, которую они, увидев в природе, распространили на социальные отношения. Период от появления на свет до смерти – это движение по «колесу жизни», где постоянно, в вечер накануне Сагаалгана, замыкается круг уходящего года, и то, что появилось в его течении, должно выйти из этого замкнутого пространства и начать новый виток в следующем году.

Интересно и предназначение креста, связанного с культом огня, где, в восприятии бурят, огонь – божество доброе, покровительствующее тому или иному роду. Сочетание круга и креста в орнаменте на отдельных украшениях бурятской невесты было связано с восславлением начала новой жизни молодоженов, с пожеланием созданной семье благополучия и плодовитости.

Геометрическим орнаментом украшают деревянные части юрты, мебели, войлочные ковры, одежду, посуду, упряжь, музыкальные инструменты.

Растительный орнамент

Еще в глубокой древности люди пытались воспроизвести на различных поверхностях деревья, цветы, плоды, листья. Они воспринимались как естественная часть природы, от которой человек зависел, перед которой благоговел и силами которой подпитывался.

Бурятские орнаменты растительного характера – это лиственные, цветочные и лотосовые узоры. Последние появились вместе с буддийской культурой. Лотос для бурят – символ возрождения и победы жизни над смертью.

Растительный орнамент напрямую связан с осмыслением законов природы, и в первую очередь базового из них – закона жизни и смерти. Растительный узор – это своего рода иллюстрация единства судеб всего живого, где природа показывала беспрерывный процесс умирания и возрождения растительного и животного мира. Именно поэтому подобный бурятский орнамент связан с символикой материнства, плодородия, силы и жизненной энергии.

Читайте также:  Юбка узор зигзаг спицами схемы с описанием

Растительный узор можно встретить в оформлении предметов быта, декоре костюма, архитектуре, а стилизованные украшения деревьев активно использовались в дизайне рукавиц. Любили его размещать и на кузнечных работах при декорировании колчанов, налучников, конской упряжи, поясов…

Зооморфный орнамент

Он основан на стилизации фигур (или их частей) существующих или фантастических животных и считается даже «старше», чем орнамент геометрический.

Без изображения животных сложно полноценно охарактеризовать бурятское национальное творчество. Всегда нужно помнить, что у этого кочевого народа скотоводство – важнейшее занятие, и наличие пяти основных животных: верблюда, коровы, козы, барана и лошади на орнаментах символизировало защиту от недобрых сил.

Помимо рисунка козла или барана, широчайшей популярностью пользовались узоры в виде их рогов. Его наносили, чтобы пожелать богатства и плодородия, изобилия и процветания. «Бараний рог» в сочетании, например, с луной или солнцем должен был увеличить магическую силу узора.

Воплощение в орнаменте нашел и орел, который обычно размещался на одеянии шаманов, общающихся с духами. Особенно распространен он в столице шаманизма – Ольхоне, где орла называют тотемным животным ольхонских бурят.

Все виды бурятского орнамента находят применение при украшении национального костюма, одежды (унты, чулки, рукава традиционных халатов, головные уборы), мебели, ювелирных изделий, игрушек, конской сбруи…

Источник

Улан-Удэнка шьет детские вещи с надписями на бурятском языке и орнаментами

Надежда Арестова не просто шьет красивую детскую одежду, а делает ставку на национальный колорит.

Знакомьтесь, Надежда Арестова, многодетная мама и очень талантливый человек. Она не просто шьет красивую детскую одежду, а делает ставку на национальный колорит.
Надежда Арестова: Мне нравится, когда надписи на бурятском языке. Мы часто покупаем одежду детям и даже не знаем, что там написано. Почему бы не сделать надпись на бурятском языке, чтобы малыши знали перевод и орнамент. Например, здесь на основе улзы. Надписи и рисунки на одежде, как выяснилось, вышивает муж Нади. Нет, конечно же, не вручную, а с помощью специальной машинки.
Надежда Арестова: Разобрался с нитками, с натяжением, я даже не стала в это дело вникать. И вообще, оказалось, что в этой квартире живет целый семейный швейный подряд. За исключением, пожалуй, только кошки. Дети выступают в роли моделей и главных носителей маминого хобби. Троих своих чад Надя обшила уже с ног до головы. В гардеробе почти нет вещей из магазинов.
Надежда Арестова: Здесь вот реплика на известный бренд. Мне как многодетной маме нужно заниматься экономией, потому что одеть троих детей достаточно накладно, а это хороший способ экономить. Мне этот костюм обошелся не дороже 500 рублей. В шкафу в ожидании своей очереди сотни метров различных тканей, километры рюш, лент и десятки мотков ниток. Именно здесь берет свое начало творческий процесс. Каждую модель девушка разрабатывает сама. Говорит, образ нового платья или костюма рождается из ткани. Первым делом она подбирает цвета будущему изделию. Уже потом свои мысли переносит на бумагу. А дальше только успевай вставлять нитки в иголки.
Надежда Арестова: Мы все это дело обыграли. Это вроде все розовое, мимишное, девичье, но в национальном стиле. Получилось очень интересно. Идею шить особенную детскую одежду Надежда вынашивала давно. Путь к мечте занял 20 лет. И вот теперь она дипломированный портной. Впереди уже новая цель – открыть собственное ателье. И мы даже не сомневаемся, что все получится.
Надежда Арестова: Это для вас небольшой сюрприз. Надеюсь, что размер подойдет. Вот это удивила, так удивила. Футболка – подарок моему чаду, цвета национального флага Бурятии, с логотипом телекомпании «Ариг Ус». Все, теперь хочу такую же себе.

Источник