Меню

Барокко как стиль орнамента

Орнаменты барокко

Барокко (итал. barocco – «излишество») – стиль, зародившийся в Италии и необыкновенно популярный в странах Европы в XVI – XVIII веках. Основным его чертами являются торжественность, помпезность и динамика.

Характерные признаки стиля барокко:
• взаимное пересечение геометрических форм, усложненность пространств;
• преобладание криволинейных сложных форм;
• широкое использование цветовых контрастов;
• чередование выпуклых и вогнутых плоскостей.

Для стиля барокко характерна, прежде всего, показная, а зачастую даже и утрированная роскошь. Однако при этом такая важная черта классицизма, которому данный стиль пришел на смену, как симметрия в нем сохранилась неизменной. Барокко свойственен необыкновенный размах, текучесть сложных форм и слитность. И вместе с тем в этом стиле очень приветствуется все удивительное, необычное и оригинальное.

Основные мотивы орнаментов эпохи барокко

Барочный орнамент многое связывает с позднеренессансным. По-прежнему актуальным остается аканфовый завиток, который обычно переходит в катуш. Основным языком орнамента барокко является аллегория. Однако при этом в нем появляются и зачатки реалистичности. Так, к примеру, в одной и той же композиции в охоте могут принимать участие охотники, собаки и одновременно купидоны и богини. Причем все эта сценка покрыта причудливыми завитками аканфа, символизирующего густую траву. Барочные орнаменты активно вторгаются в композицию самого предмета, то есть являются частью реального пространства.

Зачастую этот декор настолько активен, что затмевает само содержание. Например, на известном гобелене Рафаэля, выполненном по картону «Чудесный улов», даже евангельский сюжет отодвинут на второй план чрезвычайно вычурным, бросающимся в глаза бордюром. Еще одной характерной особенностью орнамента барокко является живописность трактовки. При этом некоторая неправильность симметрии только подчеркивает реалистичность форм и их явную рукотворность. В орнаменте барокко продолжены популярные в классицизме темы раковины, медальона и картуша. На этот раз раковина приобретает веерообразный либо гвоздичный вид. Также этот элемент может ассоциироваться с королевской лилией.

Орнамент барокко очень часто дополняется вытянутыми длинными соединительными линиями. Они могут иметь как лекальные, плавные изгибы, так и прямые, четкие углы. Этот элемент необходим в композиции для того, чтобы придать ей определенность. Иногда этот мотив трансформируется в простые геометрические членения. В этом случае в декоре барокко очень ярко проявляются классические традиции. Отличительной чертой барочного орнамента является выразительность и разнообразие. В том случае, если в нем не присутствуют мотивы классицизма – это настоящая вакханалия, стремящаяся вырваться и сеток раппорта. Широко используются элементы, повторяющие элементы античных греческих и римских орнаментов. Очень охотно применяются и получеловеческие-полузвериные силуэты. Часто мастера применяют такое украшение, как тяжелые связки плодов и листьев.

Во второй половине XVII века орнамент становится строго симметричным. Для этого периода характерно подражание разного рода архитектурным элементам. В декоре позднего барокко часто можно встретить колонны, консоли, балюстрады. Орнамент этого периода поистине роскошный, величественный и несколько грузный. Катуши и раковины дополняются торшерами, жертвенниками, вазами с цветами, драконами. Очень примечательны орнаментальные композиции Жана Берена (1679-1700). В своем искусстве этот замечательный художник опирается на орнаментику французского Возрождения. В его декорах часто можно видеть гротески, выполненные на основе работ XVI века. Художник развивает тему центральной фигуры в орнаментальном обрамлении.

Источник

Узоры и орнаменты барокко

Под орнаментом нужно понимать убранство, которое необходимо для заполнения свободного места на предметах. Выступает он одним из видов творчества, который не обозначается отдельно, но украшает собой изделия. Орнамент представлен в качестве сложной художественной структуры, которая включает в себя: цвет, фактуру, особые линии. Обязательно используются натурные мотивы в виде изгиба стебля, узорчатый листок и др. Понятие «орнамент» взаимосвязано с таким понятием, как декор, которого в отдельном виде не существует. Что представляют собой орнаменты барокко?

Барочный стиль

Как проявляется орнамент в стиле барокко? Барокко — художественный стиль, который возник в Италии и распространился на многие государства Европы с конца XVI до середины XVIII в. Наименование стиля произошло от португальского «жемчужина неправильной формы».

Читайте также:  Анатолий полотно федя карманов узоры судьбы

Орнамент характеризуется своей оригинальностью и живописностью. В нем сохранились некоторые мотивы греческого и римского искусства. В орнаментах применяют фигуры полузверей и полулюдей, разнообразные гирлянды цветов, происходит сочетание символического солнца с лилиями и раковинами.

Позднее барокко (второй половины XVII в.) характеризуется симметричностью. Оно подражает архитектуре в виде колон, балюстрад и консолек. В это время декор богат, но грузен и величественен.

Орнаментальные мотивы

Какие у барокко орнаменты и узоры? Кроме классических акантов, орнамент состоит из картушей, раковин, торшеров и цветочных ваз. Есть множество гирлянд, арабесок, рогов изобилия и музыкальных инструментов, которые пышно обрамлены и расположены симметрично.

На орнаментах барокко картинки можно увидеть следующие: диковинные цветы необычной формы, веточки и листья растений, снопы с колосьями и множество других рисунков. Их же затем стали располагать на тканях.

Орнамент барокко в государствах Западной Европы

Какие использовались орнаменты барокко в этот период? Первоначально этот стиль был применен в скульптуре и архитектуре церквей и длительно хранил отдельные черты ренессанса.

Наибольший расцвет барокко попадает на середину XVIII в. К этому периоду он охватывает все области художественной деятельности. Стиль вошел в строительство (церковное, гражданское), в изготовление тканей, одежды, оружия и ювелирных украшений.

Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков — в Италии, Франции и Испании.

Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном виде стиль распространился на сельских и городских жителей.

Орнамент барочного стиля в России

Какие орнаменты барокко использовались в России? Во второй половине XVIII в. в России, особенно в мебели, сочетается два стиля: барокко и рококо. В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Дворцы предстают в величественной красоте: парадные залы, огромные зеркала и окна, обилие осветительных приборов и свечей. Вся мебель замышляется в качестве общего декоративного убранства, которое состоит из резных кресел и консолей. Устанавливается она по бокам помещения. Парадные залы считались центром дворца и обставлялись с особой роскошью, а жилые комнаты были украшены намного скромнее.

В этом периоде во дворцах ощущалась нехватка предметов интерьера и мебели. Их приходилось перемещать из Зимнего дворца в Летний, что приводило мебель в негодность. Об этом вспоминала Екатерина II в своей переписке.

Применение стиля барокко в декорировании помещений

Основным видом декора становится резьба, которая окрашивалась в несколько оттенков или была позолоченной.

Стены обтягивались шелковыми тканями с рисунками в виде цветов. Иногда применялся бархат, который был синего, зеленого или малинового цвета. Такие стены служили прекрасным обрамлением для картин, имеющих позолоченные рамы.

Множество зеркал помогало визуально увеличить помещение. В стенах имелись ниши, в которых располагались мраморные или бронзовые скульптуры.

Цвета были представлены в ярких оттенках. Самые используемые — синий или белый с использованием золотых и зеленых расцветок.

Потолок расписной, с яркой живописью. Были нанесены изображения животных, птиц, фруктов и др.

Мебель в барочном стиле

Какие орнаменты барокко можно было встретить в мебели? В ней присутствовали следующие особенности:

  • Все мебельные фасады лишены прямоугольного контура, что свойственно изделиям стиля ренессанс.
  • В мебели барокко ее поверхности (столешницы) разбиваются узорчатой инкрустацией.
  • Впервые в мебели были применены изогнутые поверхности, которые получились из древесины методом гнутья. В дорогостоящих изделиях такие формы имеют дверцы шкафов, а иногда и боковые стенки комодов.
  • Бордюрная симметрия с правильным орнаментом, которая свойственна готике, заменяется свободным узором. Мебель инкрустируется слоновой костью, медью, черным деревом и др.
  • Для барочного стиля свойственна сложная фигурность таких элементов, как ножки столов, стульев и шкафов.
Читайте также:  Как связать шапочку с заячьими ушками спицами

В современной мебели элементы барокко используются редко. Некоторое распространение получили орнаменты растительного характера, которые в упрощенном виде применяются на дверцах шкафов или на столешницах.

Орнамент рококо

Что общего в орнаментах барокко и рококо? Стиль рококо является поздней стадией развития барокко, который всегда стремился к большей свободе и простоте композиций.

Его название произошло от французского «рокай», что означает скала. В XVII в. фонтаны стали украшать в виде обломков каменных глыб, которые покрывались растениями, переплетенными в хаотичном порядке. Это стало началом развития стиля, у которого главным свойством была асимметричность.

В рококо чувствуется восхищение искусством Китая, Индии и Персии, поэтому среди орнаментов можно заметить пальмы, фигуры обезьян и драконов. Также стилю присуща любовь к природе, но не к ее естественной красоте, а к искусственной.

Как и ранее, источником вдохновения становится античная мифология. Главной фигурой становится Венера и все, кто связан с ней сюжетом. Это нимфы, амуры.

Вот таким образом в переплетении этих элементов родился новый стиль, отличающийся изяществом и грациозностью.

Стиль классицизма

Рассмотрим орнамент барокко и классицизма. В чем различие? С конца XVII в. наступает эпоха классицизма. На появление стиля значительное влияние оказали раскопки Помпеи и Геркуланума. Вновь античное искусство становится источником вдохновения. Однако в классицизм добавляется и новое видение мира.

Орнамент приобретает уравновешенность с ясными и четкими прямыми линиями, квадратами, овалами и прямоугольниками.

Множество элементов, которые характерны барокко и рококо, сохраняются, но происходит избавление от излишеств и перегруженности деталями.

Многие фигурные композиции изысканны и полны гармонии. Среди любимых мотивов: сфинксы, корзины цветов, голова льва, дельфины и др.

Орнамент классицизма привлекает простыми и изящными линиями, что проявляется в сходстве его с греческим искусством.

Орнамент барокко, обладающий торжественностью и динамичностью, наложил отпечаток на возникшие последующие стили своими неповторимыми композициями.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вязание крючком (0)
  • Вязание спицами (0)
  • Декупаж (5)
  • Интерьер (1)
  • Куклы (5)
  • Мебель своими руками с нуля (4)
  • Переделка мебели (0)
  • Трафареты, карты, рисунки (2)
  • Фарфор (1)
  • Хозяйке на заметку (5)
  • чистота (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Орнамент эпохи Барокко. Ткани и обои

Орнамент эпохи Барокко. Ткани и обои

Узор в стиле Барокко на поверхности тканей разделяется на четыре категории: живой, динамичный узор; экзотические заимствования; виноградный орнамент, берущий начало в предыдущем периоде; и декор смелого рисунка. Несмотря на эти различия, все они очень ритмичны по характеру и обычно составляют целостное впечатление.

Самые динамичные барочные узоры представлены в изделиях, небольших по размеру. Типичным для начала XVII века является противопоставление остроконечных листьев, цветов и семян на вышивке, изображающей насекомых и животных.

Динамичность проявляется также в сложных вышитых вариантах ступенчатого узора. Кружевные края, ставшие независимой техникой, в отличие от тех, что делались на полотне, были перепевами этой традиции до 1640-го г., имели явно выраженную зубчатую форму с одной стороны, а с другой – оставались прямыми специально для пришивания. К середине 1600-х гг. кружева становятся шире и параллельно с тканной одеждой и вышивкой, которая использовалась до них, изображают закрученный растительный орнамент с виноградными гроздьями.
Подобные узоры длительное Время используются в обоях, которые употребляется в небольшом количестве в Европе начиная с 1500-го года.

Контрастные, покрывающие все пространство декоры продолжают создаваться после 1650-го г., но они видоизменяются под влиянием Индии и Восточных стран. Экзотические ростки, заимствованные из импортных тканей (особенно ситцевых), фарфора, лаковых изделий или предметов современной ботаники, тесно сочетаются или размещаются среди волнистых побегов. Их размеры часто гигантские по сравнению с фигурками или птичками, расположенными среди них, что придает неповторимость таким узорам.

Читайте также:  Вязание для малышей схемы узоры описание

Параллельно с этими тенденциями оказывают влияние декоры с гравюр по меди для шелков и обоев; чрезвычайная изысканность тонов способствует появлению эффекта полутонов, используемых во благо декора ткачами и кружевницами, в частности, чтобы усилить тональные оттенки двухцветных тканей с узорами из белых кружев.

Декор виноградной лозы в период Барокко характеризуется легким, лирическим движением сквозь узор. Однако узор все еще симметричен по композиции с его вертикальным, четко просматриваемым зеркальным мотивом.

В вышивке, аппликации, текстиле, используя цвета основной нити может присутствовать горизонтально отраженное повторение. В конце XVII века вертикально отраженный (или направленный) декор часто включает непомерно большие элементы, но основные перемены касаются повторов на тканных изделиях и обоях, которые становятся чрезвычайно длинными, зачастую в три или четыре раза длиннее, чем ширина повторяемого объекта.

Начиная с 1700 по 1717 г, новым элементом декора становится динамичная линия в сочетании с очень тщательной внутренней проработкой. Это явление идет из двух источников.

Первый – кружево, которое стало настолько модно, что декор, подобный кружеву, появляется на тканых полотнах, на печатном бархате (бархат с рельефом, заданным деревянной основой). Такие элементы могут варьироваться благодаря включению филигранных эффектов полутонов и экзотических элементов в виртуозном кружевном исполнении в стиле обманки.

Второе влияние относится к внутреннему декору интерьеров, как бы в ответ на предшествующее появление оформления государственных апартаментов, которое представлено работами гугенотского гравера и создателя декоров Даниеля Маро. Издание гравюр (1709-1713) обеспечило ему международную известность. Он считается законодателем моды чрезвычайно удлиненного декора, о котором говорилось ранее. К тому же Маро соединил существующие до этого тенденции в абсолютно новый стиль, который преобразил твердость контуров в архитектурные формы. Он заполнил ниши классическими образцами – колонками, арками и фестонами. Его влияние ощутимо вплоть до 1740 г.

Текстильный декор во французском Барокко – имеет весьма характерный и выразительный орнамент, в композиции которого происходит как бы «размыкание» ренессансной решетки, выделение из нее четкого симметрического звена, часто прослеживается «балдахинный» силуэт. В центре каждого звена располагается крупная цветочно-кружевная композиция, заменившая ренессансный мотив граната. Как и в Ренессансе, этот мотив в принципе продолжает оставаться графичным, но благодаря сложности фактуры, часто напоминающей аппликацию из цветов и кружев, создает впечатление поистине живописного богатства.

Рис.1. Обои, крупный орнамент стилизованной листвы, выполненный в двух оттенках красного, Англия, Королевская гостиная, дворец Хемтон Корт, 1735.

Рис.2. Занавеска из набора постельных занавесей, вышитых шерстью по хлопково-льняной основе. Узор типичен для вышивки тонкой шерстью, на которую оказали влияние импортированные индийские ткани.

Рис.3. Обои, украшенные отпечатком с медной гравировальной доски, Англия, конец XVII века. При печати использовались мотивы книжных иллюстраций и гравюр.

Рис.4. Кружевное полотно, Италия, 1635. Открытое пространство подобного кружева подчеркивает Контраст между фоном и орнаментом, потому его имитировали в Англии, Фландрии и скандинавских странах.

Рис.5. Рисунки Даниеля Маро. К 1700 году северо-европейские узоры перестали обращаться к принципу S-образного завитка, предпочитая симметричную арку, картуши, ленточные мотивы, балдахины.

Рис.6. Бархатная парча, настенное панно, Венеция, 1660-1700. Под влиянием Маньеризма и изменениями в подходе к украшению государственных апартаментов декор ткани удлиняется за счет добавления элемента внутри S-образного мотива.

Рис.7. Шелковая парча, Италия, XVII в. Крупный, выдвинутый на первый план мотив экзотических ростков в сочетании с внутренним узором подчеркнут сильным цветовым контрастом благодаря ступенчатому расположению.

Рис.8. «Ирландская» Вышивка Елизаветы Паркер, Пенсильвания, 1763. Сумка, вышитая стежком, отражает стиль Барокко живописного узора.

Источник