Меню

Бело синие узоры как называется

Роспись из Гжели, или Как возник национальный промысел

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зарождение глиняного промысла

С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.

У каждого искусника был уникальный «почерк» — неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.

Расцвет гжельской росписи

Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.

Еще одно направление — майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже — зеленый, желтый и коричневый цвета.

Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.

Находка новых видов глины

В 19 веке неподалеку от села Мишино обнаружили светлую глину, а затем начали производить из нее полуфаянс. В основном из них получались кувшины и квасники. Вот только изделия выглядели не столь утонченно, как обычные глиняные и были очень хрупкими.

В это же время в Бронницком уезде нашли белую глину. Из нее стали производить фарфор, а впоследствии открыли в селе Володино завод по производству фарфоровых изделий. Предприятием заправлял Павел Куликов, который настолько дорожил секретами производства, что доверял их только двум гончарам и одному рабочему. Именно с этого завода и начинается история гжельского фарфора.

Новый этап в развитии гжельской росписи

К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров — природа, листья, трава, цветы.

Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит.

К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Сине-белые изразцы — голландские или. Путешествие по стилям

Нас часто спрашивают: «Сине-белые изразцы — это Гжель? А почему у голландцев они тоже сине-белые? Кто у кого позаимствовал цвета и приемы?». Синие орнаменты, цветы, пейзажи, парусники, бытовые и батальные сцены на белом фоне очень распространены и любимы, поэтому такие вопросы возникают часто. Мы подумали, что стоит рассказать «кто у кого позаимствовал» и откуда вообще в европейскую культуру пришли сине-белые мотивы.

Все синие рисунки на белом фоне в росписях по керамике можно разделить на пять основны х групп, принадлежащих пяти разным направлениям искусства и пяти странам мира. Перечислим их по географии и по времени появления в истории: китайские рисунки, исламские, в основном, изникские орнаменты, португальские азулежу, дельфтские и голландские мотивы и русская Гжель. Все пять групп имеют характерные черты и очень сильно отличаются друг от друга техникой живописи и изобразительными мотивами.

Читайте также:  Орнамент зигзаг для вязания

Начало было положено китайским фарфором, завезенным кораблями Ост-Индской компании и караванами Великого шелкового пути в Азию, а затем в Европу. Это в основном вазы и посуда эпохи Юань — бело-синий фарфор цинхуа, поставлявшийся в период правления монгольской династии Юань во многие страны. Самые ранние сине-белые изделия относят к XIV веку, а первые фарфоровые вазы с синим кобальтовым рисунком появились на Европейском континенте в XV веке. Они сразу вызвали живейший интерес и попытки копирования.

Первыми копиистами китайских приемов стали турецкие мастера в Изнике, выпускавшие посуду и изразцы для облицовки храмов и домов. В этот период уже была известна иранская технология исламское стон-пасте, позволяющая получать черепок, очень близкий по белизне к китайскому, хотя, еще далекий по качеству от настоящего фарфора. Подробнее об изникской керамике я писала в своей статье «Турецкая керамика — путь от Милета и Изника до Кютахьи».

Изникская тарелка. Керамика Золотого Рога. 1530 год

Изникская сине-белая роспись узнаваема своей очень плотной мусульманской орнаменталистикой, поскольку турецкие художники добавили в китайские мотивы национальный колорит. Изделия изникских мастеров были дешевле китайских оригиналов и хотя уступали им по своим техническим характеристикам, довольно быстро распространились в арабском мире и пришли на Пиренеи, где дали толчок возникновению характерной португальской техники росписи Азулежу.

Первые Азулежу практически не отличались от арабских орнаментов, однако Реконкиста сделала свое дело и постепенно к XVI-XVII веку цветочные и «вязевые» арабские орнаменты были заменены европейским барокко, превратившим португальские Азулежу в совершенно самостоятельный вид прикладного искусства.

Кроме барочных орнаментов с характерными вычурными завитками и сложными криволинейными узорами, Азулежу свойственны огромные живописные панно на керамике, выполненные кобальтом на белом фоне. Их отличает от дельфтских росписей именно сочетание барокальных завитков с сюжетной росписью на бытовую, религиозную или батальную тематику. Обилие людей на таких полотнах является почти обязательным элементом Азулежу. Подробнее мы писали об этом в статье «Азулежу — арабские традиции португальской майолики».

Португальские азулежу с барокальным орнаментом и религиозным сюжетом

В XVII веке голландские мастера из Делфта, также соблазнившиеся высокой ценой китайских фарфоровых изделий, стали копировать сине-белые орнаменты. И так же, как изникские мастера, довольно быстро заменили китайские рисунки на свои собственные сюжеты, по-преимуществу с изображением солдат, всадников, батальных сцен, бытовых картин и цветов. Во второй четверти XVII века появилась мода на морские сюжеты.

Отличие дельфтской архитектурной керамики от Азулежу в простоте композиции. Голландские мастера могут переносить на керамику полотна художников, исполняя их в сине-белой гамме, однако барокальная орнаменталистика им свойственна в меньшей степени и изразцовые панно выглядят более сдержанно.

Кроме того, голландские изразцы, как правило, являются композиционно законченными элементами, где каждая отдельная плитка полностью самодостаточный объект и может не только участвовать в покрытии поверхности, но и «работать» отдельно, например, как картинка, вставленная в рамку. Объединителем, связующим голландские изразцы в единое панно, служит не сюжет, а так называемый, corner motifs (угловой мотив) — небольшой орнамент в виде завитка одного рисунка для всех плиток, расположенный в углах изразца. Это классический прием Делфта, начиная с XVII века.

Читайте также:  Связать красивые перчатки спицами женские необычные

Голландский изразец с угловым мотивом

Голландские изразцы в итоге стали настолько самостоятельными и своеобразными, что образовали отдельный стиль в керамике delftware, многократно повторяемый керамистами других стран. Полная статья о Делфте и развитии стиля delftware опубликована в моей статье «Голландская керамика. Делфт и стиль delftware».
В XVIII веке император Петр I, обучавшийся в юности различным ремеслам в Голландии, под впечатлением от голландских изразцов, повелел открыть такое же производство в Стрельне под Санкт-Петербургом. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.

Однако, русских акцентов в этих сине-белых изображениях не возникло — на стрельнинских кафлях по-прежнему типично голландские мотивы — дамы и господа, домики и корабли, цветочные орнаменты и завитки. И лишь подмосковная Гжель, поменявшая свою цветовую гамму только к середине XIX века внесла исконно русские приемы в сине-белые изображения. Именно стилизованная полукистевая манера письма является визитной карточкой Гжели. Она узнаваема настолько, что ошибиться и спутать ее с кем-то еще практически невозможно.

Замок на тарелке, написанный в гжельской технике полукистевого мазка

На белом фаянсе и фарфоре расцветают легкие цветочные орнаменты, собранные в букеты и розетки, россыпи роз и хризантем, написанные синим кобальтом и уточненные золотыми штрихами, взлетают птицы и раскидываются пейзажи. Гжель впечатляет своим искусством, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики. Подробнее об истории Гжели я писала в статье «Гжель — святой источник русского фарфора».

Я перечислила пять основных стилей сине-белой росписи на керамике. Сегодня практически любая роспись кобальтом по белому фону может быть отнесена к одному из этих стилей.

Источник

Сине-белые изразцы — голландские или…? Путешествие по стилям

Нас часто спрашивают: «Сине-белые изразцы — это Гжель? А почему у голландцев они тоже сине-белые? Кто у кого позаимствовал цвета и приемы?». Синие орнаменты, цветы, пейзажи, парусники, бытовые и батальные сцены на белом фоне очень распространены и любимы, поэтому такие вопросы возникают часто. Мы подумали, что стоит рассказать «кто у кого позаимствовал» и откуда вообще в европейскую культуру пришли сине-белые мотивы.

Все синие рисунки на белом фоне в росписях по керамике можно разделить на пять основных групп, принадлежащих пяти разным направлениям искусства и пяти странам мира. Перечислим их по географии и по времени появления в истории: китайские рисунки, исламские, в основном, изникские орнаменты, португальские азулежу, дельфтские и голландские мотивы и русская Гжель. Все пять групп имеют характерные черты и очень сильно отличаются друг от друга техникой живописи и изобразительными мотивами.

Начало было положено китайским фарфором, завезенным кораблями Ост-Индской компании и караванами Великого шелкового пути в Азию, а затем в Европу. Это в основном вазы и посуда эпохи Юань — бело-синий фарфор цинхуа, поставлявшийся в период правления монгольской династии Юань во многие страны. Самые ранние сине-белые изделия относят к XIV веку, а первые фарфоровые вазы с синим кобальтовым рисунком появились на Европейском континенте в XV веке. Они сразу вызвали живейший интерес и попытки копирования.

Первыми копиистами китайских приемов стали турецкие мастера в Изнике, выпускавшие посуду и изразцы для облицовки храмов и домов. В этот период уже была известна иранская технология исламское стон-пасте, позволяющая получать черепок, очень близкий по белизне к китайскому, хотя, еще далекий по качеству от настоящего фарфора. Подробнее об изникской керамике мы писали в нашей статье «Турецкая керамика — путь от Милета и Изника до Кютахьи».

Изникская сине-белая роспись узнаваема своей очень плотной мусульманской орнаменталистикой, поскольку турецкие художники добавили в китайские мотивы национальный колорит. Изделия изникских мастеров были дешевле китайских оригиналов и хотя уступали им по своим техническим характеристикам, довольно быстро распространились в арабском мире и пришли на Пиренеи, где дали толчок возникновению характерной португальской техники росписи Азулежу.

Читайте также:  Кирпичный фасад с узорами

Первые Азулежу практически не отличались от арабских орнаментов, однако Реконкиста сделала свое дело и постепенно к XVI-XVII веку цветочные и «вязевые» арабские орнаменты были заменены европейским барокко, превратившим португальские Азулежу в совершенно самостоятельный вид прикладного искусства.

Кроме барочных орнаментов с характерными вычурными завитками и сложными криволинейными узорами, Азулежу свойственны огромные живописные панно на керамике, выполненные кобальтом на белом фоне. Их отличает от дельфтских росписей именно сочетание барокальных завитков с сюжетной росписью на бытовую, религиозную или батальную тематику. Обилие людей на таких полотнах является почти обязательным элементом Азулежу. Подробнее мы писали об этом в статье «Азулежу — арабские традиции португальской майолики».

В XVII веке голландские мастера из Делфта, также соблазнившиеся высокой ценой китайских фарфоровых изделий, стали копировать сине-белые орнаменты. И так же, как изникские мастера, довольно быстро заменили китайские рисунки на свои собственные сюжеты, по-преимуществу с изображением солдат, всадников, батальных сцен, бытовых картин и цветов. Во второй четверти XVII века появилась мода на морские сюжеты.

Отличие дельфтской архитектурной керамики от Азулежу в простоте композиции. Голландские мастера могут переносить на керамику полотна художников, исполняя их в сине-белой гамме, однако барокальная орнаменталистика им свойственна в меньшей степени и изразцовые панно выглядят более сдержанно.

Кроме того, голландские изразцы, как правило, являются композиционно законченными элементами, где каждая отдельная плитка полностью самодостаточный объект и может не только участвовать в покрытии поверхности, но и «работать» отдельно, например, как картинка, вставленная в рамку. Объединителем, связующим голландские изразцы в единое панно, служит не сюжет, а так называемый, corner motifs (угловой мотив) — небольшой орнамент в виде завитка одного рисунка для всех плиток, расположенный в углах изразца. Это классический прием Делфта, начиная с XVII века.

Голландские изразцы в итоге стали настолько самостоятельными и своеобразными, что образовали отдельный стиль в керамике delftware, многократно повторяемый керамистами других стран. Полная статья о Делфте и развитии стиля delftware опубликована на этой странице.

В XVIII веке император Петр I, обучавшийся в юности различным ремеслам в Голландии, под впечатлением от голландских изразцов, повелел открыть такое же производство в Стрельне под Санкт-Петербургом. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.

Однако, русских акцентов в этих сине-белых изображениях не возникло — на стрельнинских кафлях по-прежнему типично голландские мотивы — дамы и господа, домики и корабли, цветочные орнаменты и завитки. И лишь подмосковная Гжель, поменявшая свою цветовую гамму только к середине XIX века внесла исконно русские приемы в сине-белые изображения. Именно стилизованная полукистевая манера письма является визитной карточкой Гжели. Она узнаваема настолько, что ошибиться и спутать ее с кем-то еще практически невозможно.

На белом фаянсе и фарфоре расцветают легкие цветочные орнаменты, собранные в букеты и розетки, россыпи роз и хризантем, написанные синим кобальтом и уточненные золотыми штрихами, взлетают птицы и раскидываются пейзажи. Гжель впечатляет своим искусством, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики. Подробнее об истории Гжели мы писали в статье «Гжель — святой источник русского фарфора».

Мы перечислили пять основных стилей сине-белой росписи на керамике. Сегодня практически любая роспись кобальтом по белому фону может быть отнесена к одному из этих стилей.

Мы работаем во всех перечисленных стилях, а также во множестве других, создавая для наших клиентов красивые рельефные и живописные архитектурные элементы из керамики.

Посмотреть на сине-белые изразцы в разных стилях можно на этой странице.

Источник