Меню

Бордюр орнамент полоса односторонняя

Композиционное построение орнамента

Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.

Бордюр. Это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Рассмотрим различные виды построения бордюров:

1) Полоса односторонняя. На одной из сторон которой ритмически расположены элементы.

а) простой статический ритм.(См. рис.7)

рис.7

б) простой динамический ритм. ( из рис. 8 видно, как добавляется динамика к орнаменту)

рис.8

в) простой статический ритм со сложным элементом (рис.9)

рис.9

г) простой динамический ритм со сложным элементом (рис.10)

рис.10

д) сложный статический ритм (рис.11)

рис.11

е) сложный динамический ритм (рис.12)

рис.12

2. Полоса двухсторонняя. (название говорит само за себя, единственная ремарка: элементы, как правило имеют зеркальную симметрию, ось которой проходит посередине двухсторонней полосы). Рассмотрим следующие виды:

а) простой статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.13. Жирная линия — ось симметрии, разделяющая две стороны полосы)

рис.13

б) простой статический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.14)

рис.14

в) простой динамический ритм с совпадающими осями переноса (рис.15)

рис.15

г) простой динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.16)

рис.16

д) сложный статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.17)

рис.17

е) сложный динамический ритм с совпадающими осями переноса (рисс.18)

рис.18

ж) сложный статический ритм с несовпадающими осями переноса. (рис.19)

рис.19

з) сложный динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.20)

рис.20

(Ну вот мы и рассмотрели все разнообразие полос двухсторонних и односторонних. Любые иные встречающиеся формы, скорее всего будут вариантами вышеперечисленных)

3) Полоса, в которой элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине.

а) простой статический ритм (рис21)

рис.21

б) простой динамический ритм (рис.22)

рис.22

в) сложный статический ритм (рис.23)

рис.23

г) сложный динамический ритм (рис.24)

рис.24

4) Смешанный бордюр. Это полоса, в которой элементы расположены по двум ее сторонам и посередине. (На рис.25 приведен пример сложного варианта со статическими элементами)

рис.25

На рис.26 рассмотрен смешанный бордюр с динамическими элементами

рис.26

Раппорт. Или статический сетчатый орнамент — это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку. Рассмотрим следующие варианты:

1) Квадратная сетка без организации центров (рис.27)

рис.27

2) Квадратная сетка с организацией центров (рис.28)

рис.28

Как видно из рисунков привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.

Читайте также:  Свитер патентным узором с описанием

Источник

Создание орнаментов в полосе

Для тех, кому нравится создавать орнаменты и ковры хочу разместить шаблон создания нескольких вариантов орнамента в полосе. Для создания простейшего орнамента вам придётся вооружиться калькой или копиркой( кому что удобнее), мягким карандашом, линейкой,точилкой, мягким ластиком и красками( какие Вам больше по душе).

Повторяющийся мотив в орнаменте называется периодом. И Вам необходимо сначала определиться какого размера у Вас будет этот период. Он может вписываться в квадрат или прямоугольник. Например Вы решили создать орнамент на основе квадрата. Нарисуйте квадрат на отдельном листе ( на представленном эскизе квадрат был 4 на 4 см). В этот квадрат необходимо нарисовать мотив, который мы потом будем повторять.

Совет: рисуйте цветы, листья, плоды, животных и др. как можно более цельно, как будто вы их будете в последствии вырезать ножницами. Не берите слишком сложные изображения с мелкими деталями.

Далее,на чистом плотном листе начертите полосу,разбейте её на квадраты, равные по размеру периоду, который Вы создали на отдельном листочке. Теперь Вы должны выбрать один из вариантов размещения периода:

1) трансляция — полное повторение элемента в каждой ячейке (квадратике);

2) поворотный орнамент — может быть в неизменном виде (сеточка в два этажа), а может быть в сдвинутом виде( как показано на рисунке №3)

4) продольное зеркало отрисовывается тоже «в два этажа», поскольку нам необходимо зеркально отразить трансляцию — повторение периода.

Для перевода рисунка используйте кальку или копирку. У Вас должно получиться что — то вроде этого:

Далее вооружаемся красками, карандашами или ещё чем-нибудь цветным и создаём неповторимый колорит нашей работе:

На каждом виде орнамента представлена своя цветовая гамма и вариант оформления . Обратите внимание на то, что фон можно сделать однотонным, а можно пофантазировать и придумать что-то оригинальное. Я использую гуашь или темперу, когда создаю декоративные работы подобного рода. Реже акварель.

А вот ещё некоторые метаморфозы, которые могут произойти с простыми поворотами и трансляциями. Называются они «антитрансляция», «антиповоротный» и т.д. Здесь периодом (повторяющейся частью) уже является не один квадратик, а пара, поскольку они разные по цветовой гамме.

А эти зеркальные орнаменты (со смещением на одну ось) созданы без применения хроматических цветов. Здесь чисто чёрно-белое решение, причем в первом варианте применялась заливка, а во втором ( с рыбками) главную роль играет непосредственно линия. В работе использовала чёрную акварель,поэтому качество заливки не очень. если бы под рукой была тушь, то работы бы выглядели более чётко.

Если эта тема окажется для Вас актуальна, то с удовольствием буду продолжать публикации о создании орнаментов в полосе, создании различных ковров и поворотных сеток.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Быт и бытие (363)
  • Зацепило (222)
  • Сундучёк-с (178)
  • Art-kafe (100)
  • Мысли и «мюсли» (97)
  • Тесты и гадания. (90)
  • Музыка под настроение (86)
  • Большие маленькие праздники (72)
  • Цитаты и афоризмы (61)
  • Моё творчество (57)
  • Поэзия (53)
  • Сердце (51)
  • Астрология, гороскопы, предсказания. (50)
  • Лирушное (43)
  • Сказки и притчи (42)
  • Знаки и символы (24)
  • Юмор (23)
  • Этюды и зарисовки (21)
  • Люди (19)
  • Практики (18)
  • Сны, астральные сказки (18)
  • Про кино (14)
  • Цвет, цветотерапия (13)
  • Живые картины (9)
  • Осторожно, критика! (5)
  • Мои аферизмы (4)
Читайте также:  Как связать шарф спицами ошейник

Метки

Музыка

Фотоальбом

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Принципы построения орнамента

Воскресенье, 06 Сентября 2015 г. 00:23 + в цитатник

Композиционное построение орнамента

Стилизация. Прежде чем говорить об орнаменте, сперва необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация — это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художнику.

«Стилизация, по своей содержательной сути применяется в дизайне для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета». Чернышев.

Стилизация — это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.

Орнамент. В переводе с латинского — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта. Для орнамента характерно применение двух средств: симметрии и ритма.

Основной признак орнамента — это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается.

(Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.)

Какие же мотивы свойственны орнаменту? Растительные, с разной степени стилизации применяются у всех народов: лотос (Египет), виноград и пальмы (Греция), геоцинт (Турция), роза (Европа в период готики, позднее средневековье), хризантемы (Китай). Анималистические мотивы (изображение животных), как правило, носили символические значение, т.к. изображали тотемных животных: лев (Египет), слон (буддийские страны), дельфин (Др. Греция), карп (эпоха Возрождения), рыба (зарождение христианства). Антропологические мотивы в орнаменте применялись редко, т.к. они имеют самостоятельных художественный образ.

Классификация орнамента: 1) По изобразительной характеристики: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3) По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).

Читайте также:  Простые удобные тапочки спицами без швов

Композиционное построение орнамента

Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.

Бордюр. Это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Рассмотрим различные виды построения бордюров:

1) Полоса односторонняя. На одной из сторон которой ритмически расположены элементы.

а) простой статический ритм.(См. рис.7)

б) простой динамический ритм. ( из рис. 8 видно, как добавляется динамика к орнаменту)

в) простой статический ритм со сложным элементом (рис.9)

г) простой динамический ритм со сложным элементом (рис.10)

д) сложный статический ритм (рис.11)

е) сложный динамический ритм (рис.12)

2. Полоса двухсторонняя. (название говорит само за себя, единственная ремарка: элементы, как правило имеют зеркальную симметрию, ось которой проходит посередине двухсторонней полосы). Рассмотрим следующие виды:

а) простой статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.13. Жирная линия — ось симметрии, разделяющая две стороны полосы)

б) простой статический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.14)

в) простой динамический ритм с совпадающими осями переноса (рис.15)

г) простой динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.16)

д) сложный статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.17)

е) сложный динамический ритм с совпадающими осями переноса (рисс.18)

ж) сложный статический ритм с несовпадающими осями переноса. (рис.19)

з) сложный динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.20)

(Ну вот мы и рассмотрели все разнообразие полос двухсторонних и односторонних. Любые иные встречающиеся формы, скорее всего будут вариантами вышеперечисленных)

3) Полоса, в которой элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине.

а) простой статический ритм (рис21)

б) простой динамический ритм (рис.22)

в) сложный статический ритм (рис.23)

г) сложный динамический ритм (рис.24)

4) Смешанный бордюр. Это полоса, в которой элементы расположены по двум ее сторонам и посередине. (На рис.25 приведен пример сложного варианта со статическими элементами)

На рис.26 рассмотрен смешанный бордюр с динамическими элементами

Раппорт. Или статический сетчатый орнамент — это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку. Рассмотрим следующие варианты:

1) Квадратная сетка без организации центров (рис.27)

2) Квадратная сетка с организацией центров (рис.28)

Как видно из рисунков привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.

Источник