Меню

Альфонс муха растительный орнамент

«Сады моей души всегда узорны. » Чешский художник Alfons Maria Mucha

Мадонна лилий. Фрагмент

Альфонс Муха (1860 — 1939) — чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво.

В 1878 году Альфонс Муха послал свои документы в Пражскую академию изящных искусств, но они были ему возвращены с рекомендацией: «Найдите профессию, где вы принесете больше пользы». Страшно подумать, что, опусти тогда Муха руки, мир мог бы потерять великого художника.

Афиша к пьесе «Жисмонда» с Сарой Бернар

Афиша к пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда» сделала Муху знаменитым. История создания афиши – уже легенда. Сам художник считал, что это был не иначе как перст Судьбы.

26 декабря 1894 года директору парижского издательства Лемерсье позвонила великая актриса Сара Бернар и попросила срочно изготовить афишу для ее новой роли. Все штатные художники праздновали Рождество. В типографии оказался только никому не известный график Альфонс Муха, который с печатником готовил оттиски карикатур для своих друзей. Пришлось срочно раздобывать для нищего художника фрак и цилиндр, ибо без них за кулисы театра тогда не пускали. Говорят, издатель поджидал Муху в соседнем кафе. Тот появился через пару часов и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката.

Сара Бернар в роли Медеи

Луна. Серия «Луна и звёзды»

Утренняя звезда. Фрагмент

«В центре его творений всегда находится женщина. Она гипнотизирует нас некоторой отрешенностью, притягивает безмолвными обещаниями; она пленительна, возвышена и эротична. Ее взгляд затуманен, будто она только что появилась, неожиданно очнулась и находится между любовной грезой и неясными воспоминаниями о каком-то другом мире. Ее очарование зачастую подчеркнуто локонами, спадающими до плеч или вьющимися вокруг прелестного лица».

Портрет Яри (Ярославы, дочери художника)

Марушка. Портрет жены

Хорватская девушка с яблоками

Женщина с горящей свечой

«Альфонс Муха не был самым необычным из художников модерна. Он был самым характерным из них, но в этом и заключается его уникальность. Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля.
«Стиль Мухи» — это синоним ар-нуво с его мягкими естественными линиями. Все, к чему прикасалась рука чешского художника: плакаты, журнальные иллюстрации, реклама и даже упаковки с детским питанием, — превращалось в гимн женской красоте.

Причина невероятной популярности Мухи заключалась в том, что он уловил самую суть нового искусства и дополнил его своими неповторимыми чертами.

В модерне смешались стили Античности и Средневековья, Европы и Востока, христианства и язычества. Природные формы, перевоплощенные фантазией художников, деформировались, вытягивались в бесконечные вибрирующие линии и фантастические цветы и листья. Асимметрия и экзотика, парадоксальность и иррационализм – кредо модерна. Муха довел это разнообразие и утонченность форм до абсолюта. В его орнаментах переплетаются все мыслимые представители флоры и фауны – от полевых цветов до морских животных

Источник

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво

Альфонса Муху часто называют французом и вообще считают лишь театральным декоратором, или «кем-то вроде того». Мало кто знает, что он — один из основоположников стиля ар-нуво (Art Nouveau), а также основатель театральной и рекламной афиши в стиле модерн. Родом он из Моравии — исторического региона Чехии. Его яркие работы вошли в сокровищницу мирового искусства и до сих пор выпускаются как арт-постеры. Но помимо них в его портфолио — серьёзные произведения искусства, иллюстрации к журналам и книгам, примеры декорирования интерьера и экстерьера, а также (что меня лично интересует больше всего) дизайн ювелирных украшений.

Читайте также:  Схем для вышивки крестом гроза

Альфонс Муха обучался в двух самых известных художественных школах своего времени на деньги спонсора, почитателя его таланта. Когда этот самый граф обанкротился, художнику с незаконченным образованием пришлось бросить занятия серьёзной живописью и разрабатывать эскизы и рисовать рекламные плакаты, афиши, календари, ресторанные меню, приглашения, визитные карточки и проч.

Поворот в судьбе Мухи наступил в 1894-м. Накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс» заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда», главную роль в котором исполняла великая актриса Сара Бернар. Говорят, она сама позвонила в издательство, где работал Альфонс Муха и попросила срочно сделать афишу для её новой роли. Все штатные художники уже находились на рождественских каникулах, и директор передал заказ Мухе, который числился в издательстве вроде как подмастерьем. Плакат был выполнен в технике многокрасочной литографии. Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Художник стилизовал черты лица Сары, и обвел его ореолом из золотой мозаики. Большими длинными листами были заклеены все стены и заборы Парижа. Восхищенная публика срывала плакаты на память.

Сама Сара Бернар была под впечатлением, ведь на афише она получилась такой, какой видела себя на сцене: не пятидесяти с чем-то лет дамой, а эфемерной чаровницей. По её протекции Муха получил место главного декоратора театра и некоторое время был также любовником знаменитой актрисы.

С той поры все рекламные афиши исполнял для нее только Муха, открывший уже свой неповторимый стиль. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям: «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет» и другим.

Змеевидный браслет на левой руке Медеи придуман Мухой во время работы над плакатом. Сара Бернар заказала ювелиру Жоржу Фуке сделать браслет в форме змеи и кольцо c драгоценными камнями по эскизу Альфонса Мухи. Если не ошибаюсь, именно этот золотой браслет в Европе прозвали «розой руки».

Между художником и ювелиром началось тесное сотрудничество. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фуке показал ювелирную коллекцию, выполненную по эскизам Мухи и наделавшую много шума. Она состояла из фантастических театральных предметов, составленных из большого числа компонентов, соединявших множество техник и материалов, но выглядевших гармонично. А главное, все они были в том стиле, каким жил в то время весь Париж.

Украшение для корсажа, гребень «Бабочка»и брошь со шмелём работы Жоржа Фуко по эскизам Альфонса Мухи

Тогда же Муха декорировал парижский магазин ювелира, использовав природные мотивы: веточки, листья, лепестки и проч. Особой гордостью мастера стали специально созданные для Фуке фигуры павлинов.

Читайте также:  Узоры для ткачества половиков

Позднее Альфонс Муха упростил свой стиль, отбросив лишнюю виньеточность, византийность в пользу большей строгости очертаний. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.), продолжая, впрочем разрабатывать и дизайн украшений. Примечательно, что даже на этикетках его дамы украшены изящными ювелирными изделиями.

Этикетки шампанского и папиросной бумаги для примера

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas» («женщина в стиле Мухи», как если бы «тургеневская девушка»). Центр композиции его работ, как правило, молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, иногда довольно условной, с роскошными волосами, утопающая в море цветов или декоративных элементов- то пленительная, то загадочная, то роковая, но всегда миловидная и, как сказали бы сегодня,сексуальная.

Начиная с 1897 года Альфонс Муха организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу. Они ужасно популярны, как и их автор. Журнал La Plume даже посвящает художнику специальный номер.

Обложка календаря для журнала La Plume (обложка также известна под названием «Зодиак»)

В 1902 году Муха опубликовал каталог своих орнаментов с предложениями как их использовать на практике.

Вот некоторые страницы из этого известнейшего опуса: любой орнамент — уже готовый эскиз украшения

В 46 лет, в зените славы, Муха женился в Париже на своей юной ученице и соотечественнице Марии Шитиловой. Моложе художника на 22 года, она, тем не менее, обожала его искренне и бескорыстно. Была для него любимой Музой, и до конца жизни не мог он избавиться от её чар, и рисовал её поющие изгибы тела и черты лица беспрестанно.

Двух дочерей — рыжеволосых красавиц, так похожих на мать, вырастили они. Их Альфонс Муха также обожал и выражал свою любовь, как настоящий художник — в картинах.

До 1910 года Альфонс Муха с семьёй жил и работал в США, где считался крупнейшим художником современности, снискав себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов. Но тяготила его американская направленность на коммерцию и вскоре он исполнил свою мечту — вернулся на родину и создал серию крупных живописных полотен под общим названием «Славянская эпопея».

Картины эти Муха передал в дар Праге, но тогда полотна ни на кого не произвели впечатления. Его считали мастером афиши и интерьера, и его декоративные работы в Салоне мэра в Муниципальном доме Праги были куда более популярны.

В Чехословакии 30-х годов его творчество считалось устаревшим и чересчур националистическим. Власти гитлеровской Германии даже включили его в список врагов рейха. После захвата Праги в марте 1939-го гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией. Умер Альфонс Муха тихо, 14 июля 1939 года, держа в ладони руку Марии. Он предчувствовал еще большую беду, ведь уже началась вторая мировая война. Перед умирающим художником на стене висели эскизы его последних творений — наброски для почтовых марок, как обычно, полные гармонии и изысканности.

Читайте также:  Цветочные узоры для ногтей

Альфонс Муха в последние годы жизни за работой

P.S.: Чтобы не завершать грустной нотой, покажу, на что однажды вдохновила меня вот эта обложка журнала, которой хорошая нижегородская мастерица Ольга Старкова, работавшая в технике декупаж, украсила мне кошелёк.

Если приглядеться, на даме — элегантный сотуар, модное во времена Мухи украшение. Немного моей фантазии и силуэт превратился в реальность (насколько уж она ценна, решать вам).

Спасибо за внимание! Прошу не судить строго мой поверхностный обзор и милости прошу в мой круг и магазинчик.

Источник

Альфонс Муха

Жёлто-коричневые цвета, характерные завитушки и чёткие контуры, будто нарисованные хорошо заточенным карандашом – картины этого художника легко узнаваемы и очень популярны. Главные герои его работ – красивые рыжеволосые славянки и растительный причудливый орнамент. А ещё в честь этого великого живописца назвали астероид №5122! Конечно же, мы говорим об Альфонсе Мухе (Alfons Mucha).

Его имя чётко ассоциируется со стилем Модерн. Его ещё часто называют Ар-нуво, что в переводе с французского означает «новое искусство». Это направление вошло в моду в конце 19-го века, а угасло в 10-х годах 20-го. Растительный орнамент, изогнутые линии, отказ от углов – вот основные отличительные черты Модерна. Забавно, что Муха не любил это направление и лишь зарабатывал деньги с его помощью.

Главной «фишкой» его картин является техника многокрасочной литографии. Это такой способ печати, при котором краска под давлением переносится на бумагу с плоской формы. Правда, Мухе пришлось изобрести собственный метод литографии. Дело в том, что художник был большим поклонником византийского золотого цвета, как бы поблёкшего от времени, а печать тех времён не использовала такие краски.

Второй особенностью его работ стал размер. Мастер ввёл в моду вертикальный продолговатый формат, которым его картины оригинально отличались от остальных.

Альфонс Муха стал невероятно популярен благодаря одной женщине. Она была культовой актрисой и её звали Сара Бернар. Благодаря ей весь Париж выстроился в очередь за картинами модерниста. Давайте перенесёмся в конец 19 столетия и узнаем, как развивалась та история.

Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Муха сделал набросок в своём блокноте во время представления, а затем нарисовал эскиз прямо на мраморной плите столика в кафе, за неимением других подручных черновиков. Афиша стала революционной! Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. Актрисе так понравилась работа, что она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра! А то легендарное кафе, в котором был сделан первый набросок, предприимчивый де Бруноф купил, чтобы показывать за отдельную плату стол-черновик.

Источник