Меню

Архитектурный стиль рококо орнамент

Орнамент стиля рококо

Характерные особенности стиля рококо

• Использование ассиметричных динамичных форм.
• Широкое применение белого и золотого цветов. Часто используются голубой, розовый, желтый и зеленый.
• Ярковыраженный уход от реальности в театральность и фантазии.
• Широкое использование восточных мотивов.
• Удобство, практичность и комфорт.
• Обращение к мифологии.

Рококо – это, прежде всего, утонченный и изысканный стиль загородных вилл XVIII века. Помимо этого, данный стиль блестяще проявился во всех сферах художественно-промышленных производств.

Основные характерные особенности орнамента рококо

Рокайль как главный элемент орнамента в стиле рококо

Зарождение орнамента рококо

Самым первым признаком зарождающегося стиля стало новое орнаментальное решение обрамления художественного произведения. При этом контуры последнего обычно теряют устойчивость. В отличие от гротеска, орнаменты рококо никогда не покрывают пространство целиком, даже в самых дерзких композициях. При этом элементы и мотивы рокайля сильно тяготеют к натурализму. Однако распознать к какому именно миру – растительному, животному или минеральному относится тот или иной элемент зачастую достаточно сложно. Мотивы орнамента рококо сливаются и перетекают друг в друга. Ракушка может незаметно объединиться с картушем, вязь – с листвой, камушки – с трофеями. Среди растительных элементов зачастую практически невозможно разглядеть маленьких птичек, выполненных в том же цвете и гармонично переплетающихся с причудливыми завитками.

Наиболее известным художником, представителем стиля рококо считается Жюст Орель Мейсонье (1695-1750), сын златокузнеца из Турина, скульптор, ювелир, архитектор, автор многочисленных проектов изделий декоративно-прикладного искусства. Именно в его произведениях впервые встречается столь характерная для орнаментики рококо форма – мотив изогнутой раковины. С этим стилем часто связывают имя Пино, работавшего в отелях Виллар, Руйе, Роклор и Мазарини. Характерным примером орнамента раннего рококо можно считать арабески, выполненные Рене Шово на потолке Стокгольмского дворца Тессин в 1697 году. По стилю это оформление очень близко стилю Жана Берена, являвшегося в конце XVII века главным декоратором Франции. Самым знаменитым создателем арабесок рокайля начала XVIIIв. считается Клод Одран. Его орнаменты отличаются от декора Берена легкостью и стилизацией, напоминающей традиционный гротеск.

Источник

Рококо в архитектуре: это надо знать

Рококо в архитектуре проявилось, как новый с тил ь , из высокого Барокко. Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали его определяющими? На примерах Франции, Италии, Германии и России исследуем их и, заодно, различия между архитектурой барокко и рококо.

Предпосылки Рококо в архитектуре

Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.

  • Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
  • мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
  • панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —

всё это представляет стиль Рококо или Позднего Барокко.

Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, он выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о Рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.

Основные элементы в Рококо архитектуре

Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Барокко было гораздо более прямолинейным с более тяжелым и темным декором . Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный» , которое связано с декором парковых гротов и павильонов.

Основные элементы стиля рококо в архитектуре

  • Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
  • Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий . Тоже относится к важнейшим деталям.
  • В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
  • Ц ветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.
  • Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
  • Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.

Рококо в архитектуре Франции

Версаль

Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.

Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Париж

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Он а принял а форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более м аленькие комнаты и уютные салоны.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желани я произвести впечатление на гостей — на стрем ление к большей близости и меньшему величию. Х озяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были ж енщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Читайте также:  Варианты вязания сетки спицами

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форм у комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.

Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам , показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьер е . Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Барокко Борромини.

Стиль Рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.

Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.

Рококо архитектура Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.

Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Екатерининский дворец, расположенный в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, который служил летней резиденцией русских царей. Более 100 килограммов золота использовались для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные «окружности» в стиле рококо.

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.


By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.

Барокко и Рококо: сравнение

Архитектура может выражать силу и драму или легкость и воздушность. Барокко и Рококо демонстрируют эти качества. Хоть Рококо и считают истончившимся барокко, многие искусствоведы выделяют его в отдельный стиль. Давайте рассмотрим сходства и различия между ними.

Причины появления архитектуры барокко и рококо

Барочная архитектура появилась в Италии 16-го века как стиль, разработанный для усиления влияния католической церкви. Вы когда-нибудь стояли перед церковным храмом в восхищении? Или чувствовали свет и праздник? Такие реакции происходят не случайно. Архитектура влияет на психику человека.

Барокко появилось во время рождения протестантства, когда реформаторы уходили из лона католицизма. Реакцией на это было желание Ватикана укреплять статус в обществе. Архитектуру раннего барокко, ориентированную на храмы, принято рассматривать как визуальную форму религиозной пропаганды.

Рококо представлял собой отход от тяжелой эмоции и драмы к более беззаботному, но очень декоративному стилю. Он отверг чрезмерно эмоциональные элементы. Если Барокко пропагандировало силу церкви, то Рококо — светскую высокую моду. Однако, помимо дворцов и усадеб, рококо тоже использовался в некоторых церквях.

Влияние архитектурных стилей

усиливают взаимодействие света и тени, создавая иллюзию драматичности. Массовые группы элементов, такие как колонны и пилястры (квадратные колонны, которые не являются полностью автономными), делают структуры более впечатляющими и значительными. Барокко часто повторяет архитектурные элементы на разных поверхностях. Интерьеры полны смелых цветов и украшений, много позолоты или очень тонких слоёв золота.

Обратите внимание, как стены, выгибаются на передней части этой барочной церкви в Италии

Архитектура барокко была глубоко эмоциональной. Все эти тени и кривые создают ощущение движения и производят сильное впечатление.

Переход в рококо

Рококо — это другая сторона «причудливой» архитектуры: лёгкая и беззаботная. Стиль появился для дворцов, вилл, мест развлечения гостей и разнообразных вечеринок с интеллигенцией. Рококо был принят аристократами и распространился там, где растущие аристократические классы хотели демонстрировать свою светскость. Он стал популярным в Европе в 18 веке, особенно в Германии, Польше и России.

Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.

Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

4516,Стиль рококо в архитектуре – незабываемая первоклассная роскошь

Рококо – самый загадочный, уникальный стиль, господствовавший во времена французской аристократии. Это не просто стиль, а образ жизни и мышления высшего класса, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии. Рококо – порождение исключительно светской культуры и, прежде всего, королевского двора. Причудливый и кокетливый, стиль рококо живёт и сейчас в интерьерах современных европейцев, довольствующихся роскошью и богатством.

Читайте также:  Вязать джемпер для мальчика 3 года спицами с описанием

Происхождение

Стиль Рококо в архитектуре – это стиль, возникший скорее искусственно – как реакция на классицизм и барокко.
Если вспомнить, то классицизм отличался монументальностью, простотой, но громадными масштабами зданий, сооружений, памятников. Барокко – менее масштабный, но также колоссальный, характеризующийся неким официозом.
В этих стилях строили здания очень долго по всей Европе, в том числе и в России.
С течением времени не только архитекторам, но и обычным людям стало казаться, что ни классицизм, ни барокко не удовлетворяют современных потребностей людей. Громадные и кое-где не совсем удобные здания, похожие на монументы, занимавшие большую площадь застройки, казались неудобными. А для проживания вовсе были непригодными, так как их требовалось хорошо отапливать, что явно не способствовало экономии ресурсов.
Так возникает стиль рококо в архитектуре в самом начале XVIII века во Франции. Название стиля происходит от французского слова, в переводе означающего «декоративная раковина, камень».

Архитектурный стиль рококо

Продолжая рассматривать тему стили архитектуры в начале XVIII века, мы можем увидеть архитектурный стиль рококо.

Появление архитектуры рококо:

  • Этот архитектурный стиль рококо появился во Франции еще во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723;начало XVIII века), достиг своей вершини при Людовике XV, перешёл в соседние страны Европы и смог господствовать в ней до 1780-х годов, после которого вытеснив занял неоклассицизм. Архитектурный стиль рококо есть видоизменением бароко и не внёс в архитектуру никаких новшеств в конструктивных элементах, но использовал старые.

Черты рококо

— ассиметрия, главными декоративными элементами которой являются морские камешки, раковины моллюсков, морских звезд и т.д.;
— цветочные орнаменты, повторяющие очертания букв S или С. Очертания декора плавные и волнообразные.
— восточные мотивы (преимущественно китайские);
— элементы всех стихий и времен года;
— особая цветовая гамма (золото, голубизна, белизна, слоновая кость, желтизна, кремовые оттенки).
Золото использовали для того, чтобы выделить важные детали и элементы оформления. Люди чуть победнее использовали сусальное золото, также выигрышно смотревшееся в рококо. Также можно было использовать вместо золота краску в тон ему – золотистую охру, бежевые, каштановые оттенки.
Синонимами рококо в архитектуре можно назвать легкость, игривость, прозрачность.
В Европе (во Франции) стиль рококо появился практически спонтанно, во времена строительства знаменитого Версальского дворца. Это классический вариант изменения стиля. Так один из залов выполнен в монументальном барочном стиле, а итоговое строительство закончилось уже в стиле рококо. Тяжеловесность избыточности зеркал, колонн в Версале компенсировалось с помощью легкости в орнаментах.
Путем вмешательства другого стиля получился красивый, прекрасный архитектурный ансамбль.
Из Франции рококо плавно переместился в другие европейские государства, в том числе в скандинавские.
Декоративность убранства прижилась повсеместно. Особенно на севере Европы лаконичность сереньких зданий удачно стала сочетаться с чертами рококо очень гармонично.
Историко-культурная ситуация, складывавшаяся в Европе в 30-х годах XVIII столетия, также ознаменовалась с налаживанием торговых отношений со странами Востока. Стиль рококо в архитектуре только начинает раскрываться во всем своем величии и великолепии. Утонченность Японии и Китая выразилась в богатстве и витиеватости орнаментов, позаимствованных в тех странах. В Европу попадают красивые декоративные изделия из лака, фарфора, дорогого шелка и прочих роскошных материалов, которыми украшались интерьеры. Именитые дома соревновались между собой в переустройстве своего быта. Люди совершали визиты друг другу, чтобы подробно рассмотреть ту или иную архитектурную изюминку.
Многие стилевые черты рококо придумывали женщины, собственно, ничего не понимавшие в архитектуре. Это были знаменитые красавицы, приближенные к императору Франции, — маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри. В рококо они провозглашают элементы празднества, карнавала, всеобщего и безудержного веселья.
Миниатюрные павильончики, домики в китайском стиле, скрытые от любопытных глаз в роскошных зеленых садах и парках, строились с целью уединения и любовных излияний.

Архитектурный стиль рококо фото

Характерные черты стиля рококо:

  • ими являются грациозный орнаментальный ритм;
  • нагруженость декорациями интерьера;
  • изысканность;
  • дает от­каз тяжеловесным формам;
  • предпочитает легкость и изящество;
  • меняется и колористика;
  • немалое внимание к мифологии, личному комфорту, эротическим ситуациям;
  • исчезает прямолинейность (прямые линии);
  • исчезают плоские поверхности;
  • Меняются формы и размеры, начинают декорироваться живописью и позолотом, декоративными тканями, зеркалами, камнями также асимметричной лепкой и скульптурными фигурами. Эта декорация приобретает манерно-утонченный и необычно сложный вид. Комнаты напоминают формы шкатулки с украшениями.
  • В интерьере важным козырем становится не пышность и величественность, а комфорт.

Архитектурный стиль рококо оставил значительный след в истории архитектуры Европы и повлиял на дальнейшее развитие искусства и архитектуры.

Асимметричный ракельный орнамент в этом периоде дал название стилю — «рококо».

Рококо в архитектуре

Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.

Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.

Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Читайте также:  Вяжем детский свитер с рисунком спицами

Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.

Ландшафт в стиле рококо

После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.

Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.

Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко.

Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.

Трансформация стиля

Примечательно, что мода на стиль рококо в архитектуре продолжалась значительный промежуток времени. Постоянно в стиль вносились новые элементы, которые после этапа апробации, становились классикой, дошедшей до нас сейчас.
Пик рококо приходится на моду в России при отделке дворянских домов в крупных городах Москве и Петербурге. Рококо в этом случае характеризуется пышными гостиными с наличием дорогих художественных полотен известных авторов.
Во второй половине XIX века в России формируется собственный рококо – сам владелец особняка придумывал орнаменты и оформлял дом в своем собственном стиле, не прибегая к консультациям архитекторов и прочих специалистов. Так, черты рококо начинают постепенно сглаживаться, привносятся новые, не похожие на другие. Однако некая перегруженность декоративными элементами привела к так называемому кризису стиля и его постепенному сглаживанию и перерастанию в другой стиль.

Архитектура рококо фото экстерьера

Эпоха рококо пролитела под правлением женщин, особенно выделилось в России, где в это же время наступила эпоха женщин-императриц. Элементы стиля появились в ансамбле Большого Екатерининского дворца, который был заложен при Екатерине I и был расширен при Елизавете Петровне. В Австрии императрица Мария Терезия указала построить ансамбль Шёнбруннского дворца.

По-поводу женщины-символа того времени то это была Маркиза де Помпадур. Дочь лакея, которая возвысилась до уровня роскошной и расточительной фаворитки короля Людовика XV, она же меценатка которая активно покровительствовала искусству: Многое количество отраслей художественного производства достигли высокого расцвета с её ближайшем участии.

Стиль Рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.

Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.

Архитектура рококо фото интерьера

Архитектурный стиль рококо — это закат барокко, имеющий связь с закатом аристократической дворянской французкой культуры. Тем временем, параллельно этой культуры, уже существовала рациональная и деловая культура нового класса — буржуазии. Это истинное начало века Просвещения и Разума.

Упадок архитектуры рококо:

  • В 1850-х гг. архитектурный стиль рококо попадает под критику за манерность, присутствие излишней декоративности, вычурности.

Этот стиль не имел соответствие идеям радикализма, который стал популярным во французском обществе в середине XVIII в. И вновь внимание архитекторов привлекают спокойные и уравновешенные формы античной архитектуры.

Рококо архитектура Германии

Sans Souci. Рококо в архитектуре Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.

Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

Источник