Меню

Армянский национальный узор плодородие

Орнамент и цвет в армянском национальном костюме: разбираем на примерах

Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия.

Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века).

В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина».

Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия.

Красный цвет в сочетании с зеленым в первую очередь связывается со свадебной символикой. Это нашло отражение в ритуальной одежде, в частности, в свадебном чрезплечнике — косбанд или усбанд, ускап — крестообразной повязке из красного и зеленого платков на груди жениха, в нароте — свитом из красно-зеленых нитей шнуре, повязываемом священником в церкви на шею или руку жениху и невесты как символ бракосочетания, пути брачной пары. Нарот надевали и на шею ребенка при крещении. С помощью этого оберега ребенок проходил инициацию, переходя из ритуально нечистого состояния в ритуально чистое.

Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. Повязать «красно-зеленое» означало сосватать, женить, пожелание женитьбы. Красно-зеленое цветовое сочетание характерно и для повседневной женской одежды ряда регионов, особенно Сюника и Арцаха (нижняя красная рубаха, верхний зеленый архалух ). Иногда красный цвет использовался в свадебном обряде в сочетании с белым: верхнее красное и нижнее белое головное покрывало невесты в Шираке и Джавахке, также красно-белый нарот в Сасуне.

В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Синее в народном восприятии ассоциируется со старостью, смертью. Как для других переднеазиатских народов, синий для армян — цвет траура, причем синий в знак траура носили по дальнему родственнику, черный — по близкому. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.

Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Черный — самый распространенный цвет траура. В армянской традиционной одежде траур отражается, в частности, в головном уборе. В Тароне и Васпуракане (Западная Армения) мужчины в знак траура накидывали на шапки — araxči — черные платки-повязки — p’uši . Женщины в трауре в основном меняли головной убор на черное покрывало. Важно отметить, что молодые женщины носили траур только по мужу, в других случаях это запрещалось, так как полагали, что черный цвет мог лишить их детородной способности.

Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении.

В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой желтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование (засухи, неурожая, болезни). На основе негативного восприятия желтого возник ряд запретов, как, например, запрет посещать новорожденного в период сорокодневия в золотых украшениях, что могло стать причиной заболевания желтухой. Однако ассоциация блеска золота с солнечным блеском/светом оправдывала ношение золотых украшений, а также использование золотой нити в вышивках.

Читайте также:  Жакет вязаный спицами одним полотном

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.

Орнамент одежды относится к той области народного творчества, в которой проявляется специфический облик и национальный колорит народа. О древних истоках орнаментации одежды у армян свидетельствуют археологические находки, настенные росписи, рельефные изображения на стенах церквей, надгробные памятники, миниатюры и пр. Одежда и ее компоненты, наряду с утилитарным, имеют и ритуально-магическое значение. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов (шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол), то есть именно на тех частях одежды, которые имеют сакральную функцию защиты ее от проникновения всякого рода «нечисти». Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса в свадебном и родильном ритуале, орнаментированные женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки — гулпа (в частности, в свадебной обрядности) и пр. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охранно-магическое значение защиты от зла и «нечисти», а иголка (булавка) выполняла роль оберега от сглаза и порчи.

Материал для орнаментации одежды, в частности женской, был богат и разнообразен: это шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, а также золотые и серебряные нити, блестки, бисер и пуговки, мелкие ракушки и даже рыбья чешуя. Ракушкам и чешуе (как извлеченным из воды) приписывалась магическая сила, способная стимулировать плодовитость. Особой колдовской силой наделялись бисер и бусинки из разного материала (стекло, коралл, камень). Мелкие бусы из бирюзы или красного коралла украшали кончики кистей мужских поясов, бахромы головных повязок и женских головных платков. Бисером или бусами вышивались орнаменты на женских поясах и налобниках. По народным представлениям одни из них лечат от определенных болезней, другие нагоняют сон, третьи оберегают от сглаза и т. п.

1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Источник

Армянская вышивка – один из древнейших видов рукоделия

Палица. XVIII в. Константинополь (?) Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Армянская вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Она украшала быт и одежду как крестьянина, так и духовного пастыря, считаясь искусством роскоши. Предметы, посвящаемые Церкви, всегда были изысканы, поскольку предназначались для земного рая, который олицетворяет любой храм. Художественное шитье всегда находилось под особым покровительством Церкви. Хоругви, скатерти, покрывала на потир, балдахины, палицы, чехлы для хранения предметов церковного обихода, элементы ритуального облачения, венцы, тиары, митры, пояса, обувь представляют образцы изысканной, художественной работы. «Высокая культура изготовления армянских художественных тканей позволяла их относить к сакральным предметам, придающим богослужениям парадность и торжественность, что обеспечивало им большой спрос на мировом рынке», — пишет З. Тараян в книге «Армения. Легенды бытия».

Фрагмент завесы. 1761 Константинополь. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Также искусствовед рассказывает о том, что уже в раннем христианстве были разработаны композиции для значимого предмета в убранстве – завесы. Иконостасы вошли в обиход намного позже. Армения настороженно воспринимала любые нововведения, благодаря чему христианская служба дошла до нас в аутентичном виде.

На темных, златоцветных или малиновых шелках вышивались сцены из священной истории. Темные завесы открываются в литургии, посвященные страстям и испытаниям Христа, златоцветные – в праздники.

Рассмотри некоторые сокровища, хранящиеся в музее Первопристольного Эчмиадзина. Мы видим, например, архиерейскую митру, расшитую серебром, жемчугом, изумрудами, самоцветами. Один из воротников, называемых оплечьем, создан в мастерской Новой Джульфы: золотые, серебряные и шелковые нити.

Епитрахиль создана в 1732 в Смирне – здесь мастерицы тоже использовали жемчуг и изумруды (кабошоны). Кабошон – это способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки.

Одна из завес, хранящаяся в этом музее, сделана в 1761 году в Константинополе.

З. Тараян считает, что самыми распространенными мотивами шилья являются испускающие лучи звезды и кресты, головки херувимов и серафимов, фантастические райские сады с прекрасными бледно-оранжевыми и зеленовато-голубыми цветами. Среди них можно узнать календулу, ромашки, георгины, гвоздики. Особыми приемами шилья показаны фактура стеблей, шелковистость, бархатистость или глянец листьев, тяжесть гроздьев и колосьев, легкость облаков.

Читайте также:  Плотная шапка связанная спицами

Омофор. Фрагмент. XVIII в. Несвиж — Слуцк. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Одна из самых популярных в простонародье вышивок – марашская. Названа по имени города Мараш, города, расположенного сейчас в юго-восточной Турции (Кахраманмараш).

В промежутке с 1071 по 1086 гг. столица армянского государства Филарета Варажнуни. После падения государства Варажнуни Мараш, видимо, на короткое время вернулся под власть Византии: до 1097 года его история неизвестна, а в 1101—1104 годах здесь правил вассальный Византии армянин Татул с титулом «князь князей». В 1104 году Мараш был захвачен Жосленом I де Куртенэ и вошел в качестве феода в Эдесское графство. По Девольскому договору 1108 года Мараш был передан Боэмунду Тарентскому.

В конце XII—начале XIII вв. — в составе Киликийского армянского государства. С XVI в. — под властью Турции. Современный Мараш был основан в XVII в. (в 18 км к Западу от старого Мараша). Марашскую вышивку также называют переплетенной армянской вышивкой. А еще – мальтийской. Пожалуй, в мире больше известно наименование «Мальтийская вышивка», но возник и развивался этот вид рукоделия в Армении, а на Мальту пришел уже несколько позднее, в Средние века.

Внешне узоры армянской вышивки удивительно напоминают шедевры армянских камнерезов – то же затейливое переплетение, полное гармонии и почти музыкального ритма.

Образец марашской вышивки

В марте 2017 года в Нидерландах в сокровищнице базилики Святого Серватия была обнаружена марашская вышивка XIV века. Позже Лала Мнеян, обнаружившая находку, привезла ее в Ереван на экспертизу. Ее догадка подтвердилась. Об этой истории написала журналист Магдалина Затикян. Выяснилось, что марашская вышивка в этой базилике была неслучайно: ведь Святой Серватий был известен как Серватиус Армянин. Он родился в Армении в IV веке. Однажды ему явился ангел, повелевший вести проповедь христианства в северных землях. Серватий отправился через Иерусалим в Тонгерен, расположенный на территории современной Бельгии, где был рукоположен в епископы. Согласно летописным источникам, в 381-382 гг. ему явился апостол Петр и наказал перенести епископскую кафедру в Маастрихт из-за нашествия гуннов. Скончался Серватий в 384 г. в этом же городе и с тех пор считается христианским святым и святителем в католицизме и восточном христианстве. Его мощи и сейчас хранятся в базилике Св. Серватия.

Фонд народного искусства «Ангуйц» (Нидерланды) посвятил вечер одному из уникальных видов армянского традиционного рукоделия – вышивке. Фото: Голос Армении

Марашскую, как и урфинскую вышивку, спасали как величайшую ценность во время Геноцида армян. В публикации «Основные черты армянской вышивки» исследователи из Сургута Эльвира Чурсина и Мариам Торосян пишут, что в ней сохранилось мышление армянского народа начиная от дохристианской эпохи до нашего времени, основанное на традициях христианства.

Вышивка отражает характерные черты, свойственные разным регионам Армении. Во второй половине XIX века школы вышивки: Киликии, Малого Айка, Ширак-Джавахк, Ван-Васпураканская, Арарата, Сюник-Арцах, Высокого Айка. Каждая школа имела свои отличительные черты в технике, цветовых оттенках, орнаментике. Армянская вышивка отличается богатством технических средств, мастерством и тонкостью вышивки, со стилизованными растительными и геометрическими мотивами, полихромными орнаментами. Многие вышивки получили свое название от городов и регионов: Мараша, Айнтапа, Вана и другие.

Армянский музей Москвы предлагает вам прочитать этот очерк: приятно, что авторы в своих исследователях опирались на публикацию Армянского музея Москвы и культуры наций. Также мы представляем вам фотогалерею, посвященную главным образом марашской вышивке.

Основные черты армянской вышивки

Армянская вышивка — один из древнейших видов рукоделия, в котором сохранилось мышление народа начиная от дохристианской эпохи до нашего времени, основанное на традициях христианства. Одна из вышивальщиц старых школ до сих пор хранит образцы спасенных со времен геноцида вышивок. Это урфинские и марашские вышивки. Ей удалось спасти семьдесят три неповторимые вышивки и более двухсот тридцати схем вышивок. В настоящее время образцы хранятся в Национальной галерее Армении.

Вышитая подушка — элемент бытовой армянской культуры

Необходимо отметить, что в Армении вышивка — одно из самых распространенных ремесел. Вышивка отражает характерные черты, свойственные разным регионам Армении. Во второй половине XIX века школы вышивки: Киликии, Малого Айка, Ширак-Джавахк, Ван-Васпураканская, Арарата, Сюник-Арцах, Высокого Айка. Каждая школа имела свои отличительные черты в технике, цветовых оттенках, орнаментике. Армянская вышивка отличается богатством технических средств, мастерством и тонкостью вышивки, со стилизованными растительными и геометрическими мотивами, полихромными орнаментами. Многие вышивки получили свое название от городов и регионов: Мараша, Айнтапа, Вана и другие.Рассмотрим более подробно традиционные урфинские и марашские вышивки.

Читайте также:  Вязаный объемный свитер спицами схемы с описаниями

Вышивка Урфы конца XIX века – начала XX веков отражает эстетические вкусы многих поколений. Урфа (Эдесса) – это древний город, основанный армянами еще до нашей эры, который был эпицентром вышивки в Великой Армении. Эта вышивка сочетает в себе растительные, геометрические, животные и архитектурные мотивы. Но главным в этой вышивке является растительный орнамент, выявляя связь человека с природой и преклонение перед нею. Роскошная флора Урфы – незабудка, колокольчик, гранат, ежевика, шиповник, роза, ромашка и мак, которыми украшаются одежда и предметы была, обретают в вышивке новую жизнь, благодаря умелым вышивальщицам, которые сочетают условное с реальным.

Вышивка Мараш, или по-другому Мальтийская вышивка, получила свое название в средние века, когда пришла на остров Мальта, но появилась и активно развивалась в Армении. Данная армянская вышивка имеет несколько названий: «Переплетенная», «Мараш» и «Мальтийская вышивка». Мотивы перечерчиваются на ткань с подлинника специально предназначенным карандашом. Затем начинается сам процесс вышивки. Выполняется первый ряд, затем второй ряд стежков «Косичка». На этом этапе необходимо точно проследить, чтобы концы стежков были либо под, либо над другим стежком. Далее оплетаются верхние и нижние сетки, завершая узор. При желании можно сделать еще несколько рядов, проведя рабочую нить между тканью и нитками сетки. Вышивка получается рельефная и приятная на ощупь. Эту технику можно развить и получить более сложный узор «Мальтийский крест».

Изучая образцы традиционных вышивок, можно отметить, что характерной чертой данных вышивок являются растительные, зооморфные и геометрические узоры, стилизованность орнамента и реалистические сюжеты. Эти вышивки пленяют изяществом рисунка, архаичностью символов и отточенностью своей композиции.

Вышивка гладью и крестиком были самыми распространенными в Армении, но традиционное искусство плетения иглой особо выделяется. При помощи этой техники исполнялись искусные кружевные цветы для налобников национального женского наряда, салфетки, скатерти и много других изделий. Рассматривая мотивы, цветовые решения, переплеты нитей, можно найти сходство с мотивами кружевной резьбы камнерезов, армянских миниатюристов.

В целом, рассматривая и изучая национальный орнамент Армении, можно его разделить на 3 группы: растительный, геометрический и зооморфный. Остановимся более подробно на этих группах орнамента.

Для сюжета растительного орнамента характерны различные виды деревьев, стеблей, ветвей и листьев.Символом бесконечной жизни в данном орнаменте является волнистая линия с лепестками и ростками, которой украшаются края одежды. Замысловатым орнаментом отличаются мужские и женские куртки и безрукавки западных армян. Цветы являются символом юности, вечной молодости и непорочности. По поверьям миндалевидный орнамент, который встречался на передниках, был символом плодородия и защиты от зла.

Вышивку букв армянского алфавита можно часто увидеть в армянских домах.

Зооморфный орнамент использовался на одежде редко, так как он очень стилизован, с характерным акцентом внешних признаков животного. Самым распространенным мотивом являются «рожки» — стилизованный орнамент, состоящий из рогов быка, коровы или овна. Используется на женских передниках и других элементах костюма. Орнамент символизирует плодородие, обилие и благополучие. На тканных орнаментах наиболее распространенным является закодированная змея, в S-форме, для женской одежды.

Геометрический орнамент особенно свойственен Западной Армении. Им украшают женскую и мужскую одежду. Геометрический орнамент имеет большую смысловую нагрузку, чем другие орнаменты. Одним из самых часто встречающихся орнаментов является круг. Распространентакже квадрат, который означает пространство, а четыре угла имеют значениечетырех стихий, сторон света, времен года. Треугольник имеет двоякое значение. Женский символ, треугольник, изображен вершиной вниз, а мужской символ изображался вершиной вверх. Ромб символизирует плодородие как объединение двух начал.

Порой вместо орнамента можно встретить надписи, вышитые или же вытканные, которые на ряду с орнаментом считываются в виде знаковблагопожелания. Утратив свой сакральный магический смысл, орнамент сохранился в народной одежде до начала двадцатого века. В современном мире традиционные орнаменты часто стилизуются и широко применяются в декоративно – прикладном искусстве.

Стилизованный орнамент широко использовался в ковроткачестве Армении. Орнамент армянских ковров был очень разнообразен. Орнаментальными мотивами для армянских ковров служили стилизованные изображения людей, животных и растений.В некоторых работах главное место занимал орел, а также крест. Характерной чертой являлись яркие краски, узоры и загадочные символы ковров.

В завершение можно отметить, что каждая точка и цвет в армянской вышивке имеет свое значение и ничего просто так не делается. Можно отметить преданность своим традициям, которые передаются из поколения в поколение. Спустя века традиции сохранились и активно развиваются, несмотря на частичную утрату семантики образов. Таинственные знаки, подтекст в каждом символе и вдохновляющие цветовые соотношения подчеркивают основные черты армянской вышивки, делают ее узнаваемой среди тысячи других.

Источник