Меню

Академия окаймлять режиссерский корифей лирический пощадить суверенитет эксперимент орнамент

Академия окаймлять режиссерский корифей лирический пощадить суверенитет эксперимент орнамент

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) академия, окаймлять, режиссёрский

2) корифей, лирический, пощадить

3) суверенитет, эксперимент, орнамент

4) абсолютный, восклицание, очаровать

5) околдовать, прогрессивный, санкционировать

В этом задании нужно выделить корень слова и определить правило написания безударной гласной в корне. Корень слова для удобства будем выделять в квадратные скобки, ударение – прописной буквой.

Внимательно прочитайте каждое слово, определите, какое правило нужно применить (правописание проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной в корне) и выберите ряды слов, где пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Таких рядов может быть от 2 до 4.

1) [акадЕми]я – непроверяемые, проверяемая (академИзм), о[каймл]ять – непроверяемая, [режисс]ёрский – непроверяемые;

2) [корифЕй] — непроверяемые, [лир]ический – проверяемая (лИрика), по[щад]ить – проверяемая (пощАда);

3) [суверен]итет – непроверяемые, проверяемая (суверЕнный), [эксперимЕнт] – непроверяемые, [орнАмент] – непроверяемые;

4) [абсолЮт]ный – непроверяемые, [воск]лицание – непроверяемая, о[чар]овать – проверяемая (чАры);

5) о[колд]овать – непроверяемая, про[гресс]ивный – проверяемая (регрЕсс), [санкци]онировать – проверяемая (сАнкция).

В ответ выписываем цифры, соответствующие номерам выбранных строчек, без пробелов и запятых.

Источник

Вариант 25

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Свет от обычной лампы в пространстве рассеивается, и при увеличении расстояния его яркость уменьшается.

2) Лазер излучает концентрированный пучок света, в котором все волны имеют одинаковую длину.

3) Лазеры — электронные приборы, которые можно использовать для того, чтобы отправлять свет, например, до Луны, так как волны лазерного света имеют одинаковую длину и не рассеиваются.

4) Лазерный свет отличается от обычного тем, что его волны имеют одинаковую длину и направление, к тому же они совпадают по фазе и не рассеиваются в пространстве.

5) Лазеры излучают волны, которые имеют одинаковую длину, направление и не рассеиваются в пространстве, поэтому лазерный свет можно посылать на далёкие расстояния.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАПРАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАПРАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Линия движения, путь развития. Идти в северном направлении.

2) Участок фронта. Бои на западном направлении.

3) Общественное, научное и течение, группировка. Реалистическое направление в искусстве.

4) Документ о назначении на работу, о командировании. Вручить направление.

5) Устремление к чему-нибудь. Направление внимания.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Первые КАМЕННЫЕ строения в Сибири были сооружены в Тобольске.

ЗАЧИНАТЕЛЬ и родоначальник греческой философии и науки Фалес первым доказал несколько геометрических теорем.

Предприниматели, имеющие одинаковые ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ возможности, находятся в примерно равных условиях.

Ни один, даже самый ИСКУСНЫЙ лекарь, не сможет сделать человека здоровым, если человек сам не решит принять в этом активное участие.

КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ жилище оказывает благотворное воздействие на развитие семейных отношений, общение членов семьи.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Алюминий хорошо проводит электрический ток, поэтому из него собирают фольгу для приготовления пищи.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ФЛЮГЕРА на здании

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Не нарушая сказочного колорита, Николаем Николаевичем Носовым создана занимательная энциклопедия ребячьей жизни.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) В ХХ веке для составления карт стали использовать снимки, сделанные из космоса.
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3) Сотрудничая с кинорежиссёром Эйзенштейном, Прокофьев написал музыку к кинофильму «Войне и миру».
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Зная положение небесного тела и время наблюдений, можно определить путь светила по земному небосводу
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Климат Мексики благодаря рельефу тоже весьма разнообразен.
6) На Руси первопечатником считают Ивана Фёдорова, издавший в 1564 году книгу «Апостол».
7) В студенческие годы И.П. Павлов поставил немало интересных опытов по изучении работы поджелудочной железы.
8) Как на войне, и также в мирное время Пирогов всегда приходил на помощь людям.
9) В Риме Рафаэль написал свою известнейшую картину «Сикстинская мадонна».
Читайте также:  Умелые ручки вязание спицами

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) академия, окаймлять, режиссёрский

2) корифей, лирический, пощадить

3) суверенитет, эксперимент, орнамент

4) абсолютный, восклицание, очаровать

5) околдовать, прогрессивный, санкционировать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ни..вергаться, бе..грешные, ра..крошить

2) пр..изойти, пр..бабушка, пр..следить

3) пр..града, пр..зрительный, пр..одолеть

4) без..дейный, под..грывать, из..сканность

5) кар..ера, фел..етон, помест..е

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) доступн..сть, черед..вать

2) кальци..вый, заво..вать

3) обманч..вый, постук..вать

4) постанов..ик, совет..ик

5) сервир..вать, сгоряч.. (сказать)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) прикрут..шь, независ..мый

2) наден..шь, занима..мый

3) загуб..шь, уплач..нный

4) владе..шь, подготов..вший

5) (ветры) разгон..т, терп..щий (бедствие)

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

География учит людей бережно относиться к природе, к её далеко (НЕ)БЕСКОНЕЧНЫМ ресурсам.

Забота о природе (НЕ)ВОЗМОЖНА без бережного и любовного отношения к каждому ручейку, к каждому кусту и дереву.

К 2050 году на планете прибавится ещё (НЕ)МЕНЕЕ трёх миллиардов жителей.

Ныне каждый человек употребляет в год 20 тонн всевозможных ресурсов, это (НЕ)СЧИТАЯ воды.

История заселения планеты, история открытия и освоения новых земель продолжалась (НЕ)ОДНО столетие.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ ХIХ века Амедео Авогадро предположил, что все газы состоят из молекул, (ПРИ)ЧЁМ число молекул в единице объёма любого газа одинаково, если одинаковы давление и температура.

Особенно лисицу выручает нюх — врага она чувствует (ИЗ)ДАЛИ и успевает (ВО)ВРЕМЯ убежать или спрятаться.

Стратегическая обстановка требовала быстрейшего соединения, и это ТО(ЖЕ) явилось причиной отступления армий Барклая и Багратиона (В)ГЛУБЬ страны.

Количество кислорода пополняется (ЗА)СЧЁТ фотосинтеза, (ПО)ЭТОМУ его содержание в воздухе постоянно.

КАК(ТО) раз нам пришлось ночевать в альпийских лугах (В)БЛИЗИ высоких ледников горного Кавказа.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В Исландии пожилые женщины носят чёрные дли(1)ые суко(2)ые платья традицио(3)ого покроя, часто с отделкой из серебря(4)ых нитей.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Столетиями ветряные или водяные двигатели были единственными двигателями и помогали людям в физической работе.

2) Появившаяся в ХVIII веке паровая машина была сооружением огромным и тяжёлым.

3) Самые маленькие паровые машины пытались установить на телеги и так возникли предки автомобилей.

4) Благодаря паровому двигателю появились железные дороги и парусные корабли уступили место пароходам.

5) Турбины не только приводят в движение корабли или самолёты но и вырабатывают электрический ток на электростанциях.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ещё в IV тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы(1) наблюдая(2) за движением небесных тел(3) создали особую систему (4) позволяющую точно определять сроки разлива Нила.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А ты(1) славянская(2) комета(3)

В своём блужданье вековом,

Рассыпалась чужим огнём(4)

Сообщница(5) чужого света!

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как наука(1) которая(2) описывает(3) и изучает прошлое человечества(4) история зародилась две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С чем бы мы ни знакомились(1) мы всё время чувствуем(2) что это нас не удовлетворяет(3) и жарко стремимся мы к будущему(4) так(5) как настоящее не может нас насытить.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Вы замечали, наверное, идёшь по лесу — свет! (2) Думаешь пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. (3) А глянет солнце — свет во сто крат умножается. (4) В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. (5) Размышляя в такие часы понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога на осенних полях. (6) В стогах заключён труд людей. (7) Стога — кладовая благополучия на завтрашний день. (8) Большинство деревенских свадеб искони приходилось на эту пору окончания летних трудов. (9) И конечно, красота земли играет не последнее дело на человеческом празднике осенью. (10) Красота эта доступна каждому из живущих. (11) Иди с открытыми глазами и сердцем — от человека земля красоту не прячет.

Читайте также:  Вязаная китайская шапочка спицами описание схема

(1) Сказывают древние книги, будто великий Дионисий, замыслив расписать новоявленный храм, собирал холщовую подорожницу и уходил окрест — в лесную тишь, в одинокое раздумье. (2) Заповедная нехоженность Ферапонтова межозерья, пряный дух разомлевших боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами, где далеко слыхать, как стремительно возносится, шуршит коготками по сухому корью осторожная белка или как трепещет крыльями стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, — это тихое общение с птахами, травами и родной землёй отрешало живописца от расслабляющей повседневности, очищало и возвышало душу, звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино, копило в нём слабеющие силы для очередного бессмертного творения.

(3) Но была в том одиноком скитании и своя корысть: пройдёт ли Дионисий верховолочьем, берегом ли ручья, сам тем временем неотступно высматривает всякие земные обнажения. (4) Растирает в щепотке мелки и глины, крошит пестиком известняки и цветные камушки, подобранные на перекатах, толчёт их в порошок в походной ступе, а потом замешивает в плошке на ключевой воде, пачкает цветной кашицей припасённые дощечки. (5) И долго глядит сощурясь, примериваясь к полученному колеру.

(6) Казалось бы, что можно извлечь из этих спёкшихся комьев, из овражных осыпей, озёрной гальки или сумрачных ливневых размывов… (7) Но посмотрите на многовековые невянущие фрески, и вы затихнете восхищённо: какое празднество красок! (8) Хотя и нет здесь ни откровенно красного, ни синего, ни зелёного… (9) Любил тонкий художник мягкие, нежные тона, почти неощутимые переходы, от которых сладко благоговела, смягчалась современная ему человеческая душа, теплилась надеждой. (10) Розово-красный он укрощал до лёгкой розовости или малиновости, душную зелень смягчал до прозрачной овсяной зеленцы, а охру — до золотистой соломистости. (11) А между этими умягчёнными тонами неприметно пускал ещё больше умягчённые тональности, и оттого все храмовые росписи — и на стенах, и на сводах, и на опорных столбах — обретали воздушно-лёгкий, серебристо-радужный колорит, подобный то ли цветной изморози, то ли нерукотворному узорочью. (12) И эта тонкая, неуловимая для глаза вибрация полутонов сообщала живописи чарующее необыкновение!

(13) К расцвету своего мастерства Дионисий извлёк из окрестных долов около ста сорока видов красителей и был убеждён, что это далеко не всё и что красочному воссиянию русской земли нет предела. (14) Надобно только воистину загореться, захотеть одержимо в земной обыкновенности увидеть сокрытую красу и радость и уловить, подглядеть в простой невзрачной тверди как бы застенчивую, но всегда дивную, нежную улыбку матери-природы. (15) «Подвижничество — это великое, радостное, как и всякий труд во всеобщее благо и всеобщее спасение, и сил на то утаивать не можно», — думал о своём призвании Дионисий.

(16) В наше время, однако, уже никто не скитается по глухим ярам с пестиком и ступкой. (17) Ныне «улыбку природы» можно без хлопот приобрести в магазине «Канцтовары». (18) Продаётся она уже в готовых тюбиках. (19) Удобно и просто: отвинтил колпачок, надавил большим пальцем на округлое матово лоснящееся брюшко упаковки и — пожалуйста! (20) Благо, что и всякие кисти, холсты, картоны, уже загрунтованные, готовые к исполнению, тоже продаются в достатке. (21) Достигнутый прогресс избавил современного живописца от самой докучливой (с нашей точки зрения) обузы — добывать необходимые краски, освободив его для чисто творческого дела: бери кисть и — твори, выдумывай, пробуй! (22) Было бы и вовсе не хлопотно, если бы вот так же запросто, нажав пальцем, можно было выдавить из одного тюбика, скажем, необыкновенный замысел, а из другого — вдохновение. (23) Или, допустим, зашёл в ателье и заказал себе пару крыл для творческого взлёта… (24) Но, видно, искусство не терпит расслабленности, тем более сделок с совестью, порождающих леность душ и меркантильные помыслы. (25) Напротив, оно требует постоянного преодоления задуманного, способствуя, в свою очередь, преодолению художником самого себя и захватывая его одержимостью. (26) Так что, как ни всемогущ прогресс, но вдохновения в лавке пока не купишь. (27) Тут изощрённый человеческий ум спасовал, ничего не придумал, и всё, что касается творческого взлёта, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь — иди и поклонись родной земле. (28) Всё остальное — от лукавого.

Носов Евгений Иванович (1925—2002) — русский советский писатель, автор книг: «Берега», «В чистом поле», «Мост» и др.

Читайте также:  Карманы для кроватки спицами

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Общение с природой возвышало душу Дионисия.

2) Создавая фрески, Дионисий использовал только яркие тона.

3) Дионисий считал, что подвижничество во имя всеобщего блага несёт радость.

4) Современному художнику не надо добывать необходимые краски: их можно купить в любом магазине канцтоваров.

5) Творческий взлёт возможен только при наличии прочной материальной базы.

(1) Сказывают древние книги, будто великий Дионисий, замыслив расписать новоявленный храм, собирал холщовую подорожницу и уходил окрест — в лесную тишь, в одинокое раздумье. (2) Заповедная нехоженность Ферапонтова межозерья, пряный дух разомлевших боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами, где далеко слыхать, как стремительно возносится, шуршит коготками по сухому корью осторожная белка или как трепещет крыльями стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, — это тихое общение с птахами, травами и родной землёй отрешало живописца от расслабляющей повседневности, очищало и возвышало душу, звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино, копило в нём слабеющие силы для очередного бессмертного творения.

(3) Но была в том одиноком скитании и своя корысть: пройдёт ли Дионисий верховолочьем, берегом ли ручья, сам тем временем неотступно высматривает всякие земные обнажения. (4) Растирает в щепотке мелки и глины, крошит пестиком известняки и цветные камушки, подобранные на перекатах, толчёт их в порошок в походной ступе, а потом замешивает в плошке на ключевой воде, пачкает цветной кашицей припасённые дощечки. (5) И долго глядит сощурясь, примериваясь к полученному колеру.

(6) Казалось бы, что можно извлечь из этих спёкшихся комьев, из овражных осыпей, озёрной гальки или сумрачных ливневых размывов… (7) Но посмотрите на многовековые невянущие фрески, и вы затихнете восхищённо: какое празднество красок! (8) Хотя и нет здесь ни откровенно красного, ни синего, ни зелёного… (9) Любил тонкий художник мягкие, нежные тона, почти неощутимые переходы, от которых сладко благоговела, смягчалась современная ему человеческая душа, теплилась надеждой. (10) Розово-красный он укрощал до лёгкой розовости или малиновости, душную зелень смягчал до прозрачной овсяной зеленцы, а охру — до золотистой соломистости. (11) А между этими умягчёнными тонами неприметно пускал ещё больше умягчённые тональности, и оттого все храмовые росписи — и на стенах, и на сводах, и на опорных столбах — обретали воздушно-лёгкий, серебристо-радужный колорит, подобный то ли цветной изморози, то ли нерукотворному узорочью. (12) И эта тонкая, неуловимая для глаза вибрация полутонов сообщала живописи чарующее необыкновение!

(13) К расцвету своего мастерства Дионисий извлёк из окрестных долов около ста сорока видов красителей и был убеждён, что это далеко не всё и что красочному воссиянию русской земли нет предела. (14) Надобно только воистину загореться, захотеть одержимо в земной обыкновенности увидеть сокрытую красу и радость и уловить, подглядеть в простой невзрачной тверди как бы застенчивую, но всегда дивную, нежную улыбку матери-природы. (15) «Подвижничество — это великое, радостное, как и всякий труд во всеобщее благо и всеобщее спасение, и сил на то утаивать не можно», — думал о своём призвании Дионисий.

(16) В наше время, однако, уже никто не скитается по глухим ярам с пестиком и ступкой. (17) Ныне «улыбку природы» можно без хлопот приобрести в магазине «Канцтовары». (18) Продаётся она уже в готовых тюбиках. (19) Удобно и просто: отвинтил колпачок, надавил большим пальцем на округлое матово лоснящееся брюшко упаковки и — пожалуйста! (20) Благо, что и всякие кисти, холсты, картоны, уже загрунтованные, готовые к исполнению, тоже продаются в достатке. (21) Достигнутый прогресс избавил современного живописца от самой докучливой (с нашей точки зрения) обузы — добывать необходимые краски, освободив его для чисто творческого дела: бери кисть и — твори, выдумывай, пробуй! (22) Было бы и вовсе не хлопотно, если бы вот так же запросто, нажав пальцем, можно было выдавить из одного тюбика, скажем, необыкновенный замысел, а из другого — вдохновение. (23) Или, допустим, зашёл в ателье и заказал себе пару крыл для творческого взлёта… (24) Но, видно, искусство не терпит расслабленности, тем более сделок с совестью, порождающих леность душ и меркантильные помыслы. (25) Напротив, оно требует постоянного преодоления задуманного, способствуя, в свою очередь, преодолению художником самого себя и захватывая его одержимостью. (26) Так что, как ни всемогущ прогресс, но вдохновения в лавке пока не купишь. (27) Тут изощрённый человеческий ум спасовал, ничего не придумал, и всё, что касается творческого взлёта, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь — иди и поклонись родной земле. (28) Всё остальное — от лукавого.

Носов Евгений Иванович (1925—2002) — русский советский писатель, автор книг: «Берега», «В чистом поле», «Мост» и др.

Источник